Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:39, контрольная работа
Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления.
Введение
1. Теория человеческого капитала.
2. Состояние человеческого развития в Казахстане.
3. Влияние различных факторов на уровень человеческого развития в Казахстане
3.1. Бедность
3.2. Здоровье населения
3.3. Состояние окружающей среды
4. Влияние уровня человеческого развития на различные факторы
4.1. Уровень образования и уровень жизни
4.2. Уровень образования и продолжительность жизни
Заключение
4.1. Уровень образования и уровень жизни
Взаимосвязь между уровнем образования и уровнем жизни проследить нетрудно. С экономической точки зрения чем больше знает человек, тем более он востребован, следовательно, тем выше его шансы на получение высокооплачиваемой работы. Отсюда можно сделать вывод, что на макроуровне чем выше уровень образования, тем выше уровень занятости населения. Доказательством являются статистические данные 2003 г., когда в группе лиц с высшим профессиональным образованием уровень занятости составил 95%, а среди лиц с начальным общим образованием и
без образования – всего 2%. Конечно, лица с низшими уровнями образования в значительной части относятся к старшей возрастной группе (60 – 72 года), где уровень занятости в принципе низок, однако это не отменяет общей закономерности. Чем выше уровень образования населения, тем выше его экономическая активность и тем больший спрос предъявляет на этот тип рабочей силы рынок труда. Аналогичные закономерности характерны практически для всех стран ОЭСР14.
В то же время необходимо отметить, что уровень образования родителей тесно связан со стремлениями детей в выборе их будущей карьеры и дальнейшей трудовой деятельности. В большинстве случаев от карьерного роста зависит уровень вознаграждения, а значит, дохода на душу населения и благосостояния. К тому же от того, какой уровень образования у родителей, зависит уровень образования их детей и в итоге уровень благосостояния детей, который, в свою очередь, является фундаментом развития будущих поколений. В середине 70-х годов прошлого века, к примеру, президент Сингапура Ли Кван Ю для стремительного прорыва в экономическом развитии прибег к интенсивному обучению
молодого и подрастающего населения в лучших учебных заведениях за рубежом. Более того, в 80-е годы для сохранения дальнейшего устойчивого экономического развития он выдвинул идею повышения высшего образования среди женщин и поощрения равноправных, с точки зрения образованности, браков.
В 1993 г. Казахстан, подобно многим азиатским странам, создал Президентскую стипендию ≪Болашак≫ по подготовке кадров за рубежом. Стипендия позволила казахстанским студентам из различных слоев населения обучаться в лучших университетах США, Англии, Франции, Японии и других стран. Если в начале существования программы студенты выезжали на учебу по таким специальностям, как бизнес управления, финансы, право, экономика, международные отношения, то сегодня Казахстан направляет студентов на обучение научно-техническим специальностям, включая возможность прохождения за счет государства докторских (PhD) программ. Многие оттачивают полученные знания в международных и иностранных организациях.
Помимо вышеизложенного, уровень и тип образования влияют на индивидуальный потребительский характер, занятия во время досуга, участие в культурной жизни, социальной деятельности и на политические
взгляды. Однако влияние этих механизмов нельзя объяснить односторонне. Образование связано и с характером работы. Каждая работа требует соответствующей подготовки, а образование – одна из частей этой подготовки. Характер работы определяют такие факторы, как сложность работы, социальный риск, характер деятельности и среды.
Интересен тот факт, что от того, каким типом труда (умственным или физическим) занимается человек, зависит индивидуальная ценность труда, в тесной зависимости от которой находится потенциальная жизненная планка индивида. К примеру, в индустриальных странах на индивидуальную ценность труда действует и то, к какой группе работников принадлежит человек. Можно выделить две группы работников: 1) выполняющие умственную работу и, как правило, имеющие высшее образование; 2) выполняющие физическую работу. Далее представлены два так называемых ≪идеальных≫ типа отношения к труду.
Для людей умственного труда, требующего специальной подготовки, сам труд часто является наивысшей ценностью, он становится их ≪образом жизни≫. Для таких людей главный смысл труда состоит в возможности проявления себя, самореализации и развитии личности. Труд для них имеет и социальное значение– он понимается как труд на общее благо и социальный
прогресс, как долг перед обществом и т.д. Рабочие, выполняющие физическую работу, редко ориентированы на труд как таковой. Их интересы и желания в основном направлены на семью и круг друзей.
Работа для них – это возможность обеспечить семью, поэтому для них очень важна гарантия работы и зарплаты, а также внешние и внутренние условия труда.
Труд важен, потому что он заполняет их время, является источником дохода, создает возможность социальной интеграции и развивает чувство самоуважения.
4.2. Уровень образования и продолжительность жизни
Международные исследования в области здравоохранения показывают, что уровень затрат на здравоохранение не всегда себя оправдывает. К примеру,
последние исследования в этой области обнаружили, что США тратят на здравоохранение больше средств, чем любая другая страна. Несмотря на это, средняя продолжительность жизни в США примерно одинакова с показателями средней продолжительности жизни на Кубе, в которой затраты на медицину – одни из самых низких в мире – 186 долларов на душу населения.
Следовательно, для решения вопросов здоровья и продолжительности жизни важное значение необходимо уделять профилактике здоровья, доступу к медицинским услугам, ведению здорового образа жизни. В демографии и социологии давно известно, что образ жизни, характер деятельности, структура и объемы потребления, а также многие другие экономические
и социальные факторы являются следствием уровня образования, которое, в свою очередь, влияет на продолжительность жизни различных социальных групп. Еще во времена существования СССР, когда были проведены переписи населения 1979 и 1989 гг., было обнаружено, что показатели смертности находятся в тесной зависимости, помимо характера труда и других факторов, от уровня образования. Результаты данных исследований
были опубликованы лишь в 90-е годы. Более того, обнаружилось, что показатели исследований оказались сходными с теми, что наблюдались в западных странах.
Неблагоприятные тенденции в показателях смертности казахстанского населения стали наблюдаться с 1991 г. К 2004 г. коэффициент смертности возрос с 8,2 до 10,2 случая на 1000 человек. Самый высокий уровень смертности зарегистрирован в Северо-Казахстанской области –13,2 в год на 1000 человек. В этой связи для более ясной картины требуется провести более детальные и продолжительные исследования по определению прямой корреляции между качеством здравоохранения и продолжительностью жизни, с одной стороны, и уровнем образования и безработицы, с другой.
В соответствии с данными Агентства по миграции и демографии Республики Казахстан за последние два года этот показатель несколько стабилизировался.
Средняя продолжительность жизни в стране медленно, но все же растет. За 2003 г. средняя ожидаемая продолжительность жизни в республике составила 65,8 лет. Женщины в среднем живут 71,5 года, а мужчины на 10,8 года меньше.__
Начиная с 2002 г. наблюдается тенденция к росту рождаемости18. С 1 января до 1 апреля 2004 г. Родилось 65270 детей – на 6,8% больше, чем за соответствующий период 2003 г. Помимо увеличения численности населения, вступающего в репродуктивный возраст, положительные тенденции связаны с экономической стабилизацией, адаптацией населения к рыночной экономике и социальным реформам, которые в большинстве случаев являются следствием высокого уровня образования.
Последнее десятилетие было отмечено знаменательными переменами и формированием новых существенных глобальных тенденций. Возникшие в результате этого сложные задачи создают, с одной стороны, новые возможности, с другой – новые опасности. И те, и другие, по всей вероятности, отразятся не только на форме и способе функционирования системы образования, но и на предназначении и целях образования.
Под развитием человеческого потенциала подразумевается процесс расширения человеческих возможностей прожить долгую и здоровую жизнь, получать знания, иметь доступ к ресурсам, необходимым для достойного уровня жизни. Хотя на уровень человеческого развития влияет множество факторов (уровень бедности, система здравоохранения, состояние окружающей среды), данная работа фокусируется на системе образования. Поэтому наряду с решением ряда социально-экономических проблем для обеспечения человеческого развития в стране, существует потребность предоставить равную возможность получения качественного образования в течение всей жизни для каждого отдельно взятого человека.
Есть проблемы во взаимоотношениях между уровнями управления образованием. Отсутствие сотрудничества и широких консультаций между центральными и местными органами управления может негативно
сказаться на реализации инициатив министерства на региональном уровне. Если Министерство образования и науки РК решит усилить свои стратегические возможности, то требуется предусмотреть параллельное
расширение возможностей и на областном уровне, где нужно предоставлять реальные сроки исполнения и повышать потенциал для стратегической деятельности и работы по развитию.
Список использованной литературы
1. Блауг М. Методология экономической науки. НП «Журнал Вопросы экономики». М. 2004, с.317
2. Капелюшников Р.И.. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению// США: экономика, политика, идеология. - № 11, 1993. С. 17.
3. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб., 1994. с. 83.
4. Капелюшников Р.И. Современные западные концепции формирования рабочей силы. М.: Наука, 1981.
5. Национальный отчет ООН о человеческом развитии РК за 2004 год
Образование для всех: основная цель нового тысячелетия.
6. Национальный отчет ООН о человеческом развитии РК за 2004 год
Старшее поколение в Казахстане: взгляд в будущее