Прогноз социально-экономического развития региона на примере Алтайского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: определение теоретико-методологических основ организации системы прогнозирования и программирования регионального социально-экономического развития.
К основным задачам исследования можно отнести:
определение теоретических основ организации системы прогнозирования и программирования социально-экономического развития региона;
рассмотрение технологии прогнозирования регионального развития;

анализ среднесрочного прогноза социально-экономического развития Алтайского края;

Оглавление

Введение…………………...………………………………………………………3
Прогноз социально-экономического развития региона…………………5

1.1 Технология прогнозирования регионального социально-экономического развития субъекта РФ………………………………….14
Прогнозирование социально-экономического развития Алтайского края на 2012 год и на период до 2014 года……………………………...20
Пояснительная записка………………………………………………..20

2.2Сценарные условия…………………………………….……………..27

Заключение……………………………………………………………………….29

Литература……………………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

прогноз социально-экономического развития региона.docx

— 48.49 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………...………………………………………………………3

  1. Прогноз социально-экономического развития региона…………………5

1.1 Технология прогнозирования регионального социально-экономического развития субъекта РФ………………………………….14

  1. Прогнозирование  социально-экономического развития Алтайского края на 2012 год и на период до 2014 года……………………………...20
    1. Пояснительная записка………………………………………………..20

2.2Сценарные условия…………………………………….……………..27

Заключение……………………………………………………………………….29

Литература……………………………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проведение в стране социально-экономических  преобразований привело к повышению  роли регионов во всех сферах жизни  общества. Регионы стали субъектами самостоятельного принятия политических, экономических, социальных, культурных и иных решений.

Обострение проблем регионального  развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной  неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания  экологического равновесия, совершенствование  территориальной структуры хозяйства, обеспечение занятости населения  и т.д.

Поэтому в современных  условиях большое значение придается  актуальности изучения и использования  новых, эффективных методов воздействия  на социально-экономические процессы в регионе, таких как: прогнозирование  и программирование социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (далее РФ). Использование органами исполнительной власти элементов стратегического  планирования и прогнозирования  помогает им в выработке экономической, инновационной, инвестиционной, промышленной и другой политики.

Цель  работы: определение теоретико-методологических основ организации системы прогнозирования и программирования регионального социально-экономического развития.

К основным задачам исследования можно отнести:

определение теоретических  основ организации системы прогнозирования  и программирования социально-экономического развития региона;

рассмотрение технологии прогнозирования регионального  развития;

анализ среднесрочного прогноза социально-экономического развития Алтайского края;

Для решения поставленных задач были использованы следующие  методы: анализ нормативно-правовых актов, касающихся тематике работы, сопоставительный анализ данных, системный и статистический анализ, и ряд других.

Предмет работы - это исследование сущности, структуры и технологии прогнозирования и программирования социально-экономического развития на региональном уровне.

Объектом выступают территориальная  социально-экономическая система, функционирующая  на уровне субъекта РФ, население региона, а также отдельные производственные комплексы и отрасли.

При написании  работы была использована нормативно-правовая, научная и периодическая литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Прогноз социально-экономического развития региона

Анализ и прогнозирование  социально-экономического развития является отправной точкой работы по управлению региональным развитием. На основе обоснованного прогноза определяются цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса[2].

Прогнозирование социально-экономического развития региона— предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития регионального комплекса и его структурных составляющих. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обоснования целей и задач социально-экономического развития, выработки и обоснования социально-экономической политики правительства, способов рационализации использования ограниченных производственных ресурсов.

В состав прогноза социально-экономического развития региона входят набор частных прогнозов, отражающих будущее отдельных сторон жизни общества, и комплексный экономический прогноз, отражающий в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы региона.

В частных прогнозах оцениваются:

демографическая ситуация в  регионе;

состояние природной среды, включая такие сферы, как разведанные запасы природных ископаемых, земельные, водные и лесные ресурсы;

будущее состояние научно-технических  достижений и возможность их внедрения в производство;

основные факторы производства (капитал, труд, инвестиции);

величина и динамика спроса населения на товары и услуги;

платежеспособный спрос  населения на отдельные товары и  услуги;

темпы развития отдельных  отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятельности.

В комплексном экономическом  прогнозе отражается будущее развитие экономики региона как целостного образования. Разработка комплексного прогноза базируется на научных основаниях, которые адекватно объясняют функционирование и развитие регионального хозяйственного комплекса.

По временному горизонту  комплексные прогнозы экономического развития регионов можно подразделить на три вида: долго-, средне- и краткосрочный.

Долгосрочный прогноз  разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. Он служит основой для разработки концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. В целях обеспечения преемственности проводимой экономической политики данные долгосрочного прогноза используются при разработке среднесрочных прогнозов, концепции и программ социально-экономического развития страны.

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегодной корректировкой данных. Он служит основой для разработки концепции развития экономики в рамках среднесрочной перспективы. В целях всеобщего ознакомления данные долго- и среднесрочных прогнозных расчетов, а также концепции социально-экономического развития публикуются в открытой печати.

Краткосрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно и служит основой составления  проекта государственного бюджета.

Вышеназванные документы являются составной частью пакета, представляемого Правительством России Федеральному собранию. В состав этого пакета входят:

данные о социально-экономическом  развитии страны за прошедший период текущего года;

прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;

проект сводного финансового баланса на территории России;

перечень основных социально-экономических проблем (задач) развития, на решение которых будет направлена политика Правительства РФ;

перечень федеральных  целевых программ, намеченных к финансированию в предстоящем году за счет средств федерального бюджета;

перечень и объем поставок продукции для государственных  нужд по укрупненной номенклатуре;

проектировки развития государственного сектора экономики.

Наряду с этим Правительство  России представляет проекты законов, которые оно считает необходимым принять для успешной реализации намеченных задач.

В качестве рабочих инструментов комплексного прогноза используются: экстраполяция сложившихся в прошлом тенденций в развитии экономики и социальной сферы на будущее, эконометрические расчеты на базе данных системы национального счетоводства, система макроструктурных моделей, включающая модифицированную модель межотраслевого баланса, модель динамики капитала и инвестиций в реальный сектор экономики. Эта модель пока не имеет завершенного вида и используется лишь для экспериментальных прогнозных расчетов.Возможны два принципиально различных подхода к прогнозированию экономических объектов: генетический и телеологический.

Генетический подход основывается на анализе предыстории развития объекта, фиксирует его основополагающие факторы, определяющие особенности развития. На этой основе делаются выводы относительно состояния прогнозируемого объекта в будущем. Этот подход в большей мере присущ «сторонним наблюдателям» происходящих процессов. Целевые установки социально-экономического развития при этом подходе не играют особой роли. Наиболее ярким представителем данного подхода в нашей стране являлся Н.Д. Кондратьев с его теорией «длинных волн».

Телеологический подход (от греч. telos — цель) больше присущ активным участникам происходящих в экономике  процессов. Он базируется на целевых  установках развития данного объекта и степени его приближения к поставленным задачам. Наиболее ярким представителем и защитником этого подхода в прогнозировании экономики являлся С.Г. Струмилин.

Методологические и методические проблемы прогнозирования социально-экономического развития являются прерогативой тех  организаций, которым правительство поручает разработку прогнозов. В частности, сводный экономический прогноз разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ. Именно оно и отвечает за методологию и методику разработки прогноза.

Разработка комплексного экономического прогноза региона преследует две цели. Во-первых, он должен предоставить правительству региона информацию для принятия решений в области экономической и социальной политики. Во-вторых, его показатели служат основой для разработки показателей проекта государственного бюджета региона.

Проблемы информационного  обеспечения прогнозирования. Государственное прогнозирование базируется на информации, пре­доставляемой соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Основным органом по предоставлению информации является Государственный комитет по статистике, который через сеть своих региональных органов собирает первичную информацию, обобщает ее и официально публикует. Другие министерства и ведомства несут ответственность за предоставление информации по сферам их ведения (по денежно-кредитной сфере — Центральный банк, по исполнению бюджета — Министерство финансов, по таможенной статистике — Государственный таможенный комитет, и т.д.).

Система национальных счетов является сводным и обобщающим инструментом проведения экономических расчетов. Региональная система национальных счетов обеспечивает целостное видение экономических процессов прежде всего в форме потоков финансовых ресурсов, что в основном раскрывает сущность про­исходящих процессов в экономике рыночного типа. Она позволяет определить обобщающие показатели развития отраслей, сек­торов и институциональных единиц на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимно увязать эти показатели между собой.

Каждой стадии воспроизводства  соответствует специальный счет или их группа. Это позволяет проследить движение массы произведенных товаров  и услуг, а также добавленной  стоимости через цикл воспроизводства, от производства до использования.

Комплекс сводных таблиц системы национальных счетов может применяться как при проведении макроэкономических расчетов, так и в процессе обобщения отдельных разделов прогноза в единое целое.

Теоретическая база прогнозирования  регионального развития.

Прогноз социально-экономического развития региона базируется на определенных научных теориях, объясняющих особенности функционирования и развития регионального хозяйственного комплекса. Эти теоретические постулаты в основном те же, что и для национальной экономики.

Теория стадий экономического роста У.Ростоу. Согласно этой теории выход из состояния слаборазвитости может быть описан серией стадий (шагов), через которые должна пройти любая страна.

У.Ростоу выделял пять стадий движения традиционного общества к зрелости: 1) традиционное общество; 2) созревание предпосылок для рывка; 3) рывок к самоподдерживаемому росту; 4) переход к технологической зрелости; 5) эра массового потребления. Каждая из этих стадий имеет свою внутреннюю структуру и логику развития. По мнению автора теории, они не только характеризуют элементы теории экономического роста, но вместе с тем являются, пусть весьма неполной, теорией всемирной истории.

Неоклассическая теория роста. Одним из главных пунктов неоклассической теории является тезис, согласно которому либерализация внутреннего рынка и внешней торговли увеличивает сумму внутренних и внешних иностранных инвестиций в стране и ускоряет накопление капитала. В свою очередь это ведет к росту капиталовооруженности и производительности труда и уровня душевых доходов.

Традиционно неоклассические модели роста строятся на моделях Харрода—Домара и Солоу—Тинбергена, которые среди всех прочих факторов роста отдавали приоритет сбережениям. Согласно неоклассической теории экономический рост обусловлен тре­мя главными факторами:

Информация о работе Прогноз социально-экономического развития региона на примере Алтайского края