Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:39, контрольная работа
Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления.
Введение
1. Теория человеческого капитала.
2. Состояние человеческого развития в Казахстане.
3. Влияние различных факторов на уровень человеческого развития в Казахстане
3.1. Бедность
3.2. Здоровье населения
3.3. Состояние окружающей среды
4. Влияние уровня человеческого развития на различные факторы
4.1. Уровень образования и уровень жизни
4.2. Уровень образования и продолжительность жизни
Заключение
образованности их членов.
Это показывает, что в бедных семьях, в большинстве случаях у глав семей, мужчин, уровень образования ниже, чем в среднем по домохозяйствам. В 2002 г. удельный вес домохозяйств, где главы семей мужчины имели высшее образование, равнялся 15,1%, а в бедных домохозяйствах показатель составлял 6%. Такое же распределение наблюдалось по домохозяйствам, где главы семей были женщины. На конец 2003 г. среди экономически активного населения с высшим образованием насчитывалось 18%, а со средним профессиональным – 28% .
Причем нужно отметить, что с высшим образованием население оказалось более конкурентоспособным. Подтверждением является тот факт, что безработных с высшим образованием гораздо меньше (5%), нежели безработных, получивших среднее профессиональное (8%), начальное профессиональное (8%) либо среднее образование (12%). Таким образом, можно сделать вывод, что при прочих равных условиях повышение уровня образования способствует сокращению масштабов бедности в стране и формированию среднего класса. В период перехода к рыночной экономике Казахстан не смог верно определить соотношение потребности в квалифицированных рабочих и специалистах с учетом новых условий развития, что привело к большому разрыву между спросом и предложением по подготовке квалифицированных специалистов. На протяжении десятилетий выпуск специалистов учебных заведений высшего и среднего профессионального образования не соответствовал структуре занятых в
экономике специалистов с соответствующим образованием. Крупные разрывы существовали в подготовке профессиональных кадров в разрезе специальностей.
В структуре выпускников высших учебных заведений значительная доля приходилась на специалистов по социально-гуманитарным направлениям деятельности, в том числе по экономике и управлению, культуре,
искусству, в то время как в реальности потребность в таких специалистах была намного ниже. В свою очередь потребность экономики в специалистах по естественным и инженерным специальностям (30,1%), биологическим, сельскохозяйственным и здравоохранения (24,5%) намного превышала выпуск квалифицированных специалистов по данным специальностям (19,6% и 8,2% соответственно).
В результате экспертной оценки авторами Отчета
ПРООН по бедности за 2004 г. потребительских стандартов жизни людей разного уровня образования и квалификации по видам экономической деятельности было обнаружено, что не во всех отраслях трудовые вознаграждения соответствуют высоким потребительским стандартам специалистов высшего уровня квалификации. К примеру, доходы специалистов с высшим образованием в промышленности, финансах, транспорте и связи позволяют покрыть потребительские стандарты
состоятельных людей. В то время в сельском хозяйстве,
государственном управлении, в секторе образования и
здравоохранения доходы специалистов с высшим образованием соответствуют среднему уровню дохода по стране и позволяют жить по низкому потребительскому стандарту среднеобеспеченных людей. Такое положение дел сложилось в результате неадекватного уровня
вознаграждения в отдельных отраслях за высококвалифицированный труд, что также ведет к диспропорции спроса и предложения на рынке труда.
Более того, необходимо заметить, что труд высококвалифицированных и неквалифицированных специалистов по отраслям также неадекватно оценивается. К примеру, в сфере образования и здравоохранения вознаграждение специалистов с высшим образованием и высокой квалификацией уравнивается с вознаграждением специалистов с низкой категорией квалификации, что подрывает мотивацию к качественному труду. Это означает, что значительная доля выпускников, в особенности по социальным специальностям, не получает адекватного вознаграждения за свои и государственные вклады в образование.
На основе проведения более глубокого анализа взаимосвязи между уровнем квалификации, вознаграждения, потребительских стандартов можно построить гибкую государственную политику в области доходов, повышая эффективность инвестирования в развитие человеческого потенциала.
Для успешного развития страны с учетом необходимости повышения уровня человеческого развития необходимо обратить внимание на начальное и среднее образование как основу формирования конкурентоспособной нации.
3.2. Здоровье населения
Уровень здравоохранения закладывает прочную основу для развития человеческого потенциала. Существует тесная взаимосвязь между состоянием и возможностями системы здравоохранения и образовательным уровнем, продолжительностью жизни, условиями жизни.
На сегодня в стране наблюдаются определенные успехи в развитии здравоохранения. Ежегодно в Казахстане растут бюджетные ассигнования, сеть медицинских учреждений, коечный фонд. Обеспеченность койками составляет 72,2%, медицинскими кадрами 35,6 %(врачи), 74,1% (средний персонал) на 10000 населения.
Несмотря на радужные сдвиги в области финансирования здравоохранения, итоги проведенного Года здоровья в 2002 г. показали, что среди осмотренных 1,6 миллиона школьников более 900 тысяч больных детей,
т. е. больше половины детей данной возрастной категории. Каждый десятый имеет заболевания органов дыхания, каждый девятый – заболевания нервной системы, седьмой – заболевания пищеварения и костно-мышечной системы. Высок процент патологии мочеполовой и кроветворной систем, понижения остроты зрения, нарушения осанки и образования сколиоза.
Наряду с наследственными факторами отмечены недостаточное освещение, несоблюдение установленных санитарно-гигиенических требований и недостаток школьной мебели, соответствующей стандартам. Параллельно с медицинскими осмотрами изучено и состояние всех школ республики. По данным 2002 г., не удовлетворяют санитарно-гигиеническим требованиям
14,7% всех школ, или 1198 из 8130. Эти школы требуют капитального ремонта, ремонта систем водоснабжения, отопления, кровли. Около 10% детей до 14 лет курят и до 20% употребляют алкоголь, возрастной порог
первичного наркопотребления снизился до 13 – 14-летнего возраста. Анализ обеспеченности медицинскими пунктами показал, что их имели только 44% школ.
На основе вышеизложенных результатов на государственном уровне были предприняты конкретные меры по улучшению системы здравоохранения в целом. Так, за 2003 г. было дополнительно открыто 949 школьных медпунктов; оздоровлено 761 890 школьников в условиях местных организаций здравоохранения.
Это привело к тому, что более 90 тысяч школьниковперешли в группу с более высоким индексом здоровья и 80 тысяч снято с диспансерного учета в связис выздоровлением. Между тем существенный сдвиг в состоянии здоровья учащихся – это прочная основа для успешного получения знаний и навыков. Вероятно, целесообразно раз в четыре года проводить такого
рода оценку состояния здоровья учащихся. Подобные методы позволяют не бороться с назревающими проблемами, связанными со здоровьем, следовательно, и успеваемостью учащихся, а в большей степени пред-
упредить их профилактическими мерами. Другой нерешенной проблемой здравоохранения остается неравенство в получении гарантированного
объема медицинской помощи, что также сказывается на различиях в уровне человеческого развития среди регионов. Согласно гарантированному объему медицинской помощи на одного жителя выделяется 6095 тенге (2003 г.). При этом уровень финансовых средств сильно варьирует по территориям – от 3500 в Алматинской до 10400 тенге в Мангистауской области, что
говорит об отсутствии действенного механизма географического выравнивания. Таким образом, в целом ситуацию в здравоохранении характеризуют несколько основных моментов:
-формально имеет место равенство доступа и высокий уровень развития, если судить по показателям коечного фонда и числу врачей;
-фактическая обеспеченность ресурсами соответствует уровню скорее развивающихся, чем развитых стран;
-структура ресурсов и эффективность их использования неудовлетворительные;
-выраженное неравенство в доступности современной медицинской помощи, причем критерии доступа не всегда ясные, немалую роль играет теневой рынок.
Все вышеперечисленное является следствием высокой дифференциации доходов населения, а также частичным переходом организаций системы здравоохранения к условиям рыночных отношений. Проблема ухудшения доступа населения к качественной и несвязанной с большими расходами медицинской помощи остается наиболее важной в системе здравоохранения.
Выходом из сложившейся ситуации может быть реформирование системы здравоохранения, направленное на повышение эффективности деятельности организаций здравоохранения, а также расширение финансирования программ предоставления бесплатной медицинской помощи. В этом отношении большая надежда возлагается на принятую недавно Государственную программу реформирования и развития здравоохранения на 2005 – 2010 гг.
3.3. Состояние окружающей среды
Развитие человеческого потенциала напрямую зависит от состояния окружающий среды как основы здоровья и благосостояния настоящего и будущего поколений страны. По типу эколого-экономического развития Казахстан, как и большинство стран мира, развивается по техногенному типу экономического развития, т.е. природоемкому развитию. В настоящее время показатели экономического развития по ВВП Казахстана составляют 9,7%, опережая показатели экономического развития Китая (9,2%). Если же оценивать данные показатели с точки зрения ≪истинных сбережений≫, ситуация выглядит гораздо менее оптимистичной. Индикатор ≪истинных сбережений≫, разработанный Всемирным банком, показывает, что экономическое развитие, скорректированное в соответствии с экологическими коэффициентами, значительно расходится с традиционными экономическими показателями. Для Казахстана традиционные показатели валового внутреннего сбережения составляли на 1999 г. 22,8% ВВП, в то время как с учетом экологического коэффициента, поправки ≪истинных сбережений≫ были отрицательными и составили – 8,2% ВВП. В настоящий момент наивно требовать сокращения темпов роста природоэскплуатирующих секторов, однако очевидна необходимость компенсации истощения природного капитала за счет роста инвестиций в человеческий капитал. Целесообразно увеличение инвестиций в науку,
образование, здравоохранение, создание специальных фондов будущего поколения и т.д. для того, чтобы внедрять передовые технологий, способствующие сохранению окружающей среды.
В рамках Международной комиссии по окружающей среде и развитию (Комиссии Брундтланд) в 1987 г. устойчивое развитие было определено как отвечающее требованиям настоящего и не лишающее будущие поколения возможности удовлетворять их потребности.
Позже было внесено важное уточнение ≪сохранять природные ресурсы и системы достаточно не нарушенными≫. Для воплощения идей устойчивого развития огромное значение имеет сохранение природных ресурсов как основы для дальнейшего человеческого развития будущих поколений.
Одну из ключевых ролей в эколого-экономическом развитии Казахстана будут играть экологическое воспитание и образование. В настоящее время на концептуальном уровне Правительством Республики Казахстан
разработана Концепция экологического образования
(2002 г.), в которой расписаны меры по ее реализации на всех этапах системы образования. В реальности в Казахстане 323 тысячи детей, воспитывающихся в дошкольных учебных заведениях, практически полностью выключены из системы экологического воспитания из-за недостатка воспитателей, прошедших экологическую подготовку, отсутствия программ и учебных пособий. Ситуация в области экологического образования в средней школе также не удовлетворительна.
Положительный сдвиг в этом направлении – появление в свет учебного пособия для системы общего среднего образования, подготовленного в рамках проекта ≪Окружающая среда для будущих поколений≫ разработанного Региональным экологическим центром Центральной Азии совместно с заинтересованными НПО и прочими организациями Казахстана. Данное пособие прошло экспертизу в Республиканском учебно-методическом Совете при Министерстве образования и науки (МОиН) и на данный момент является единственным пособием по комплексному изучению экологии совместно с биологией, химией, географией и т.д. Остальные учебные и методические пособия по экологии морально устарели и не отражают специфику экологических проблем Казахстана.
Несмотря на существование Концепции экологического образования, в стране до сих пор нет единого программы по экологии, практически нет специализированных экологических школ, гимназий, лицеев.
Немного лучше обстоит ситуация в системе высшего образования, где экологическое образование осуществляется на более профессиональном уровне.
Однако в республике отсутствуют высшие экологические учебные заведения международного класса, не ведется специализированная подготовка экологов-профессионалов: экономистов, аудиторов, менеджеров по мониторингу природопользования и охраны окружающей среды, нет таких направлений, как экологическое проектирование и экспертиза проектов.
Исходя из долгосрочной стратегии развития Республики Казахстан до 2030 г. Правительство и Министерство экологии и природных ресурсов страны включали в число приоритетных мероприятий стратегического плана на 1998 – 2000 гг. проекты, направленные на развитие всеобщего экологического образования и воспитания. В настоящее время Министерством охраны окружающей среды РК рассматривается проектное
предложение ≪Механизмы внедрения инноваций по экологическому образованию в государственную систему среднего образования Республики Казахстан≫ для включения в ≪Отраслевую программу по охране
окружающей среды на 2004 – 2007 гг.≫. В рамках данного проекта предполагается разработка процедур взаимодействия и механизмов координации деятельности министерств охраны окружающей среды, образования и науки, сельского хозяйства, общественного сектора и
экспертов в области экологического образования.
4. Влияние уровня человеческого развития на различные факторы
В предыдущем разделе были рассмотрены механизмы влияния различных факторов на уровень человеческого развития, в частности на уровень образования. В свою очередь, существует тесная обратная взаимосвязь, когда уровень образования задает темп развитию и общему состоянию уровня жизни, продолжительности жизни. Более того, от уровня образования зависит дальнейшее развитие самого образования. О том, какие существуют взаимосвязи между человеческим развитием в рамках уровня образования и отмеченными выше факторами, будет изложено ниже.