Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 23:38, курсовая работа
Объективные причины развития приватизационного процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в условиях административно-командной экономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.
Введение 4
1. Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация.
1.1. Разгосударствление: понятие, сущность, способы. 6
1.2. Приватизация: понятие, сущность, функции, цели и способы. 8
2. Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах.
2.1 Опыт ваучерной приватизации 10
2.2 Опыт платной приватизации 11
2.3 Приватизация во Франции 12
2.4 Приватизация в Германии 13
2.5 Приватизация в Испании 15
3. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь.
3.1. Этапы проведения приватизация в Республике Беларусь 18
3.2. Причины торможения приватизации 30
Заключение 36
Список использованных источников
1 февраля 1994г. Совет Министров РБ своим постановлением утвердил Положение о специализированных инвестиционных фондах, аккумулирующих именные приватизационные именные чеки «Имущество». Инициаторы этого проекта надеялись, что белорусский ваучер заложит основу рынка ценных бумаг в РБ. Таким образом 1 июля 1994г. в РБ началась массовая приватизация.
В марте 1994г. Президиум Совмина рассмотрел вопрос о выполнении программы приватизации за 1993г. Доля разгосударствленного приватизированного имущества составила 10,1% от запланированного. Тем не менее была утверждена программа приватизации на 1994г., в которой ставилась более радикальная задача - провести разгосударствление 20 % собственности. Однако итоги выборов Президента резко изменили ситуацию в стране.
В этот период начинает раскручиваться моховик якобы антимафиозного процесса: Контрольная палата начала проверку предприятий приватизированных в 1991-1992гг., исходя из правил 1994г., что носило явно предвзятый характер. Изменились приоритеты правительства в сторону снижения темпов приватизации и повышения ее качественных показателей.
Таким образом, уже в сентябре 1994г. около половины предприятий, включенных в программу приватизаций отказались акционироваться.
В итоге республиканская программа приватизации в 1994 оказалась провалена. Фактически приватизация остановилась еще в июле , а 45 предприятий продолжали реформу во втором полугодии еще по инерции. Из запланированных 426 субъектов хозяйствования статус сменили только 180. От государственной опеки было освобождено только 5 % стоимости основных фондов вместо намеченных 20%. Такой результат – логический итог прихода к власти новых сил.
23 мая 1995 после трехчасового обсуждения на коллегии Совета Министров была утверждена Программа разгосударствления и приватизации на 1995г. В ней имелись определенные подвижки вперед. Так, впервые для директората предусматривалась льготная продажа 10 % акций и одновременно говорилось о персональной ответственности руководителя за срыв программы.
Накануне, 17 мая 1995г. был подписан Указ № 191 «Об упорядочении распоряжения государственным имуществом», согласно которому требовалось все сделки с государственной собственностью свыше 10 тыс. МЗП согласовывать с Президентом.
Одновременно, Мингосимущество, призванное задавать тон приватизации теряет свои позиции – оно уже не только не определяет политику, но и ограничено в правах отчуждения. Кроме того, оно уже в течение полугода не имеет министра.
22 июля официальные СМИ сообщили. Что президент подписал Указ «О программе разгосударствления и приватизации государственных объектов, находящихся в республиканской собственности, на 1995 год.». Однако в печати этот документ так и не появился.
Летом 1995г. промышленный кризис усиливает наметившуюся тенденцию реприватизации. Первым «штрейкбрехером» стало упомянутое выше гродненское АО «Неман» (один из первенцев приватизации), коллектив которого в связи с задержкой заработной платы запросился обратно под крыло государства. Его примеру пытались последовать и другие – ОАО «Камволь», «Коммунарка» и т.д.
В октябре того же года был провален пилотный проект по привлечению инвестиций в процесс приватизации. Региональный представитель ЕБРР заверил белорусское общество в невозможности ожидания разрешения приватизации от правительства. Эксперт фирмы Coopers&Lybrand International Э.Мэчкер отметил : «Цель пилотного проекта была дать мировому сообществу сигнал, куда инвестировать». Следовательно, провал пилотного проекта означал ответ на вопрос, куда не надо инвестировать.
По состоянию на 1 июня 2003 года в республике в процессе разгосударствления и приватизации реформировано 3670 государственных предприятий, в том числе 26% объектов республиканской собственности. В процессе реформирования предприятий государственной собственности создано 1580 открытых акционерных обществ, а на аукционах, в том числе по конкурсу, продано 1370 объектов. В промышленности реформировано 32 процента предприятий, подлежащих реформированию по отрасли, в строительстве — 25 процентов. Более динамично реформирование осуществлялось в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании, где приватизировано почти 70 процентов предприятий; в сфере переработки сельхозпродукции реформировано свыше 50 процентов объектов.
В 2002 году осуществлено масштабное реформирование нефтехимических предприятий — объединений «Химволокно» в Гродно и Могилеве, объединений «Полимир» и «Нафтан» в Новополоцке, гродненского объединения «Азот» и Белорусского шинного комбината; на их базе созданы акционерные общества.
В начале 2003 года в открытое акционерное общество преобразовано Республиканское унитарное предприятие по транспортировке и поставке газа «Белтрансгаз» с численностью работающих около пяти тысяч человек. Прорабатываются условия и порядок привлечения инвестиций для реконструкции и развития данного предприятия.
Приватизация способствовала становлению и расширению негосударственного сектора экономики, предприятиями которого в настоящее время выпускается до 60 процентов объема промышленной продукции.
В 2003 году предполагается реформировать свыше 300 предприятий и организаций республиканской и коммунальной собственности. В акционерные общества намечено преобразовать около 260 предприятий, из них 45 — в промышленности, свыше 40 — в строительстве, в торговле и общественном питании — до 90 предприятий. Наиболее крупными предприятиями, намеченными к преобразованию в 2003 году, являются такие, как минский завод полупроводниковых приборов, стеклозавод «Неман», минское объединение по производству вычислительной техники «МПОВТ», могилевский завод транспортного машиностроения «Могилевтрансмаш», минский завод «Транзистор».
Продолжается совершенствование нормативно правовой базы в области приватизации государственного имущества. В парламенте страны находится на рассмотрении проект новой редакции закона о приватизации, который разработан с учетом современного положения в сфере имущественных отношений, а также с учетом обеспечения унификации с российским законодательством. Одна из основных целей нового законопроекта — это правовое обеспечение создания условий для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в экономику страны.
В 2005 году реформирование государственной собственности проводилось с целью повышения экономической эффективности работы предприятий, рационализации структуры государственной собственности, пополнения республиканского бюджета и бюджетов административно-
В течение года реформировано 27 организаций республиканской собственности с общей численностью работающих более 5300 человек, в результате чего создано 24 открытых акционерных общества.
18 республиканских организаций преобразованы в открытые акционерные общества в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 апреля 2004 г. № 368; открытое акционерное общество «Василишки» создано в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2004 г. № 557; восемь предприятий были реформированы по инициативе трудовых коллективов[16].
В отраслевом разрезе реформировано 8 объектов торговли, 7 промышленных предприятий, 3 строительных организации, 2 агропромышленных предприятия, 7 объектов – в других отраслях.
В региональном разрезе реформирование объектов республиканской собственности осуществлено следующим образом: г. Минск – 9 объектов, Брестская область – 7, Витебская – 5, Гомельская – 1, Гродненская – 3, Могилевская – 2.
В числе преобразованных организаций производственное республиканское унитарное предприятие «Березастройматериалы» с численностью работающих 1125 человек, решение по преобразованию которого принято Министерством экономики.
В 2005 году реформировано 19 объектов коммунальной собственности, в том числе 9 объектов торговли, 5 агропромышленных предприятий, 3 объекта общественного питания и бытового обслуживания населения, 2 промышленных предприятия. Общая численность работающих на реформированных предприятиях составила 1794 человек.
В разрезе областей реформировано: в Гродненской области – 7 объектов, в Минской – 4, в Витебской – 3, Гомельской - 2, в Брестской области реформировано 2 объекта, Могилевской - 1 объект.
Из общего количества реформированных коммунальных предприятий 14 (73,7 процента) – преобразованы в открытые акционерные общества. Акционировались в основном небольшие предприятия с численностью работающих до 100 человек (11 из 14).
Коммунальное производственное унитарное предприятие «Красненский консервный завод» с численностью работающих 109 человек преобразовано в открытое акционерное общество с участием двух инвесторов (ООО «SABUR», Республика Узбекистан и ЧТУП «Викторияплюс», Республика Беларусь), доля которых в уставном фонде созданного открытого акционерного общества составила 49 процентов.
По конкурсу и на аукционах новому собственнику продано пять объектов: Слонимское торговое производственное коммунальное унитарное предприятие «Ресторан «Щара», г.Слоним; коммунальное унитарное предприятие «Ресторан «Беларусь», г.Гомель; коммунальное торговое унитарное предприятие «Любич», г.Светлогорск; Гродненское городское торговое унитарное предприятие «Павлинка – 23», г.Гродно; Жодинское городское торговое унитарное предприятие «Стройсервис», г.Жодино. Общая стоимость проданных объектов составила 2464,5 млн. рублей.
Некоторое снижение темпов приватизации в 2005 году по сравнению с предыдущими годами связано с повышением требований к целесообразности реформирования объектов государственной собственности, определению планируемого экономического эффекта от изменения организационно-правовой формы предприятий, выбору инвестора, готового взять на себя обязательства по модернизации производства, созданию новых рабочих мест, улучшению социальных условий работающих.
За время проведения реформ в республике приватизировано 4100 объектов государственной собственности, в том числе 1088 объектов республиканской и 3012 – коммунальной собственности, что составляет соответственно 35 и 48 процентов от количества объектов, подлежащих приватизации. При этом в промышленности реформировано 543 предприятия, или 40 процентов от общего количества предприятий государственной собственности данной отрасли, в агропромышленном комплексе – 750 (47 %) , в строительстве – 292 (32,3 %), в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения – 1980 (72,4 %).
Из общего числа реформированных государственных предприятий 1978 или 48,2 % преобразованы в открытые акционерные общества, 724 (17,7 %) – выкуплены коллективами работников, 421 (10,3 % ) – продано по конкурсу и 977 (23,8 %) – на аукционах.
Общая численность работающих на реформированных предприятиях составила около 960 тыс. человек.
В 2005 году продолжалась работа по финансовому оздоровлению убыточных сельскохозяйственных организаций, проводимая в соответствии с Указами Президента Республики Беларусь от 19 марта 2004 г. № 138 и 14 июня 2004 г. № 280. В течение года реорганизованы путем присоединения, продажи юридическим лицам 223 убыточные сельскохозяйственные организации (всего реорганизовано 506 сельхозорганизаций), в том числе в Брестской области – 30, Витебской – 83, Гомельской – 31, Гродненской – 9, Минской – 16, Могилевской – 54. Из 233 реорганизованных сельскохозяйственных организаций 36 приобретены инвесторами в собственность как имущественные комплексы. От реализации данных объектов средства в сумме 192,35 млн. рублей поступили в республиканский бюджет.
Несколько убыточных сельскохозяйственных организаций реорганизовано путем присоединения к акционерным обществам. Так, к 11 открытым акционерным обществам с долей Республики Беларусь в уставных фондах присоединены 13 убыточных сельскохозяйственных организаций, в результате чего осуществлен дополнительный выпуск 182,2 млн. акций на сумму 45 млрд. рублей, из них в собственность Республики Беларусь передано 178,6 млн. акций на сумму 17,3 млрд. рублей.
В 2005 году осуществлялась работа по реализации (отчуждению) неиспользуемых, неэффективно используемых, не завершенных строительством объектов государственной собственности путем их продажи на аукционах, конкурсах, а также конкретным покупателям.
За год проведено 82 результативных аукциона, один конкурс по продаже объектов недвижимости республиканской собственности, семь объектов проданы конкретным покупателям без проведения торгов.
От продажи 90 неиспользуемых, неэффективно используемых, не завершенных строительством объектов получено 8,1 млрд. рублей, из них в республиканский бюджет перечислено 1,7 млрд. рублей, республиканским юридическим лицам на реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию производства оставлено 6,4 млрд. рублей.
В течение 2005 года произведено отчуждение 412 неиспользуемых, неэффективно используемых, не завершенных строительством объектов коммунальной собственности общей площадью более 160 тыс.кв. м.
В отраслевом разрезе наибольшее количество объектов отчуждено предприятиями жилищно-коммунального хозяйства – 230 объектов (55,8 процента от общего количества отчужденных объектов), предприятиями торговли – 37 объектов (9,0 процента), строительными предприятиями - 21 объект (5,1 процента).
Из общего числа отчужденных объектов 170 продано конкретному покупателю, 212 – на аукционе, 10 – по конкурсу; 20 объектов переданы безвозмездно или обменены. Сумма средств, полученная за проданные объекты, составила свыше 39 млрд. рублей, из них 25,3 млрд. рублей перечислено на счета предприятий для использования на реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию производства.