Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:37, курсовая работа
Международная торговля является важным средством развития национальной экономики, поскольку с ее помощью повышается производительность труда, увеличивается общий объем производства. Государства, экспортирующие свои товары в другие страны, получают значительный экономический выигрыш за счет развития специализированных производств, которые обладают сравнительно более высокой эффективностью по сравнению со странами, производящими аналогичные продукцию.
Введение
1. Основные черты мировой торговли
1.1. Содержание мировой торговли
1.2. Основные этапы в развитии мировой торговли и ее динамика в современных условиях
1.3. Структура и основные товаропотоки мировой торговли. Роль торговли услугами в международном обмене
1.4. Ценообразование на мировом рынке товаров. Интернациональные издержки и мировые цены
2. Классические теории международной торговли
2.1. Теория абсолютных преимуществ А. Смита
2.2. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо
2.3. Теория соотношения факторов производства Хекшера— Олина
2.4. Теорема выравнивания цен на факторы производства (теорема Хекшера— Олина— Самуэльсона)
2.5. Парадокс Леонтьева
3. Стандартная модель международной торговли
3.1. Основы стандартной модели
3.2. Понятие условий торговли
3.3. Выигрыш от внешней торговли
4. Альтернативные теории международной торговли. Теория конкурентных преимуществ
4.1. Теория специфических факторов производства
4.2. Внешняя торговля на основе эффекта масштаба
4.3. Торгуемые и неторгуемые товары и услуги
4.4. Теорема рыбчинского
4.5. «Голландская болезнь»
4.6. Теория конкурентных преимуществ страны Майкла Портера
5. Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития
5.1. Место внешней торговли в экономике России
5.2. Структура внешней торговли России
5.3. Конкурентные преимущества и слабые стороны России
5.4. Перспективы развития внешней торговли России
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
17
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
________________________ факультет
Кафедра_______________________
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Развитие международной торговли в современных условиях.
Внешняя торговля России и проблемы ее развития
по дисциплине
Экономическая теория
Выполнена студенткой
С.В.Черемисиной
Группа ФК101СФЗ (С)
Екатеринбург
2008
Содержание
Введение
1. Основные черты мировой торговли
1.1. Содержание мировой торговли
1.2. Основные этапы в развитии мировой торговли и ее динамика в современных условиях
1.3. Структура и основные товаропотоки мировой торговли. Роль торговли услугами в международном обмене
1.4. Ценообразование на мировом рынке товаров. Интернациональные издержки и мировые цены
2. Классические теории международной торговли
2.1. Теория абсолютных преимуществ А. Смита
2.2. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо
2.3. Теория соотношения факторов производства Хекшера— Олина
2.4. Теорема выравнивания цен на факторы производства (теорема Хекшера— Олина— Самуэльсона)
2.5. Парадокс Леонтьева
3. Стандартная модель международной торговли
3.1. Основы стандартной модели
3.2. Понятие условий торговли
3.3. Выигрыш от внешней торговли
4. Альтернативные теории международной торговли. Теория конкурентных преимуществ
4.1. Теория специфических факторов производства
4.2. Внешняя торговля на основе эффекта масштаба
4.3. Торгуемые и неторгуемые товары и услуги
4.4. Теорема рыбчинского
4.5. «Голландская болезнь»
4.6. Теория конкурентных преимуществ страны Майкла Портера
5. Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития
5.1. Место внешней торговли в экономике России
5.2. Структура внешней торговли России
5.3. Конкурентные преимущества и слабые стороны России
5.4. Перспективы развития внешней торговли России
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Международная торговля является важным средством развития национальной экономики, поскольку с ее помощью повышается производительность труда, увеличивается общий объем производства. Государства, экспортирующие свои товары в другие страны, получают значительный экономический выигрыш за счет развития специализированных производств, которые обладают сравнительно более высокой эффективностью по сравнению со странами, производящими аналогичные продукцию.
Принцип сравнительных преимуществ утверждает, что совокупный объем выпуска продукции будет наибольшим, если каждый товар будет производиться с меньшими общими издержками производства по сравнению с той страной, куда ввозится этот товар. И что естественно, поскольку выгоднее купить товар другой страны, чем организовывать собственное производство, которое потребует больших затрат на аналогичный товар.
Благодаря международной торговле мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния народа. Каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, и обменивать товары, на которых она специализируется, на продукты, издержки производства, которых в стране ниже по сравнению со всей страной. Если так будет поступать каждая страна, то мир может в полной степени использовать преимущества географический и человеческий специализации.
Кроме указанной выгоды от международной торговли следует указать и на побочные выгоды, которые получает страна от международного разделения труда. Свободная международная торговля стимулирует конкуренцию и ограничивает господство монополий. Возрастающая конкуренция иностранных фирм вынуждает местные фирмы переходить к производственным технологиям, обеспечивающим наиболее низкие издержки на создание соответствующих товаров. Конечно, переход на новые технологии предполагает использование самых новейших достижений в области науки и техники, что в целом способствует повышению качества продукции, росту производительности труда, экономическому развитию страны в целом. Свободный международный обмен товаром предоставляет потребителям возможность выбора или более широкого ассортимента товаров, пополнение полок магазинов самыми различными товарами, произведенными в самых различных странах земного шара.
Таким образом, можно констатировать, что международная торговля жизненно необходима для всех без исключения стран, в том числе и для наиболее развитых по следующим причинам:
1. Абсолютные объемы американской внешней торговли превышают показатели экспорта и импорта любой другой страны.
2. По некоторым видам товаров и материалов, которые США не могут или не выгодно производить внутри страны, они зависят от международной торговли.
3. Изменение в объеме экспорта и импорта могут оказать значительное влияние на уровень внутреннего производства и доходы.
Объем чистого экспорта является важным экономическим показателем эффективности внешнеэкономической деятельности стран. Величина чистого экспорта представляет собой разницу между стоимостью экспорта страны и ее импорта. Эта величина оказывает многостороннее влияние на уровень национального дохода, таким образом, как влияние колебания различных видов внутренних расходов. Даже незначительные изменения в объеме импорта и экспорта могут вызвать серьезные сдвиги в уровнях доходов, занятости и уровня цен внутри страны.
Цель данной работы – наиболее полно рассмотреть международную торговлю, выявить проблемы и перспективы развития международной торговли в современных условиях.
Выделяется ряд задач:
1. изучить историю международной торговли, рассмотреть теории международной торговли, а также элементы международной торговли;
2. раскрыть основные проблемы международной торговли, рассмотреть перспективы развития международной торговли.
Международная (мировая) торговля представляет собой процесс купли-продажи товаров и услуг, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Весьма часто под международной торговлей подразумевают только торговлю товарами.
Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, сумма которых называется товарооборотом, а соотношение между ними — торговым балансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как суммы стоимости экспорта всех стран мира.
Зародившись в глубокой древности, мировая торговля достигает значительных масштабов и приобретает характер устойчивых международных товарно-денежных отношений на рубеже XVIII и XIX вв. Мощным импульсом этого процесса послужило создание в ряде стран (Англии, Голландии и др.) машинного производства, ориентированного не только на внутренний, но и на внешний рынок. К концу XIX — началу XX вв. сложился мировой (всемирный) рынок. В первой половине XX в. мировая торговля пережила глубокий кризис. Он начался в годы Первой мировой войны и привел к длительному нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания Второй мировой войны, которая до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений. Характерной чертой послевоенного периода явилось заметное ускорение темпов развития мировой торговли, достигших наиболее высокого уровня за всю историю человеческого общества.
Так, среднегодовой темп роста мирового экспорта товаров составил: в 50-х гг. - 6%; 60-х гг. - 8,2; 70—80-х гг.-9,0 и в 90-97 гг. — 6% (среднегодовые темпы роста ВВП за этот период составили 1,5%). Соответственно возрастал и объем мировой торговли. Так, в 1970 г. он составил 0,3 трлн долл.; в 1980 г.— 1,9; в 1997 г. — 5,4 трлн долл. ( с учетом экспорта услуг — 6,4 трлн долл.).
Беспрецедентно высокие темпы послевоенного роста мировой торговли обусловлены, в первую очередь, более высокими темпами экономического развития в этот период. Кроме того, оно сопровождается все большим разделением труда в мире, что стимулирует международный товарооборот. Наконец, значительную роль в ускорении темпов роста мировой торговли сыграло активное включение в нее новых групп стран, ранее экономически отсталых. По имеющимся прогнозам, высокие темпы роста мировой торговли сохранятся и в дальнейшем: к 2003 г. объем мировой торговли увеличится на 50% и превысит 7 трлн долл.
Товарная структура мировой торговли изменяется, прежде всего, под воздействием НТР и углубления международного разделения труда. В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности; на ее долю приходится свыше 3/4 мирового товарооборота. Особенно быстро растет доля таких видов этой продукции, как машины, оборудование и транспортные средства, химические товары. Доля продовольствия, сырья и минерального топлива составляет примерно 1/5 (табл. 1).
Во второй половине ХХ в. наряду с быстрым ростом мировой торговли товарами опережающими темпами расширяется международный обмен услугами. Помимо традиционных видов услуг (транспортных, финансово-кредитных, туристических и др.) все большее место в международном обмене занимают новые виды услуг, развивающиеся под воздействием НТР (информационно-вычислительные, лицензионные, консалтинговые и др.).
Таблица 1 - Товарная структура мирового экспорта по основным группам товаров, %
Для географического распределения мировой торговли характерно преобладание стран с развитой рыночной экономикой, промышленно развитых стран. Так, в конце 90-х гг. на них приходится около 75% мирового экспорта товаров.
Развитые страны торгуют больше всего друг с другом. Торговля развивающихся стран также ориентирована в основном на рынки развитых стран, а их доля в мировом экспорте составляет около 15%. На страны с переходной экономикой приходится около 10% мирового вывоза товаров, причем доля России снижается (1,3%), а Китая вместе с Гонконгом растет (6,3%). Значение в мировой торговле стран — экспортеров нефти в последние годы значительно уменьшилось. Все заметнее становится роль так называемых новых индустриальных стран, особенно азиатских.
Характерной чертой мировой торговли является наличие особой системы цен — мировых цен. В их основе лежат интернациональные издержки производства, которые тяготеют к среднемировым затратам экономических ресурсов на создание данного вида товаров. Интернациональные издержки производства формируются под преимущественным влиянием стран, являющихся главными поставщиками данных видов товаров на мировой рынок. Кроме того, значительное воздействие на уровень мировых цен оказывает соотношение спроса и предложения на данный вид товара на мировом рынке.
Для международной торговли характерна множественность цен, т.е. существование различных цен на один и тот же товар. Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами — экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах.
Классические теории заложили основы анализа мирохозяйственных связей. Выводы, содержащиеся в этих теориях, стали своего рода отправными аксиомами для дальнейшего развития экономической мысли в рассматриваемой области.
Основоположник экономической науки Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) существенное внимание уделил разделению труда на основе специализации экономической деятельности. При этом выводы о разделении труда А. Смит распространил и на мирохозяйственную сферу, впервые теоретически обосновав принцип абсолютных преимуществ (или абсолютных издержек): «Основное правило каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовить дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне... То, что представляется разумным в образе действия любой частной семьи, вряд ли может оказаться неразумным для всего королевства. Если какая-либо чужая страна может снабдить нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы в состоянии изготовить его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом»[1].