Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:48, контрольная работа
В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной социально-экономической системы постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал.
Введение 3
1. Общая характеристика рынка и государства 4
1.1 Понятие «рынка» и «государства» 5
1.2 Функции и «провалы» рынка 10
2. Государство в системе экономических отношений рыночной экономики 14
2.1 Необходимость регулирования и функции государства в рыночной системе 14
2.2 Методы государственного вмешательства в рыночной механизм 16
2.3 «Провалы» государства 19
3. Особенности и направления государственного регулирования российской экономики 21
Заключение 24
Список литературы 26
Многовековой опыт различных
стран свидетельствует, что среди
характерных функций
1) правовое обеспечение экономической деятельности, в особенности поддержка права собственности;
2) организация денежного
обращения. Регулирование
3) фискальная политика
и регулирование бюджетного
4) перераспределение
доходов в обществе (в том числе
для обеспечения его
5) производство так
называемых общественных
6) минимизация трансакционных издержек. Под трансакционными издержками, напомним, понимают издержки эксплуатации экономической системы;
7) антимонопольное регулирование
и развитие конкуренции.
8) поддержка оптимального уровня занятости. Минимизация безработицы и издержек от нее;
9) проведение региональной
экономической и социальной
10) реализация национальных
интересов в мировой экономике.
Приведенный перечень функций
может быть расширен как за счет
их расчленения и конкретизации,
так и на основе добавления вновь
возникающих устойчивых задач. Конкретные
наборы функций и решаемых правительствами
задач при регулировании
2.2 Методы государственного вмешательства в рыночной механизм
Прогнозирование экономики.
В зависимости от конкретно-исторических
обстоятельств, национальных условий
и господствующих в обществе экономических
концепций во многих странах происходит
интенсивная апробация
Для принятия грамотных экономических
решений государство нуждается
в научно обоснованном прогнозе. Задача
такого прогноза – дать объективное,
достоверное представление о
том, что произойдет в экономике
при тех или иных условиях. В
прогнозировании экономики
1 этап прогноза – так
называемый «поисковый»
2 этап – это разработка
«нормативного», или «целевого», прогноза,
в котором государство
3 этап – подготовка
для правительства конкретных
предложений и рекомендаций по
использованию тех или иных
экономических регуляторов,
Налоги, налоговые льготы, нормы и порядок начисления амортизации, процент за кредит, таможенные сборы и т.д.;
Финансовые средства государства, бюджетные инвестиции, субсидии, дотации и т.д.;
Законодательно установленные
ограничения материально-
Оперируя экономическими регуляторами, государство стремится максимально приблизить развитие экономики к показателям «нормативного прогноза», но так, чтобы ни в коей мере не блокировать механизм рынка.
4 этап – корректировка
«нормативного прогноза» с
Выделение таких этапов в процессе прогнозирования есть первое методологическое требование ко всей работе по составлению прогнозов государствам. Второе методологическое требование к такого рода работе – это составление сценария и вариантов самих прогнозов.
Сценарий прогноза включает
в себя комплекс исходных условий: прогноз
погодных условий, определяющих урожайность,
прогноз общественно-
Наиболее продуктивным в
практике прогнозирования рыночной
экономики является сведение разных
прогнозов в систему, в обобщающий
прогноз. Перспективным считается
следующий «набор»
· Прогноз последствий от разных ситуаций в стране и за рубежом;
· Прогнозы развития таких сфер экономики, как финансы, денежное обращение, трудовые ресурсы и т.д.;
· Социальные и политические прогнозы;
· Прогнозы развития конкретных видов производства и отраслей; научно-технические прогнозы;
· Внешнеэкономические прогнозы;
· Экологические прогнозы;
· Прогнозы развития отдельных производственно-управленческих и территориальных структур.
В цивилизованной рыночной
экономике постоянно происходит
периодическое уточнение и
Экономическое программирование.
Наряду с краткосрочными методами воздействия на экономику (прогнозами) современное государство использует и долговременные методы ее регулирования (программы). Во многих европейских странах, в США, Японии и других регионах мира получил широкое развитие метод экономического программирования в масштабах все страны. Весьма разнообразные по срокам выполнения и по целям программы опираются на реальные факторы экономической жизни – правительственные и частные инвестиции, бюджетные субсидии и носят в основном индикативный (рекомендательный) характер.
Структурная политика государства
преследует главную цель – обеспечить
наиболее высокий уровень экономического
роста на данном этапе развития национальной
экономики. Сюда входит и стимулирование
новой производственной структуры,
адекватной НТП, и преодоление социально-
2.3 «Провалы» государства
«Провалы» рынка привлекали
наибольшее внимание теоретиков в первой
половине XX в., когда западная рыночная
система претерпевала глубокие изменения,
переходя от раннего конкурентного
капитализма к сложной
«Провалы» государства. «Провалы государства - это возможность принятия государственными органами таких экономических решений, которые неоптимальны или нежелательны с точки зрения интересов общества».
К «провалам» государства относятся следующие.
1. Недостаток объективной
информации для принятия
2. Бюрократизм в принятии
экономических решений.
3. Недостаток контроля
общества над бюрократией. Это
самый существенный «провал»
государства. В силу
4. Несовершенство политического процесса. В современном демократическом обществе принятие экономических решений тесно увязано с политическими интересами властных структур. Примером могут служить экономические последствия избирательного цикла: перед выборами государственные органы могут смягчать экономическую политику, например увеличивая социальные льготы, и избегают непопулярных мер. Трудные экономические решения обычно переносятся на начало следующего избирательного цикла. Еще одним примером влияния политического процесса на экономику является лоббирование региональных проблем в ущерб интересам всего общества.
5. Недостаток мотивации
к эффективному и
Анализ «провалов» рынка и государства показывает, что в сложном современном обществе неправомерно делать односторонний упор на рынок, или на государство. Внутренние недостатки, обусловленные самой природой рыночной и государственной форм организации экономической деятельности, требуют их сбалансированного сочетания путем развития гибкой и адаптивной (способной приспосабливаться к внешним требованиям) институциональной системы.
В течение последних десятилетий
вопрос о роли государства в экономике
занимает одно из центральных мест
в экономической теории. В мире
постоянно менялось отношение к
государству в развитых странах
— от полного отрицания
Решение вопроса о необходимой
мере участия государства в
3. Особенности
и направления