Процедура принятия новых членов в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:06, доклад

Краткое описание

Членство. В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами-учредителями организации стали все Договаривающиеся Стороны - участники ГАТТ (128 государств), которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений Уругвайского раунда.

Файлы: 1 файл

Процедура принятия новых членов в ВТО.docx

— 13.97 Кб (Скачать)

Процедура принятия новых членов в ВТО. 

Членство. В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами-учредителями организации стали все Договаривающиеся Стороны - участники ГАТТ (128 государств), которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений Уругвайского раунда.

 В настоящее  время (октябрь 2008 г.) полноправными  участниками ВТО являются 153 государства,  причем только 25 из них стали новыми членами: Эквадор, Болгария (1996г.), Монголия, Панама (1997г.), Киргизия (1998г.), Латвия, Эстония (1999г.), Иордания, Грузия, Албания, Оман, Хорватия (2000 г.), Литва, Молдова (2001г.), Китай (2001г.), Тайвань (2002г.) и Армения (2003 г.), Македония (2003г.), Непал (2004г), Камбоджа (2004г.), Саудовская Аравия (2005г.), Вьетнам, Тонга (2007г.), Украина, Кабо Верде (2008г.)

 Более тридцати  государств имеют статус наблюдателя  в ВТО. Подавляющее большинство  из них, в том числе Россия, Алжир, Казахстан, остальные государства  СНГ  находятся на различных  стадиях присоединения к ВТО. 

 Помимо этого,  свыше 60 международных организаций  имеют статус наблюдателя в  различных структурах ВТО, в  т.ч. ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО,  ВОИС, ОЭСР, региональные группировки,  товарные ассоциации. Под эгидой  ЮНКТАД/ВТО действует Международный  торговый центр (МТЦ), оказывающий  содействие развивающимся странам  в сфере мировой торговли.  

Процедура присоединения ко Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на Россию.

 На первом этапе  в рамках специальных Рабочих  групп  происходит детальное  рассмотрение на многостороннем  уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами Рабочей группы (РГ) по присоединению России к ВТО (в РГ по присоединению России на сентябрь 2008 г. значилось 60 стран, при этом ЕС считается как одна страна).

 Прежде всего переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе Рабочей группы).

 В свою очередь  присоединяющаяся страна, как правило,  получает права, которыми обладают  и все другие члены ВТО, что  практически будет означать прекращение  ее дискриминации на внешних  рынках. (Хотя, например, Китай не  смог добиться получения всех  этих прав в полном объеме). В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

 В соответствии  с установленной процедурой результаты  всех проведенных переговоров  по либерализации доступа на  рынки и условия присоединения  оформляются следующими официальными  документами: 

-Доклад Рабочей  группы, где изложен весь пакет  прав и обязательств, которые  страна-соискатель примет на себя  по итогам переговоров; 

-Список обязательств  по тарифным уступкам в области  товаров и по уровню поддержки  сельского хозяйства; 

-Перечень специфических  обязательств по услугам и  Список изъятий из РНБ (режим  наибольшего благоприятствования);

-Протокол о присоединении,  юридически оформляющий достигнутые  договоренности на двух- и многостороннем  уровнях 

Одним из главных  условий присоединения новых  стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической  деятельности в соответствие с положениями  пакета соглашений Уругвайского раунда.

 На заключительном  этапе присоединения происходит  ратификация национальным законодательным  органом страны-кандидата всего  пакета документов, согласованного  в рамках Рабочей Группы и  утвержденного Генеральным советом.  После этого указанные обязательства  становятся частью правового  пакета документов ВТО и национального  законодательства, а сама страна-кандидат  получает статус члена ВТО.  

Принятие  решений. В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, ТРИПС, а также освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие права и обязательства участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, путем консенсуса).

Информация о работе Процедура принятия новых членов в ВТО