Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 23:38, курсовая работа
Объективные причины развития приватизационного процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в условиях административно-командной экономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.
Введение 4
1. Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация.
1.1. Разгосударствление: понятие, сущность, способы. 6
1.2. Приватизация: понятие, сущность, функции, цели и способы. 8
2. Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах.
2.1 Опыт ваучерной приватизации 10
2.2 Опыт платной приватизации 11
2.3 Приватизация во Франции 12
2.4 Приватизация в Германии 13
2.5 Приватизация в Испании 15
3. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь.
3.1. Этапы проведения приватизация в Республике Беларусь 18
3.2. Причины торможения приватизации 30
Заключение 36
Список использованных источников
Повысится роль и значение директорского корпуса в трансформации отношений собственности. Приоритет в приватизационном процессе будут иметь отечественные инвесторы.
Предусматривается предпринять ряд мер по обеспечению эффективного управления государственными пакетами акций (долями) в уставных фондах негосударственных коммерческих организаций. Часть средств, получаемых от приватизации, а также дивидендов от акций, находящихся в государственной собственности, предполагается использовать для поддержки реформируемых предприятий.
В процессе реформирования государственной собственности на каждом этапе предполагается обеспечить экономическую безопасность и приоритет интересов государства и граждан Республики Беларусь с помощью государственного контроля (и над новыми собственниками) в сочетании с прозрачностью процедур приватизации.
Итоги приватизации за 2008 год
В 2008 году подлежало приватизации 169 предприятий, в том числе: 50 — Минпрома, 45 — Минтранса, 20 — Минсельхозпрода, 14 — Минторга, 6 — Минстройархитектуры, 11 — Минэнерго, 8 — Минжилкомхоза, 6 — концерна «Беллегпром», 3 — Минкультуры, 2 — Госкомвоенпрома, 2 — концерна «Белгоспищепром», 1 — Минсвязи, 1 — концерна «Белбиофарм».
По состоянию на 1 января 2009 года реформировано 156 предприятий.
Создание открытых акционерных обществ осуществлялось как на базе одного унитарного предприятия, так и на основе имущественных комплексов нескольких предприятий исходя из целесообразности развития отраслей, необходимости создания оптимальной и эффективной структуры управления.
С учетом этого, было создано 107 открытых акционерных обществ, в том числе:
крупные предприятия промышленного комплекса, хорошо известные за пределами нашей страны, такие как Минский автомобильный завод, Минский механический завод имени С. И. Вавилова, Минский моторный завод;
автотранспортные организации, осуществляющие внутренние и междугородние автоперевозки — на базе республиканского унитарного предприятия Могилевское автотранспортное предприятие «Облавтотранс» и его 20 дочерних предприятий создано одно открытое акционерное общество. Аналогичные подходы были применены при преобразовании в ОАО республиканского унитарного транспортного предприятия «Брестгрузавтосервис» совместно с 11-ю дочерними предприятиями;
предприятия агропромышленного комплекса, осуществляющие разведение птицы на мясо и производство яиц — Оранчицкая и Жлобинская птицефабрики.
Кроме того, приватизированы предприятия легкой промышленности; жилищно-коммунального хозяйства, обслуживающие лифтовые хозяйства; предприятия бытового обслуживания, а также предприятия других отраслей.
В уставные фонды созданных открытых акционерных обществ включено государственное имущество на сумму более 4-х триллионов белорусских рублей. Общая численность работающих на реформированных предприятиях составляет более 89 тысяч человек.
Кроме того, проведен комплекс работ, в соответствии с действующим по приватизации законодательством по продаже
РУП «Гомельский судостроительно-судоремонтный завод» и РУП «Речицкий судостроительно-судоремонтный завод» как имущественных комплексов. В результате издан Указ Президента Республики Беларусь от 10 января 2009 г. № 27 «О некоторых вопросах продажи имущественных комплексов» по продаже указанных судостроительно-судоремонтных заводов. Проведен также комплекс работ по подготовке к продаже на аукционе с условиями филиала Могилевского республиканского унитарного предприятия электроэнергетики «Могилевэнерго» Бобруйского завода древесноволокнистых плит как имущественного комплекса. Проект распоряжения находится в Совете Министров Республики Беларусь[21].
Считается что приватизация в Беларуси официально началась с мая 1991 года, однако закон «О разгосударствлении и приватизации» был принят верховным советом лишь с четвертой попытки – 19 января 1993г. А полное законодательное оформление белорусская приватизация получила только к середине 1996г.
До 20 марта 1998 процесс приватизации в РБ был слегка заторможен из-за отсутствия соответствующей программы, да и в последствие она развивалась не очень быстро. Но всё же, приватизация способствовала становлению и расширению негосударственного сектора экономики, предприятиями которого в настоящее время выпускается около 60 процентов объема промышленной продукции.
По состоянию на 1 января 2009 года реформировано 156 предприятий.
Также было создано 107 открытых акционерных обществ.
Хотя приватизация в нашей стране способствовала улучшению экономического положения, однако следует признать, что для развития рыночных отношений сделано недостаточно: не достигнута главная цель экономических преобразований - повышение эффективности функционирования экономики.
Заключение
В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.
Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому необходимы разгосударствление и приватизация.
Разгосударствление – это передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц. Непосредственными целями приватизации являются: формирование слоя мелких и средних собственников; сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; перераспределение экономических основ власти.
В настоящее время в большинстве стран с переходной экономикой завершена приватизация мелких предприятий торговли, общественного питания, сферы услуг. Приватизация крупных предприятий происходит медленнее, чем намечалось первоначальными государственными программами, и с большими трудностями. Рыночная реструктуризация крупных компаний требует целенаправленного участия государства, а также проведения реформ предприятий.
В Республике Беларуси приватизация началась с мая 1991 года, однако закон «О разгосударствлении и приватизации» был принят верховным советом лишь с четвертой попытки – 19 января 1993г. А полное законодательное оформление белорусская приватизация получила только к середине 1996г.
До 20 марта 1998 процесс приватизации в РБ был слегка заторможен из-за отсутствия соответствующей программы, да и в последствие она развивалась не очень быстро. Но всё же, приватизация способствовала становлению и расширению негосударственного сектора экономики, предприятиями которого в настоящее время выпускается около 60 процентов объема промышленной продукции.
Однако даже после приватизации, государство всё ещё могло влиять на стратегию организации работы предприятия, благодаря «золотой акции». Чековая приватизация в РБ также закончилась провалом.
Хотя приватизация в нашей стране способствовала улучшению экономического положения, однако следует признать, что для развития рыночных отношений сделано недостаточно: не достигнута главная цель экономических преобразований - повышение эффективности функционирования экономики.
Следовательно необходимо совершенствование отношений собственности. Оно должно обеспечить кардинальное повышение эффективности функционирования как отдельных предприятий, так и народнохозяйственного комплекса в целом. Основные его направления: развитие социально ориентированной многоукладной экономики рыночного типа, сохранение потенциала система образующих предприятий, максимальное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций.
Для достижения этих целей предстоит:
сформировать благоприятные условия для обеспечения возможности оборота прав собственности, прежде всего в реальном секторе экономики;
создать широкий слой эффективных собственников, ориентированных на долгосрочную перспективу развития производств;
привлечь инвестиции за счет инвесторов, готовых выполнять обязательства по реализации инвестиционных и социальных условий;
расширить инструментарий приватизации, используя продажу объектов приватизации за свободно конвертируемую валюту, а также продажу на аукционе с условиями или по конкурсу предприятий, имеющих до 100 рабочих мест (если задолженность их по финансовым обязательствам равна активной части баланса или превышает ее), с начальной ценой, равной одной минимальной заработной плате.
По состоянию на 1 января 2009 года в РБ реформировано 156 предприятий.
Также было создано 107 открытых акционерных обществ.
Список использованных источников
1. Н.И.Базылева, С.П.Гурко «Экономическая теория» // Мн.:БГЭУ, 2002. -752с.
2. В.И. Боресевича, Г.А. Кандауровой «Прогнозирование и планирование экономики: Учеб.пособие» // Мн.: Экоперспектива, 2001. – 380с.
3. В.А. Дадалко «Проблемы, опыт, перспективы реформирования экономики и общества: Сборник статей, лекций и аналитический обзор»
// Кн.1. - Мн.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 1999. - 218 с.
4. В.К. Драчев «Приватизация в Беларуси» // Гомел. гос. ун-т им. Ф.Скорины. – Гомель: ГГУ, 2002. – 258 с.
5. А.В. Корзюк «Приватизация и рынок ценных бумаг в Республике Беларусь» // Белорусский фондовый рынок. 2000. №5. С. 26-33
6. Л.И. Панова «Приватизация государственной собственности: Учеб.-метод. комплекс» // Мн.: Изд-во МИУ, 2005. – 156 с.
7. А. Р. Пустовалов Приватизация и национализация в Западной Европе. С.-П.: 1999г. - 101c.
8. Б.А. Райзберг «Рыночная экономика» // Мн.: 1995. – 245 с.
9. М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков «Экономическая теория» // Мн.: 1998 - 327 с.
10. А.А.Титович, А.Н. Сычев «Разгосударствление и приватизация в Беларуси: опыт, проблемы, перспективы» // Мн.:Издательский центр БГУ, 2002. – 216 с.
11. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой «Курс экономической теории. Учебник» // Киров: «АСА», 1997.-367 c.
12. У. К. Шеденов «Общая экономическая теория» // Актобе 2004 г. – 436 с.
13. К. Эрроу Переход к рыночной экономике: темпы и возможности. // Проблемы теории и практики управления. - №5. – 1995. - С. 2.
14. Германия. Факты. – Франкфурт-на-Майне: 1997
15. Вестник БГЭУ, научно-практический журнал, №6, 2008. – 84 с.
16. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2004 г. С- 555
17. Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь,1993 г., N 7, ст. 41; 1995 г., N 19, ст. 234; 1996 г., N 23, ст. 417).
18. http://finka.by/news/show/4/
19. http://www.ckat.ru/library
20. http://www.belstat.gov.by/
21. http://www.gki.gov.by/about/
3