Пути и проблемы формирования рыночной инфраструктуры в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

Важным моментом является изучение зарубежного опыта. Так как зарождение основ рынка и его элементов произошло в странах Европы и Америки. Однако прямое переложение зарубежного опыта на российскую действительность не допустимо, так как необходимо учитывать российскую специфику, организацию хозяйствования. Таким образом, необходимо найти оптимальное сочетание рынка нашей страны и положительных черт зарубежных рынков.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………... 2
1.Понятие инфраструктуры рынка.
1,1.Сущность, происхождение и основные составляющие инфраструктуры рынка………………… ………………………..4
1.2.Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры….8
1.3Факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструктуры рынка…………………………………………………………………………10
2.Основные элементы рыночной инфраструктуры в России
2.1.Биржи и их роль в рыночной экономике ………………………........13
2.2.Основные элементы инфраструктуры современного рынка …….19
2.3 Банки, их виды и операции. Функции и статус центрального
банка ………………………………………………………………………25
2.4 Кредитно-финансовые институты, составляющие рыночную
инфраструктуру России…………… ……… ………….………………. 27
3 Роль рыночной инфраструктуры в обеспечении экономического развития страны.
3. 1 Функции инфраструктуры рынка …….…………………………..…..32
3.2Задачи развития общехозяйственной инфраструктуры………………34
Заключение…………………………………………………………………38
Список использованной литературы…………………………………….39

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

               Обеспечивающая функция по самой своей сути есть функция внутренняя, имманентная инфраструктуре экономики, характеризующая ее сущность и непосредственное предназначение. Такая функция носит пассивный характер. Рыночная инфраструктура, как подсистема всей экономики, как бы предоставляет рыночной экономике условия и возможности для выполнения экономических функций (прежде всего таких, как оптимальная аккумуляция ресурсов и создание из них продуктов хозяйственной деятельности), непосредственно не участвуя в создании продукта. Тем не менее, указанная функция может быть также классифицирована как прямая, поскольку формирование адекватной инфраструктуры является одним из непосредственных и обязательных условий существования и воспроизводства экономической системы, а также её развития.

    Регулирующая  функция как бы вырастает из обеспечивающей, является её продолжением, но её свойства иные, прямо противоположные. Прежде всего, она носит внешний характер. Несмотря на то, что инфраструктура является подсистемой в экономической системе, эта подсистема  существует над процессом взаимодействия хозяйствующих субъектов, без которых они, с одной стороны, не могут взаимодействовать, но которая, с другой стороны, при определенных обстоятельствах  способна оказывать весьма существенное влияние на весь процесс воспроизводства. В этом своем качестве данная функция является активной, что особенно заметно в переходных экономических системах. Наконец, по своей природе она является функцией обратного действия, сигнализируя экономике о тех или иных проблемах в сфере непосредственного создания продукта.

    Обе функции неразрывно  связаны  и не могут реализоваться одна без другой. Результатом их взаимодействия является вполне определенный синтетический эффект, который можно определить как оптимизацию движения товарно-денежных потоков. В процессе обеспечения и регулирования движения товарно-денежных  потоков инфраструктура способствует достижению соответствия между общественными потребностями в товарах и услугах и способностью процесса производства удовлетворять их в требуемых масштабах. Тем самым обеспечивается сопряженность в реализации обеих функций, достигается пропорциональность в распределении ресурсов, что, в свою очередь, ведет к минимизации издержек, связанных с распределением ресурсов и продуктов.

      Именно поэтому инфраструктура  благодаря своим функциям обеспечивает эффективность экономики, причем в той мере и через те механизмы, которые свойственны только ей. Эту часть эффективности можно назвать скрытой эффективностью, поскольку к ней неприменимы прямо и непосредственно методы сопоставления затрат и результата (например, отрицательные последствия плохих дорог для сбора урожая или недостаточная развитость банковской системы как фактор, тормозящий скорость расчетов, и т. п.).                                                          

    Институты инфраструктуры рынка занимаются оказанием посреднических услуг в области инвестирования, страхованием различных сторон хозяйственной деятельности, проводят доверительные операции. Инфраструктура также используется при макроэкономическом регулировании: с ее помощью государство осуществляет антиинфляционные мероприятия, политику занятости, противодействует циклическим колебаниям экономики.

    Инфраструктура  призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектами извне, а порождены самими рыночными отношениями.

    Таким образом, можно сделать вывод, что  экономическая инфраструктура рынка  оказывает существенное влияние  на функционирование экономической  системы в целом.  
 
 

3.2 Задачи развития  общехозяйственной  инфраструктуры

 

    Анализируя  перспективы развития российской промышленности, нельзя оставаться лишь в рамках собственно этой сферы экономики. Мы убеждены, что сохранение и развитие промышленного  потенциала страны сегодня возможно лишь в том случае, если оно будет  подкреплено мерами по развитию инфраструктуры. В противном случае любые крупномасштабные программы промышленной политики начнут буксовать именно из-за того, что не будут обеспечены соответствующей инфраструктурой в самом широком смысле этого понятия.

    Это связано с тем, что инфраструктура имеет достаточно жесткую привязку к технологическим укладам, а развитие последних, в свою очередь, невозможно без соответствующей инфраструктуры. В (схеме1,2) приведены виды инфраструктуры, преимущественно развивавшиеся в период формирования и становления каждого из технологических укладов.

 Схема1,2

Технологические уклады Вид инфраструктуры
Первый  Оросительные  каналы, проезжие дороги
Второй  Железные дороги, мировое судоходство 
Третий  Электростанции, электрические распределительные сети, телефон, телеграф, радио
Четвертый Скоростные  автомобильные дороги, воздушное  сообщение, аэропорты 
Пятый Средства телекоммуникации, компьютерные сети, спутники

    Осмысление  информации, содержащейся в схеме1,2, приводит к неизбежному к выводу о том, что инфраструктура в России несет на себе тот же отпечаток фрагментарности, что и формирование всех существующих сейчас в стране технологических укладов.

    С одной стороны, Россия была первой страной  в мире, запустившей искусственный  спутник Земли, ее вклад в освоение космического пространства общеизвестен. С другой - в стране не до конца решены задачи формирования инфраструктуры, адекватной еще 3-му технологическому укладу (например, степень телефонизации, равно как и качество связи, крайне невысоки).

    Если  же говорить об инфраструктуре 5-го технологического уклада, то она настолько мала по сравнению с другими странами, что само развитие этого уклада становится проблематичным. О малом количестве компьютеров на душу населения, а  также о незначительном распространении компьютерных сетей мы уже упоминали. Добавим, что по уровню развития средств связи и коммуникации (второго важнейшего элемента инфраструктуры 5-го уклада) Россия находится на 42 месте в мире.

    Между тем, особенность 5-го технологического уклада состоит в том, что в его рамках разделение труда становится тождественным работе в едином информационном пространстве. Если российские банкиры, промышленники и ученые сегодня такой возможности в подавляющем большинстве не имеют (модемы и возможность оплачивать выход в мировые компьютерные сети являются доступными лишь немногим), то это значит, что Россия заведомо обречена на неизмеримо более низкую производительность интеллектуального труда. А с такой производительностью удержаться в русле развития 5-го уклада практически невозможно.

    Чтобы приблизить средства связи к мировому уровню, по оценкам специалистов, необходимо около 60 млрд долл. Изыскание таких  средств в принципе возможно. Скорее всего, они могут найтись у  частных - отечественных и иностранных - инвесторов, проявляющих большой интерес к акциям предприятий этой сферы. Задача государства в этой ситуации - создать для инвестиций в этот сектор режим наибольшего благоприятствования, что стратегически чрезвычайно важно для развития России.

    Однако  наряду с развитием инфраструктуры 5-го технологического уклада насущная проблема - развитие и всех остальных  видов инфраструктуры, что создаст  чрезвычайно мощный импульс для  подъема всех отраслей.

    Состояние российского транспорта и связанные с ним чрезвычайно высокие затраты на транспортировку - один из основных факторов неконкурентоспособности российских товаров как на мировом, так и на внутреннем рынках. Действительно, транспортные расходы на единицу продукции в России в 6 раз выше, чем в США и в 4,5 раза больше, чем в Китае при примерно одинаковых территориальных масштабах.

    Основным  видом транспорта в России остается железнодорожный, требующий не только расширения (так как плотность  железнодорожных сетей недостаточна, и до сих пор некоторые районы страны выхода к железной дороге не имеют), но и коренной реконструкции. Состояние путей и износ подвижного состава таковы, что средняя скорость на российских железных дорогах в 4 раза ниже, чем в европейских государствах. Крайне низка и степень механизации погрузочно-разгрузочных работ, что снижает производительность труда на транспорте и удорожает перевозку грузов.

    Общей тенденцией для всех развитых стран  в транспортировке грузов является переход от железнодорожного к автомобильному транспорту. В России такая тенденция пока невозможна из-за неразвитости дорожной сети: плотность автодорог в России в 40 раз меньше, чем в Европе и в 32 раза - чем в США (разница усугубляется несопоставимостью сравниваемых дорог по качеству). Даже если сделать поправку на то, что примерно 35% российской территории не затронуты хозяйственной деятельностью, то все равно указанные цифры достаточно четко показывают качественное соотношение инфраструктуры автомобильного транспорта в России и в развитых странах мира. Именно на ликвидацию этого отставания должны быть направлены усилия государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

          Переходный период к рынку,  как известно,  пережили  большинство   стран мира. Россия также находиться  в  состоянии  перехода  к  рынку.  Переходный период – это не статистика, а динамика, процесс. Переходный период к  рынку, как процесс, будет продолжаться  долгие  годы.  Он  может  осуществляться  в несколько этапов.     Наиболее ответственным, трудоемким и капиталоемким этапом  переходного периода   является   формирование   и    развитие    современной    рыночной инфраструктуры.

          Ключевым в решении этой проблемы  стал  вопрос  о  том,  кому  же  быть главным  действующим  лицом  создающегося  рынка:  республикам  и  регионам, ведомствам или предприятиям. На этот принципиальный вопрос  дан  однозначный ответ – хозяевами  создавшегося  экономического  пространства  должны  стать сами производители продукции: предприятия и предприниматели.

          И действительно,  развитие  предприятий и предпринимательства имеет решающее значение для экономического роста  России,  для  выхода  России  из состояния глубочайшего экономического кризиса. К сожалению,  на  сегодняшний момент  предприниматели  постоянно  сталкиваются  с  самыми   разнообразными проблемами и трудностями в своей деятельности.

          Зачастую   это    объясняется    несовершенством    и    неразвитостью

    инфраструктуры    предпринимательства,    однако,    нельзя    отрицать    и многочисленные положительные тенденции, наблюдаемые в российской  экономике, и, на мой взгляд, у российского предпринимательства при условии  продолжения экономических реформ есть все предпосылки для дальнейшего развития.

          Анализируя  проблемы  реализации  промышленной  политики  России,   мы приходим к пониманию того, что ее успех возможен лишь  в  том  случае,  если она  будет   дополнена   мерами   по   развитию   научно-образовательной   и общехозяйственной инфраструктуры. 

           Список использованной литературы

    1. Экономическая теория Учебник /Под рел.акад. В.И.Видяпина акад. Г.П.Журавлевой 4е-изд М.ИНФРА. 2004 стр.118-126
    2. Энциклопедический словарь(Современная рыночная экономика) редактор . Кушлин В.И  СТР.224-225
    3. Популярная экон. Энцик. главн .ред. Никипелов Москва 2003год
    4. Журнал “ Региональная экономика ”ред. О трактовках понятия “Рыночная инфраструктура”в сфере услуг и задачах по ее развитию в регионах РФ Радионов Д.Г                                                                       

    http://hghltd.yandex.com/yandtm?url=http://www.m-economy.ru/

    1. http://www.nns.ru/analytdoc/ppr23.html
    2. http:www.finansy.ru/
    3. http://www.nns.ru/analytdoc/ppr642.html

Информация о работе Пути и проблемы формирования рыночной инфраструктуры в России