Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 14:20, практическая работа
Для расчета затрат на производство сельскохозяйственной продукции применяются технологические карты. В них определяются затраты на семена, удобрения средства защиты растений и животных, корма, электроэнергию, амортизацию машин и оборудования, заработную плату, а также затраты на выполнение механизированных работ.
Экономическая эффективность использования транспортных средств
Для доставки сельскохозяйственной продукции с полей и ферм, её транспортировки к местам хранения, переработки и потребления используется транспорт: автомобильный, тракторный и гужевой.
В земледелии и животноводстве производится свыше 40 наименований грузов в виде основной (зерно, молоко, мясо), побочной продукции (солома, ботва), и отходов (рога, копыта, навоз). Кроме того, бесперебойное функционирование сельскохозяйственного предприятия требует использования свыше 70 наименований грузов, не связанных непосредственно с технологией производства (кирпич, цемент, лесоматериалы, песок, глина, щебень, стекло, проволока, шифер и т.д.).
Для работы самих транспортных средств, сельскохозяйственных машин и агрегатов с нефтебаз в хозяйства доставляются млн.т. бензина и дизельного топлива.
В зависимости от специализации хозяйства и наличия в нем транспортных средств на долю автомобильного транспорта приходится 60-85% всей массы перевозимых грузов, и от 2 до 5% грузов доставляет гужевой транспорт.
Применяется также трубопроводный (водопроводы, молокопроводы) авиационный, но их удельный вес невелик.
Отличительная особенность многих сельскохозяйственных грузов – малая удельная объёмная масса, из – за которой не полностью используется грузоподъёмность автомобилей и прицепных тележек. Это снижает производительность труда и увеличивает удельные затраты на перевозку (руб/т-км).
Механические свойства многих видов сельскохозяйственной продукции быстро меняются под воздействием температуры, влажности, давления и зависят от продолжительности хранения. Они легко повреждаются, слёживаются, подвержены смерзанию и самовозгоранию, в них постоянно протекают сложные биологические процессы и от их интенсивности зависит качество и сохранность продукции.
Сезонный
характер и специфика
Основные задачи организации использования транспорта:
Несвоевременная доставка горюче – смазочных материалов при отсутствии их запасов в хозяйстве может парализовать его производственно – хозяйственную деятельность, несвоевременная доставка вакцины или средств защиты растений может привести к гибели животных и растений.
Так же скоропортящаяся продукция (молоко, овощи, фрукты) из – за задержки при транспортировке может потерять товарный вид, качество или испортится совсем. Причем потеря качества продукции зависит не только от квалификации водителя, его личной материальной заинтересованности в своевременной доставке груза и качества продукции.
Обследование 20 специализированных и бортовых автомобилей, используемых для доставки фруктов на расстоянии 85-110км. показало, что у водителей со стажем работы до 3 – х лет нестандартная продукция составила 17,5%, со стажем 3-10 лет до 15%, у водителей со стажем работы более 10 лет удельный вес нестандартной продукции не превышал 5-7%.
Автомобильный
транспорт применяется в
Для определения
экономической эффективности
Oа.т.ф=1000Кобщ:S, где
К – среднесписочное количество автомобилей, шт.
S – площадь пашни, га.
или
Oа.т.ф=1000Тобщ:S, где
Тобщ – суммарная грузоподъёмность автомобильного парка, т;
Нормативная обеспеченность хозяйства автомобильным транспортом на 1000 га пашни для хозяйств Поволжья составляет 6,88 автомобилей грузоподъемностью 28,8 т.
Ко.а=Оа.т.ф:6,88 или Ко.а=Оа.т.ф:28,8
Чем ближе
значение коэффициента к единице, тем
фактическая обеспеченность хозяйства
автомобильным транспортом
Гср=Тобщ:К
АД=К*365дней
Кт.г=АДт.г:АД,
где
АДт.г – отношение машино – дней пребывания в хозяйстве исправных, готовых к работе автомобилей к качеству машино – дней пребывания в хозяйстве всех машин.
Кисп =АДр:АД
Кисп показывает уровень использования списочного состава автомобильного парка за год.
Среднесуточный пробег автомобилей (lс.с) определяется делением общего пробега (lобщ) на количество машино – дней в работе
Lс.с=lобщ:АДр
Кисп.пр =lгр: lобщ
lср.гр=Q:М
Один
из важнейших резервов повышения
эффективности работы автомобилей
максимальное использование их грузоподъёмности,
чтобы фактическая
Номинальная грузоподъёмность автомобилей (Гн) определяется делением суммы автомобиле – тонно – дней пребывания в хозяйстве (АТД) на сумму автомобиле – дней пребывания в хозяйстве(АД)
Гн=АТД*АД
Гн=Ат:АД:АД
Кисп.гр=(Q: lгр):(АТД:АД)
Qавт=Q:К
Рт=100 Робщ: lобщ
С=З:О
Себестоимость
– важнейший экономический
СКт=l:t
СКэ=l:tобщ
Па=Qр:tр
Аналогично рассчитываются показатели эффективности работы тракторов, используемых на транспортных работах.
Тракторные транспортные агрегаты, оснащенные двумя прицепными тележками, имеют себестоимость грузоперевозок (руб/т.км.) в 1,3 – 1,5 раза ниже, чем тракторы с одной тележкой.
Себестоимость
грузоперевозок сельскохозяйственных
грузов значительно снижается при
выполнении работ поточным методом,
при использовании
Эффективность использования транспортных средств значительно зависит от типа и состояния дорог. Себестоимость грузоперевозок по дорогам с твердым покрытием по сравнению с профилированным грунтовыми дорогами в два раза ниже, при этом от 20 до 25% экономится расход топлива на км пробега. При доставке грузов по грунтовым дорогам в период распутицы себестоимость (руб/т.км.) возрастает в 3-5 раз, а расход топлива – в 2- 2,5 раза.