Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:41, курсовая работа
Цель: исследовать научно-теоретические вопросы деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
Объект исследования – крестьянские (фермерских) хозяйства РФ.
Предмет исследования - организационно-экономические основы функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью решаются следующие задачи:
раскрыть теоретические основы и отличительные особенности функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств;
выявить тенденции в развитии крестьянских (фермерских) хозяйств, определить их место в современной экономической системе;
обосновать приоритетные направления развития крестьянских (фермерских) хозяйств, направленные на повышение эффективности их деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..3
I. ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО – НАИБОЛЕЕ РАЦИОНАЛЬНАЯ И ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ НА ЗЕМЛЕ
1.1. Место и роль фермерского хозяйства в аграрном производстве……………………………………………………7
1.2. Особенности производственной деятельности фермерского хозяйства………………………………………………………12
1.3. Основные права и обязанности владельца крестьянского фермерского хозяйства………………....................................15
II. ОСОБЕННОСТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1. Возрождение и становление фермерства в России 18
2.2. Содержание рыночного механизма хозяйствования, его роль в фермерской деятельности…………………….20
2.3. Проблемы развития фермерских хозяйств………….23
III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ
3.1. Передовые формы организации фермерского хозяйства……………………………………………….26
3.2. Лизинг как форма перспективного финансирования хозяйства…………………………………………….....27
3.3. Совершенствование производственной и сбытовой деятельности фермерского хозяйства……………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
- не
нарушать прав других
- своевременно
предоставлять в
- согласовывать
все виды строительства с
Таким образом, закон гарантирует крестьянским
(фермерским) хозяйствам полную хозяйственную
свободу, невмешательство в их деятельность
со стороны государственных, хозяйственных
и других органов и учреждений, конечно,
за исключением случаев нарушения земельного
законодательства.
II.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ ФЕРМЕРСКОГО
ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
2.1. Возрождение
и становление фермерства
в России.
В России понятие "крестьянское хозяйство" появилось с 1906 года, когда одной из основных форм хозяйствования на земле было общинное хозяйство.
В 1907 году крестьяне получили право свободного выхода из общин и создания (развития) собственных (единоличных) хозяйств (1). Начало этому положила реформа, начатая главой тогдашнего Российского Правительства П.А. Столыпиным. Реформа П.А. Столыпина была рассчитана на двадцать лет, но не была осуществлена. Тем не менее, она привела к серьезным изменениям в производственных отношениях тогдашней аграрной России. Следующий период передачи земли крестьянам приходится на время после Октября 1917 года, когда Вторым съездом Советов был принят Декрет о земле. Крестьяне тогда получили более 150 млн. га земли. В 1928 году, накануне коллективизации, в стране насчитывалось уже более 25 млн. единоличных крестьянских хозяйств, которые обрабатывали около 97% посевных площадей, имели 90% средств производства, причем лишь каждое пятое хозяйство пользовалось наемным трудом. В период Нэпа широко развернулось кооперирование крестьянских хозяйств в сфере снабжения средствами производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственного кредита. Все это дало толчок развитию сельского хозяйства страны. Среднегодовой прирост производства продукции составлял около 10%. Таких темпов роста производства сельскохозяйственной продукции в стране больше никогда не было. Третий период передачи земли крестьянам и создание крестьянских (фермерских) хозяйств совпал с коренными реформами (с 1992 года), т.е. с переводом всего народнохозяйственного комплекса страны на рыночную экономику. В настоящее время в России насчитывается более 260 тысяч действующих крестьянских (фермерских) хозяйств (8). Согласно законодательству, крестьянское (фермерское) хозяйство может выступать на рынке как предприниматель в качестве юридического лица или физического лица без образования юридического лица.
Вместе с тем, крестьянские (фермерские) хозяйства все еще не раскрыли свои потенциальные возможности в деле эффективного ведения сельского хозяйства и обеспечения роста сельскохозяйственного производства. Это связано не только со слабой обеспеченностью крестьянских (фермерских) хозяйств средствами производства, финансовыми ресурсами и др., но и с недостаточно полным разрешением проблем теории производственных отношений, несовершенством законодательной базы, регулирующей земельные, экономические и другие отношения, а также отсутствием методологии и практических рекомендаций по организации рациональной системы бухгалтерского учета, контроля и планирования в крестьянских (фермерских) хозяйствах.
В России на первом этапе возрождения
фермерства, начатого в 1990 г., значительную
часть фермеров составили горожане, многие
из которых впоследствии ушли из села
или переключились на другие виды деятельности.
В настоящее время основную массу составляют
селяне.
Среди преуспевающих фермеров
особую группу составляют бывшие руководители
и специалисты сельского хозяйства. Благодаря
прежнему положению многие из них смогли
приобрести в период реорганизации сельскохозяйственных
предприятий или выхода из них относительно
лучшие земли и технику и ныне обладают
крупными, хорошо оснащенными хозяйствами,
применяющими современной технологии
(7). Они обладают специальным образованием
и производственным опытом. В то же время
значительная часть фермеров ведет полунатуральное
хозяйство, что связано с недостатком
финансовых средств, низкой технической
оснащенностью производства, трудностями
сбыта продукции.
Российское фермерство представляет
общественная организация - Ассоциация
крестьянских (фермерских) хозяйств и
сельскохозяйственных кооперативов России
(АККОР), созданная в 1990 г. Функционирует
также фонд "Российский фермер", призванный
оказывать финансовую поддержку фермерству.
В регионах созданы фермерские ассоциации,
являющиеся органами фермерского самоуправления
и выполняющие функции по развитию фермерской
кооперации, созданию инфраструктуры,
информационно-консультативного и агросервисного
и иного обслуживания
Таким образом, вопрос о русском фермерстве,
о том, в каких экономических типах оно
формировалось, как хозяйствовало и на
какой земле, какова, наконец, его истинная
роль в дореволюционной российской деревне,
остается недостаточно исследованным.
В настоящее же время, многие исследователи
утверждают, что возрождение фермерства
в России возможно и для этого есть все
предпосылки: льготное кредитование, субсидирование,
бесплатное обучение.
2.2.
Содержание рыночного
механизма хозяйствования,
его роль в фермерской
деятельности.
Хозяйственный механизм – это совокупность приемов, методов, экономических рычагов, стимулов, регламентирующих развитие экономики (2). Экономическая роль хозяйственного механизма заключается в ускорении темпов экономического развития и повышение экономической эффективности.
Рыночный механизм – это хозяйственный механизм, но с более активной совокупностью и действиями экономического механизма, т.е. экономических рычагов в рыночной экономике.
Хозяйственный (рыночный) механизм включает в себя 4 основные группы звеньев:
1) правовое
и законодательное
2) организационные
звенья регулирования (
управления развития предприятия, отрасли и т. д.)
3) экономический механизм (долговременные экономические нормативы, используемые в планировании; цены и тарифы на услуги; надбавки, субсидии, санкции; налоги и льготы, кредитование и страхование; бюджетные ассигнования
и т. п.);
4) социальная защита (защита человека в условиях сменной работы, льготы пенсионерам, неприкосновенность собственности, компенсационный механизм, защита от роста цен – индексация, гарантии эффективной деятельности по производству продукции).
Для того, чтобы более точно раскрыть сущность хозяйственного механизма, необходимо подробнее рассмотреть отдельные составляющие его звеньев.
Предприятие любой организационно-правовой формы должно осуществлять свою деятельность в рамках действующего законодательства РФ, которое включает большую совокупность различных нормативно-правовых актов и затрагивает все аспекты производственно-экономической деятельности предприятий, разрабатывается и действует на общегосударственном уровне (4).
После вступления в законную силу Гражданского кодекса РФ экономическим субъектам представилась возможность широкого выбора организационной формы.
Главный вопрос при проведении аграрных реформ заключается в праве собственности на землю.
Вопросы государственного регулирования деятельности агропромышленного комплекса (АПК) всегда были в центре внимания российских органов власти – как центральной, так и на местах. С переходом к рыночной экономике, как водится,
произошел полный пересмотр принципов, методов и форм государственного вмешательства в АПК. Почему-то на государственном уровне было решено, что для создания условий развития предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве достаточно выполнить два основных мероприятия – объявить, что теперь земля принадлежит крестьянам, и полностью отказаться от государственного вмешательства в агросектор. Второе мероприятие было выполнено сразу и полностью, с первым же возникли проблемы – право свободного распоряжения землей до сих пор законодательно не предусмотрено.
По истечении шести лет очередных коренных преобразований в АПК для властей стало, наконец, очевидным, что без государственной поддержки сельское хозяйство ни в одной стране мира существовать не может. Результатом этого стало утверждение Федерального закона от 14 июля 1997 г. №100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» (6). Этим Законом были установлены правовые основы экономического воздействия государства на агропромышленное производство (АПП).
В аспекте правового и законодательного обеспечения механизма хозяйствования особое место занимают законы о финансировании и кредитовании, инвестициях и налогообложении (существующий налоговый кодекс) и другие.
Правовое и законодательное обеспечение необходимо в процессе функционирования экономического механизма хозяйствования, который представляет собой совокупность экономических рычагов, воздействующих на развитие экономики положительно или отрицательно в зависимости от степени его совершенства.
В процессе развития экономики любого формирования на ряду с экономическими рычагами используются и рычаги социальной защиты предприятий, работников
отрасли, населения.
В частности, в проблеме безработицы элементом социальной защиты является пособие по безработице; в условиях быстрых темпов инфляции используются индексы по увеличению заработной платы, пособий, пенсий и другие элементы социальной защиты.
Таким образом, можно сделать вывод о том,
что понятие рыночного механизма играет
весьма значимую роль не только в фермерской
деятельности, но и в экономике в целом.
2.3.
Проблемы развития
фермерских хозяйств.
Эффективное развитие КФХ и МФХ сталкивается с рядом институциональных проблем, по которым целесообразно разработать механизмы и предложения, обеспечивающие рост данных форм хозяйствования.
1. Одна
из наиболее значимых проблем
для любого КФХ –
При этом основным ограничителем выступает
не отсутствие спроса на сельскохозяйственную
продукцию и продовольствие, а отсутствие
инфраструктуры сбыта. Поэтому фермер
осенью вынужден продавать по себестоимости
свою продукцию посредникам. Данная проблема
связана как с отсутствием сбытовых структур,
действующих в интересах производителей,
так и инфраструктуры первичной переработки
сельскохозяйственной продукции и инфраструктуры
хранения и транспортировки.
2. Применение
инноваций в совокупности с
такими факторами как высокая
квалификация менеджмента,
Производительность труда в сельском
хозяйстве России в 5-6 раз уступает европейским
показателям. Это касается как растениеводства,
так и животноводства. Основной фактор
высокой производительности сельского
хозяйства в европейских странах – инновации
(7).
3. Институциональная
база крестьянской (фермерской) деятельности
по многим позициям также не соответствуют
современным реалиям. Институт КФХ, введенный
Гражданским кодексом Российской Федерации
в начале 90-х годов и закрепленный Федеральным
законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве», не стимулирует
сельхозпроизводителей иметь статус крестьянского
(фермерского) хозяйства. Как следствие,
количество КФХ с середины 90-х годов неуклонно
снижается. Многим фермерам выгоднее работать
в форме личного подсобного хозяйства
(далее - ЛПХ), чем иметь статус КФХ.
Устранение институциональных дефектов
за счет совершенствования законодательства
было бы выгодно и фермерам (возможность
получения кредитов для развития бизнеса),
и государству (устранение искажений статистики).
4. Для
решения всех выше