Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 03:14, реферат
В XXI веке проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира.
Проблема обслуживания государственного внешнего долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность страны, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов финансового рынка.
Введение
Глава 1. Понятие и причины внешнего долга
Глава 2. Проблема внешнего долга в мире и способы ее решения
Глава 3. Внешняя задолженность России
Заключение
Список литературы
Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности – в 3 раза. Для России она по этому критерию не достигла еще опасной черты, хотя нужен тщательный контроль, чтобы вплотную не приблизиться к ней.
В выработке общей стратегии решения проблемы внешней задолженности могут быть использованы как известные в мировой практике схемы, так и нетрадиционные методы.
В случае кризиса внешней задолженности
важное значение имеет правильный выбор
методов управления для наиболее
быстрого и безболезненного
Методы управления внешним госдолгом подразделяются на финансовые и административные9. В основе административных методов управления госдолгом лежит администрирование, распорядительство, опирающееся на приказы, распоряжения, спускаемые сверху установки. Основные административные методы урегулирования внешней задолженности включают:
Идея рефинансирования заключается в том, чтобы дать должнику стимул выплачивать долги взамен на обещание новых кредитов. Согласно этому представлению достаточное количество новых займов даст странам-должникам и стимул, и средства к выплате по своим предшествующим долгам.
Аннулирование может проводиться по двум причинам: во-первых, в случае финансовой несостоятельности государства, то есть банкротства; во-вторых, вследствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей. Прекращение платежей может быть представлено как отсутствие возможности платить из-за неполадок экономики – спада производства, ухудшения условий торговли, стихийных бедствий, войн и т.д.
Негативные последствия применения метода аннуляции долга для экономики страны-должника:
- потенциальное отключение от
международных финансовых
- потенциальная экспроприация финансовых и реальных активов в других странах.
Сравнительно с методом аннуляции долга метод списания долга отличается тем, что значение естественных издержек нового внешнего заимствования будет менее высоким, чем после аннуляции долга. Если затраты списания для кредитора меньше, чем выгоды, то кредитор скорее всего спишет долг; если издержки от аннуляции по долгам меньше, чем выгоды, то заемщик скорее всего откажется платить.
Реструктуризация означает составление нового, более приемлемого для должника графика выплаты долга, нежели это вытекает из оригинальных схем кредитных соглашений. При этом продлевается льготный период, когда выплачиваются только проценты, а не основная сумма долга, увеличивается сам период выплат основного долга. Происходит перенос на более поздние сроки (10 и более лет) платежей по долгу, приходящихся на какой-то короткий период: как правило, до одного года. Это дает краткосрочное облегчение стране-задолжнику, хотя ее общий долг не сокращается, но даже возрастает за счет дополнительных процентов в новый период его погашения. Реструктуризация долга дает некоторую передышку, время для экономического выздоровления и поддержки экономического роста и инвестиций, чтобы усилить будущую способность страны обслуживать долг. Долг будет все равно расти в долгосрочной перспективе, поскольку реструктуризация не включает списание или аннулирование всех долгов, а просто изменяет условия обслуживания долга, такие, как срок погашения, период отсрочки, процентные ставки.
Управление внешним долгом осуществляется в зависимости от типов кредиторов (официальных и частных) и должников. Используется несколько его вариантов, предлагаемых различными кредиторами. Один из них – реструктурирование межправительственных займов и займов, гарантированных правительством в рамках Парижского клуба официальных кредиторов. Такое реструктурирование базируется на так называемом меню, предполагающем выбор между уменьшением долга или сокращением его обслуживания.
Другой вариант – реструктурирование коммерческого долга. Переоформление задолженности коммерческим кредиторам осуществляется двумя основными способами: сокращением задолженности в результате выкупа долговых обязательств с дисконтом со вторичного рынка странами с низким уровнем дохода и за счет средств Фонда сокращения задолженности Международной ассоциации развития (МАР).
Метод выкупа долга – предоставление стране-должнику возможности выкупить долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг. Выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника. Как правило, выкупается некоторая часть обязательств (10-15%) по резко сниженному курсу (ниже цен вторичного рынка). Иностранная валюта, необходимая для таких операций, может быть одолжена или предоставлена в дар данной стране.
Механизм перевода долга в акции – конвертация долга частным кредиторам в акции компаний страны-должника. Инвесторы приобретают долг на вторичном рынке, затем он трансформируется центральным банком страны в соответствующие инструменты в национальной валюте для дальнейшего приобретения акций.
Обмен долговых обязательств по основному долгу и процентам на специальные облигации, дисконтированные или равные по номиналу долгу с длительными сроками погашения и частично с льготными процентами, установленными таким образом, чтобы обеспечить общее снижение долговой нагрузки данной страны в предоставленном кредиторами размере10.
Обмен части долговых обязательств на национальную валюту должника с целью создания им различного рода благотворительных фондов: экологических, охраны материнства и детства, исторических памятников и др.
Таким образом, для разных видов внешнего долга существуют различные концепции управления реструктурированием для стран с низким и средним уровнем дохода на душу населения. Следует иметь в виду, что каждое десятилетие задерживания погашения приводит к удвоению суммы задолженности, создавая серьезную угрозу экономической и национальной безопасности.
Используя тот или иной метод управления государственным долгом, необходимо тщательно считать, как это скажется на экономической и национальной безопасности страны в текущее время и на долгосрочную перспективу.
Глава 3. Внешняя задолженность России
Высокий уровень внешней задолженности оказывает негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:
- Усиливает зависимость
РФ от иностранных государств,
предоставивших кредиты, при
- Происходит сокращение
объёма средств, которые могут
быть направлены на
- Ослабляет мотивация
к достижению наилучших
- Сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, усиливается социальная напряженность;
- Дестабилизируется денежно- кредитная ситуация;
- Происходит ослабление
позиций страны-должника на
Учитывая перечисленные минусы использования заемных денежных средств, ясно, что снижение уровня государственного долга России — одно из важных направлений в ее развитии.
Что касается общих перспектив российского госдолга, то в бюджете, принятом на 2011 г., записано, что в будущем государственный долг увеличится. Но государство предпочитает теперь занимать на внутреннем рынке. Обычно это делается выпуском на биржу специальных ценных бумаг. Доля же внешнего госдолга в общей структуре государственной задолженности будет сокращаться11.
По абсолютным цифрам российский внешний госдолг – один из самых низких в Европе (как писалось выше Россия занимает 23 место в мире по величине долга). О сегодняшней ситуации с государственными долгами говорится, что благоприятная бюджетная ситуация, гигантские резервы Центрального банка, большой Стабилизационный фонд – все это дает возможность России как государству практически полностью погасить свои долги хоть завтра. Однако на это не всегда соглашаются кредиторы, поэтому бывают долгие и непростые переговоры. Россия хотела бы сэкономить на будущих процентах, кредиторы же в таком случае проценты потеряют.
Долги Всемирному банку составляют около 4-х млрд. долларов, и главный мотив, побуждающий избавиться от задолженности именно этому банку – репутационный. Россия – единственная страна из «Большой восьмерки», которая должна Всемирному банку, который обычно спонсирует программы по расширению экономической грамотности в развивающихся странах. Избавиться от долгов перед Всемирным Банком – означает перейти окончательно в класс «развитых».
Таблица 2.
Структура государственного внешенего долга Российской Федерации по состоянию на 01.09.2011 г.
Как мы видим из таблицы 2, самые значительные внешние долги России — это задолженности по внешним облигационным займам. Их сумма составляет 29 820 млн. долл. США. Государственный долг, предоставленный в виде государственных гарантий России в иностранной валюте составляет 969,4 млн. долл.
Повышение кредитного рейтинга Российской Федерации до инвестиционного, по существу, будет означать, что риски доступа государства и крупнейших российских компаний на международные рынки капиталов станут минимальными.
Вместе с тем, как показывает практика, активное управление внешним долгом, развитие внутреннего рынка государственных заимствований, наличие значительного финансового резерва и достаточных золотовалютных резервов, а также сбалансированность бюджета и высокая платежная репутация суверенного заемщика позволяет успешно осуществлять международные займы на благоприятных условиях до достижения страной инвестиционного кредитного рейтинга. Наличие в настоящее время всех этих условий у Российской Федерации создает необходимые предпосылки для активизации внешней заемной политики в ближайший период с одновременным сохранением тенденции к улучшению показателей внешней долговой нагрузки России.
В этой связи основными целями политики в области государственного внешнего долга на среднесрочную перспективу являются:
1) обеспечение стабильного
доступа Российской Федерации
на рынки внешних заимствовани
2) расширение объемов
внешних заимствований на цели
рефинансирования внешнего
3) активное управление внешней задолженностью с целью сокращения стоимости ее обслуживания;
4) существенное сокращение долга бывшего СССР, задолженности Российской Федерации перед правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями;
5) наращивание рыночной составляющей внешнего долга Российской Федерации;
6) проведение сбалансированной политики в области внешних заимствований с целью сохранения и дальнейшего улучшения платежной репутации России и получения ею инвестиционного рейтинга.
Трудности многих стран с погашением внешнего долга породили многие программы покрытия обязательств перед странами-кредиторами. Среди них - погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и другие.
Россия сейчас активно использует метод погашения внешней задолженности товарными поставками, но остальные приемы находятся в забвении. В свете предстоящих платежей участникам Парижского и Лондонского клуба кредиторов разработка программ конверсий внешнего долга России становится актуальной. В частности, перспективой могут стать обмен долговых обязательств на акции приватизированных предприятий, выкуп долгов правительства на рублевые средства с последующим направлением их на инвестиции. От проведения таких операций Россия получит не только облегчение долгового бремени, но и оживление работы по осуществлению программы приватизации и дополнительные инвестиции в реальный сектор экономики.
Рост расходов на обслуживание госдолга происходит на фоне роста негосударственного долга - увеличения заимствований компаний на внешних рынках. Заимствования будут увеличиваться, только уже на внутреннем рынке. долг будет расти, но эти средства пойдут на финансирование текущих расходов бюджета.
Согласно проекту долговой политики Минфина РФ на 2012г. основной задачей министерства в этой сфере в ближайшие годы будет повышение ликвидности внутреннего долгового рынка. Также предполагается активнее использовать механизм государственных гарантий, особенно в отношении проектов, реализация которых требует активного участия государства. Объем внутренних заимствований согласно проекту не должен превышать 1% ВВП при благоприятной конъюнктуре. Политика внешних заимствований предполагает получение кредитов у международных финансовых организаций на сумму порядка 415 млн. долларов в 2011г. с сокращением общей суммы займов; привлечение денежных средств у правительств других государств, иностранных компаний и банков не предусмотрено. Совокупный государственный долг Российской Федерации в ближайшие годы не должен превышать 10% ВВП12.