Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:48, контрольная работа
В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной социально-экономической системы постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал.
Введение 3
1. Общая характеристика рынка и государства 4
1.1 Понятие «рынка» и «государства» 5
1.2 Функции и «провалы» рынка 10
2. Государство в системе экономических отношений рыночной экономики 14
2.1 Необходимость регулирования и функции государства в рыночной системе 14
2.2 Методы государственного вмешательства в рыночной механизм 16
2.3 «Провалы» государства 19
3. Особенности и направления государственного регулирования российской экономики 21
Заключение 24
Список литературы 26
С начала 90-х гг. XX в. Россия переживает глубокие перемены. Они связаны с переходом на рыночную модель хозяйствования. Процесс экономической трансформации в нашей стране идет неоднозначно и, по всей видимости, займет длительный период времени.
На первых этапах реформирования
экономики достаточно жестко соблюдался
принцип экономического либерализма
- дать неограниченный простор рыночному
саморегулированию и резко
Поэтому на сегодняшний день в России выделилось ряд областей, где правительством весьма эффективно осуществляется государственное регулирование.
Конкретными областями государственного регулирования является:
а) уровень жизни населения, состояние социальной сферы, трудовых отношений, занятости;
б) структура национального
хозяйства —
в) экономический цикл и макроэкономическое равновесие, поддержка темпов экономического роста;
г) денежное обращение, финансы страны, бюджет и межбюджетные отношения;
д) окружающая среда и экологическое равновесие;
е) научно-инновационный потенциал страны;
ж) система образования и подготовки кадров;
з) сбалансированность внешнеэкономических связей и др.
Конкретные области и
используемые методы государственного
воздействия на экономику на том
или ином историческом этапе определяются
как общими принципами, характерными
для практики большинства государств
мира, так и особенными чертами
экономики соответствующих
1) уникальные пространственные масштабы российской экономики;
2) особые требования, предъявляемые
со стороны экономики в целом
к инфраструктурным объектам (к
транспорту, всем видам связи
и др.), при недостаточной развитости
этих объектов и,
3) незавершенность процессов
формирования многих
4) огромная дистанция
по уровню экономического и
социального развития между
5) уникальная сложность
природно-климатических
6) наличие устойчиво сильных
исторических традиций, поддерживающих
склонность к
С учетом незавершенности
в России процессов трансформирования
экономической системы в
Институты — весьма важное понятие при изучении управленческих отношений. Согласно определениям классиков институционализма (Д.Норта и др.) институты — это «правила игры» в обществе, это созданные человеком ограничительные рамки, на базе которых организуются взаимоотношения между людьми. Различают институты формальные, существующие в устойчивых формах, такие как органы и организации, законы, иные установленные правила, а также — неформальные, выступающие как неписаные правила, обычаи, традиции, принципы. Совершенствование или преобразование институтов с учетом тенденций в мировой экономике остается серьезнейшим компонентом дальнейших реформ, организуемых Российским государством. Речь идет о совершенствовании институтов собственности, дальнейшем развертывании административных реформ, развитии правовых норм, формировании более действенной системы судопроизводства и др.
Вместе с тем
Возникновение, функционирование, изменение и взаимодействия институтов представляют самостоятельную и сложную научную проблему, которой занимаются институционализм, эволюционная теория и другие направления экономической науки.
Итак, значение институтов состоит
в том, что они определяют характер
и направления экономической
деятельности. Иными словами, институты
задают «правила игры» для экономических
субъектов. Институты могут
Таким образом, в России в
последние годы стали уделять
все большее внимание государственному
регулированию отдельных
Заключение
В течение последних десятилетий
вопрос о роли государства в экономике
занимает одно из центральных мест
в экономической теории. В течение
времени менялось отношение к
государству в развитых странах
— от полного отрицания
Решение вопроса о необходимой
мере участия государства в
Если оставить в стороне
административно-правовые задачи, стоящие
перед государством (формирование рамочных
условий экономической
Производство - общественных
благ. Наряду с обороной и охраной
общественного порядка важное место
среди «общественных благ»
Регулирование - естественных монополий - в сфере энергетики, транспорта, связи, коммунального хозяйства и т. д. Напомним, что естественными монополиями называются такие сферы экономической деятельности, где удельные издержки производства неуклонно понижаются по мере расширения объема предложения товаров и услуг. Иными словами, чем больше производится товаров или услуг тем ниже издержки каждой единицы и соответственно ее цена. Поэтому для общества выгоднее, чтобы в некоторых сферах, например в транспорте или в системе почтовой связи, существовала одна компания-производитель, а не несколько конкурирующих компаний.
Устранение чрезмерного
социального неравенства с
Поддержание макроэкономической стабильности (борьба с инфляцией, поддержание валютного курса, ограничение внутреннего и внешнего долга и т. д.).
Сглаживание экономического
цикла и поддержание
Зачастую государству приходится активнее вмешиваться в экономику, в том числе в производственную сферу, если частный капитал не в состоянии решить те или иные задачи. Но важно, государственное вмешательство не превысило некий «критический порог», за которым наступает ослабление рыночного механизма падает эффективность всей экономики.
Список литературы
1. Астапов К. Социально- экономическое развитие: итоги и перспективы //Экономист.- 2004.- №9.- С. 16-24.
2. Астапов К. Переход к модели ускоренного развития экономики. //Экономист.- 2003- №8.-С.3.
3. Брич А. Путь России к процветанию в постиндустриальном мире //Вопросы Экономики.-2005.-№5.-С.19.
4. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб./ Под общ. ред. В.И. Кушлина. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 616с.
5. Клепач А. Экономический рост в России: амбиции и реальные перспективы//Вопросы экономики.-2004.-№8.-С.4-21.
6. Матеров И.С. Перспективы и направления социально-экономических преобразований при модернизации России// Общество и экономик. – 2001. - № 11-12. – с. 20 – 28
7. Матеров И.С. Факторы развития «новой экономики» в России// Экономист. – 2003. - №2. – с.4
8. Перспективы российской экономики// Общество и экономика. – 2004. - №2. – с 31 – 74
9. Путь модернизации России// Общество и экономика. – 2004. - №5. –с. 37 – 51
10. Экономика. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное/ Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. – 784с.
11. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова. – М.:Юристь, 2002. – 896с.