Развитие человеческих ресурсов в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:39, контрольная работа

Краткое описание

Перспективы мировой экономики в XXI в. оп­ределяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индуст­риальной стадии, где доминировало крупное ме­ханизированное машинное производство, к по­стиндустриальной, где будут превалировать сфе­ра услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффектив­ность будет определяться в первую очередь ис­пользованием высококвалифицированных кад­ров, новых знаний, технологий и методов управ­ления.

Оглавление

Введение
1. Теория человеческого капитала.
2. Состояние человеческого развития в Казахстане.
3. Влияние различных факторов на уровень человеческого развития в Казахстане
3.1. Бедность
3.2. Здоровье населения
3.3. Состояние окружающей среды

4. Влияние уровня человеческого развития на различные факторы
4.1. Уровень образования и уровень жизни
4.2. Уровень образования и продолжительность жизни

Заключение

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

б) производства рабочей силы:

в) предложения рабочей силы на рынке труда и распределения доходов по возрастным группам членов семьи:

г) воспитания (социализации) подрастающих членов семьи.

Подсистема "семья", в свою очередь, включает в себя следующие элементы:

а) имущество семьи (объекты собственности) вещественное и невещественное, воплощенное в людях и невоплощенное в них;

б) собственную цель существования (максимизация благосостояния, потребления, доходов, удовлетворения и т.п.);

в) производственную функцию (производство человеческого капитала);

г) демографическую функцию, т.е. взаимосвязь демографического поведения и экономических характеристик.

В активы (имущество) семьи входят следующие компоненты:‑ экономический (воспроизводственный)потенциал семьи, включающий вещественные (финансовые) компоненты;

‑ человеческого капитала,

‑ так же, возможно, демографический и духовный потенциал.

Это показатели типа "запас", который можно использовать в процессе материального и нематериального производства. Оценки этих показателей могут даваться как в натуральных, так и в стоимостных единицах измерения, причем последние определяются рыночной конъюнктурой.

В отличие от собственности в форме вещественных или финансовых активов, которая может передаваться по наследству, индивидуальный человеческий капитал в наследство по завещанию передаваться не может, но участвует во внутрисемейном производстве человеческого капитала следующих поколений. Поэтому общая собственность семьи может рассматриваться как сумма стоимостей вещественных компонентов богатства (семейных и индивидуальных финансовых и вещественных активов) и человеческих капиталов членов семьи.

            

             2.Состояние человеческого развития в Казахстане

По данным Всемирных докладов о человеческом развитии, в Казахстане и других странах СНГ наблюдаются два этапа в динамике человеческого развития. Первый этап (1990 – 1995 гг.) характеризуется резким ухудшением всех основных показателей человеческого развития, что приводит к перемещению Казахстана с 54-го на 93-е место в мире по индексу человеческого развития (ИЧР). На втором этапе (1996 – 2002 гг.) показатели человеческого развития медленно восстанавливаются с перемещением Казахстана на 15 мест выше (на 78место). Во многом это определено экономическими успехами Казахстана. Однако нынешнее состояние человеческого развития страны, как и других государств СНГ, все еще значительно хуже показателей 1990 г.

По данным Доклада о развитии человека за 2004≪Культурная свобода в современном многообразном мире≫ [с. 162], Казахстан имел в 2002 г. ИЧР на уровне 0,766, занимая 78 место среди 177 стран мира. По нашим расчетам, ИЧР Казахстана в 2002 г. был на уровне 0,7668, сравнимом с ИЧР Румынии (0,773) и Саудовской Аравии (0,769), находившихся на 72 – 73 месте в мире.

Анализ изменения уровня человеческого развития показывает, что на первом этапе сокращение ИЧР обусловлено на 52% сокращением ожидаемой продолжительности жизни при рождении, на 37% – экономическим

спадом, на 11% – сокращением охвата обучения. На втором этапе главную роль в увеличении ИЧР стал играть экономический рост – 53%, в качестве второго фактора выступил рост охвата обучением – 26%, третьего – рост

ожидаемой продолжительности жизни населения – 21%.

Человеческое развитие в регионах Казахстана достигло минимума в 1995 – 1996 гг. Исключением стали Атырауская и Мангистауская области,  в которых это произошло в 1993 г. в связи с тем, что прикаспийский регион

стал первым объектом иностранного инвестирования в стране, и Северо-Казахстанская область, в которой процесс спада человеческого развития затянулся до 1998 г. как следствие узкой аграрной специализации. В целом

по Казахстану наибольшее снижение произошло в 1995 г., когда ИЧР в сравнении с 1990 г. снизился на 50 пунктов.

В последующем в регионах республики наблюдалось постепенное восстановление ситуации с человеческим развитием, позволившее увеличить ИЧР Казахстана на 46 пунктов к 2003 г.

Начиная с 1998 г. регионы Казахстана концентрируются по уровню человеческого развития (по ИЧР) в четыре группы :

1) со сравнительно высоким уровнем человеческого развития (Атырауская и Мангистауская области и города Алматы и Астана), ИЧР которых последние три года превышает 0,8;

2) со среднереспубликанским уровнем человеческого развития (Актюбинская, Западно-Казахстанская, Карагандинская и Павлодарская области) – с ИЧР в пределах 0,76 – 0,78;

3) с уровнем человеческого развития несколько ниже среднереспубликанского значения (Восточно-Казахстанская, Костанайская и Кызылординская области) – с ИЧР в пределах 0,75;

4) со сравнительно низким уровнем человеческого развития (Акмолинская, Алматинская, Жамбылская, Северо-Казахстанская и Южно-

Казахстанская области), в которых ИЧР находится в пределах 0,70 – 0,73.

Подобная группировка позволяет видеть, что уровень человеческого развития достаточно сильно коррелирует внутри групп. Однако, и в группах можно выделить регионы со схожей динамикой развития (Алматы и Атырауская область, Астана и Мангистауская область в первой группе; Акмолинская и Южно-Казахстанская, Алматинская и Северо-Казахстанская

области в четвертой группе.) Соотношение значений ИЧР может быть объяснено формированием схожих условий социально-экономического развития внутри данных регионов. При этом значения ИЧР только пер- вой и второй групп регионов (а это 8 областей) превышают значение ИЧР для страны в целом. Жамбылская же область выходит за пределы самой слаборазвитой группы регионов. Можно также видеть, что имеет место

все большее увеличение дифференциации в человеческом развитии за счет значительного различия в темпах человеческого развития регионов-лидеров и аутсайдеров. Области с традиционно высокой долей сельского населения занимают нижние позиции в рейтинге регионов по человеческому развитию. Это указывает на недостаточность проводимой политики поддержки села,

на необходимость анализа действий государства в этом направлении.

По регионам изменения ИЧР и роль отдельных факторов на каждом из этапов были различными. Так на первом этапе наибольшее снижение ИЧР наблюдалось в Жамбылской, Южно-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях (на 87 – 99 пунктов), а наименьшее – в Атырауской, Павлодарской областях и г.Алматы (на 35 – 39 пунктов). На втором этапе наибольший рост ИЧР зарегистрирован в Атырауской и Мангистауской областях (на 131 –-134 пункта) и в городах Астане и Алматы (на 101 – 106 пунктов), наименьший– в Алматинской, Костанайской и Северо-Казахстан-

ской областях (на 22 – 43 пункта).

Наибольшее влияние снижения ожидаемой продолжительности жизни на ИЧР на первом этапе наблюдалось в Карагандинской и Павлодарской областях (64 – 67%), наименьшее – в Жамбылской, Мангистауской

и Южно-Казахстанской областях (17 – 27%). На втором этапе влияние изменения ожидаемой продолжительности жизни в наибольшей мере сказалось на ИЧР в Восточно-Казахстанской, Карагандинской и Кызылор-

динской областях (26 – 30%), в наименьшей – в Атырауской и Западно-Казахстанской областях (0-3%), а в Актюбинской и Мангистауской областях оно даже оказало противоположное влияние (-1–6%) в связи с продолжавшимся сокращением ожидаемой продолжительности жизни.

Второй фактор – совокупная доля обучающихся на всех уровнях обучения по отношению к численности населения в возрасте 6 – 24 лет – на первом этапе в наибольшей мере сказался на ИЧР Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Кызылординской и Акмолинской (с г. Астана) областей (11 – 13%), а в наименьшей – в Атырауской, Западно-Казахстанской, Мангистауской и Павлодарской областях (2 – 5%). На втором этапе этот фактор в наибольшей мере повлиял на ИЧР в Актюбинской, Карагандинской и Павлодарской областях (32– 35%), в наименьшей – в Кызылординской области и городах Астане и Алматы (5 – 11%).

Изменения ВВП (ВРП) на душу населения на первом этапе наибольшее влияние оказали на ИЧР Алматинской, Жамбылской, Мангистауской и Южно-Казахстанской областей (66 – 76%), наименьшее – на ИЧР Карагандинской и Павлодарской областей (1–21%). На втором этапе роль

влияния роста ВВП (ВРП) на душу населения на ИЧР усилилась, достигая максимума в Атырауской, Западно-Казахстанской и Мангистауской областях, а также в г. Алматы (72 – 83%), а минимума – в Восточно-Казахстанской и Карагандинской областях (38 – 42%).

Подводя итоги, мы можем сказать, что снижение индекса человеческого развития в первую половину 90-х годов был обусловлен снижением уровня доходов и продолжительности жизни. В большинстве случаев совокупная доля обучающихся и уровень грамотности снизились незначительно. Это свидетельствует о глубоко укоренившейся традиции позитивного отношения

к грамотности и образованию в Казахстане, даже в самые тяжелые годы ее истории существования.

Однако, с другой стороны, мы можем наблюдать,что улучшения в уровне грамотности и совокупной доле учащихся во второй половине 90-х годов могли вызвать только умеренное увеличение индекса человеческого развития, составляя в некоторых местах треть увеличения ИЧР, а в Алматы и Астане – десятую часть. Это потому что уровень грамотности был высоким изначально и никогда не падал значительно. В основном, ИЧР увеличивался во второй пол. 90-х годов за счет увеличения уровня доходов, особенно в нефтяных регионах(Атырауская, Мангистауская и Восточно-Казахстанская области) и финансовом центре страны Алматы, где 83% повышения ИЧР был обусловлен высоким уровнем доходов.

  

3. Влияние различных факторов на уровень человеческого развития в         Казахстане

 

Необходимо отметить, что уровень человеческого развития зависит от различных косвенных факторов, не являющихся составляющими индекса человеческого развития. Масштабы бедности, вопросы управления, уровень здравоохранения, проблемы экологии и гендерное неравенство влияют на уровень развития человеческого потенциала.

3.1. Бедность

Снижение уровня бедности в обществе может быть достигнуто через создание условий как для развития страны в целом, так и для реализации потенциальных возможностей каждого человека. Другими словами, для преодоления проблемы бедности необходимо обеспечить ряд условий, а именно: устойчивый экономический рост, расширение возможностей для

продуктивной занятости населения, эффективную социальную политику государства, рациональное государственное управление и развитие демократических институтов общества. В частности, разработка и осуществление национальных стратегий борьбы с бедностью, учитывающих в первую очередь интересы бедных людей, является важным шагом в достижении задачи сокращения масштабов бедности в мире.

При анализе уровня бедности в Казахстане  можно использовать различные

подходы. Отчет основывается на концепции бедности с точки зрения возможностей развития человеческого потенциала. Такой подход предполагает отсутствие ряда основных возможностей для развития человека, а также возможности выбора человеком. Человек может

быть ограничен не только в возможности удовлетворения базовых потребностей в питании, одежде, жилье, но и в более широком круге возможностей: жить здоровой и продолжительной жизнью, иметь достаточный уровень образования, иметь возможность участвовать

в общественной жизни, а также иметь достаточный уровень дохода для удовлетворения других социально-культурных потребностей. Иными словами, определенный уровень материального благополучия, несомненно, необходим для полноценного развития человека, но этого недостаточно. Бедность обусловливается уровнем доступности образования для различных слоев населения, качество образования зависит также от возможности общества направлять достаточно ресурсов в эту сферу. В свою очередь, образование, оказывая комплексное воздействие на уровень и качество жизни людей, выступает мощным стимулятором роста производительности труда, роста ВВП, а следовательно, сокращения бедности и формирования среднего класса.

Замечено, что существует зависимость между уровнем образования и уровнем бедности населения. Результаты обследования бедных домохозяйств, проведенного Агентством по статистике Республики Казахстан в 2002 г., свидетельствуют, что недостаточный уровень образования является одной из причин бедности, на которую указали 1,5% бедных домохозяйств.

При этом 59,8% детей из бедных семей, окончивших или оканчивающих среднюю школу, не имеют возможности продолжить образование 76,0%

этих респондентов в качестве основной причины назвали отсутствие денег на платное обучение.

Проблема доступа к получению образования обостряется фактом места проживания человека. Возможность получения качественного образования

остается прерогативой городского населения, сельские же районы по причине низких доходов остаются ≪за бортом≫.

В отдельных случаях сельские школы способны обеспечить лишь начальное либо неполное среднее образование, что явилось причиной увеличения

сельских детей с неполным средним образованием.

Тем не менее грамотность среди населения по состоянию на конец 2003

г. составила 99,5%, в том числе мальчиков – 98,8% и девочек – 99,1%. Несмотря на то, что грамотность по стране среди 15 – 24-лет-

них составляет 99,9%, сохраняется проблема низкого качества образования и неполного охвата, в частности, дошкольным, средним профессиональным и высшим образованием, в особенности в сельских районах.

Наличие высшего образования прямо пропорционально влияет на

уровень доходов. В 1999 –2002 гг. доля лиц с профессиональным образованием среди занятого населения выросла в Казахстане более чем на 8% и составила в 2002 г. 60,7%9. Особенно значительно (на 6,7%) эта доля увеличилась в 2002 г. Среди безработных удельный вес лиц с высшим и незаконченным высшим профессиональным образованием в 2002 г. составил

12,2%, со средним и начальным профессиональным образованием – 38,1%, а лиц, не имеющих профессионального образования – 49,7%10. Эти данные свидетельствуют о более высокой конкурентоспособности на рынке труда людей с более высоким уровнем образования. Более того, материальное благополучие домашних хозяйств непосредственно связано с уровнем

Информация о работе Развитие человеческих ресурсов в РК