Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:32, доклад
Современная экономика не может стабильно развиваться без постоянного поступления финансовых ресурсов. Одним из важных институтов, обеспечивающих перераспределение финансовых потоков во времени и пространстве, являются банки. На инвестиционную направленность финансовых потоков банков оказывает влияние множество факторов, среди которых немаловажную роль играет эффективная государственная экономическая политика.
Тем не менее
при использовании данного
В связи с
этим наиболее перспективным представляется
расширение полномочий налоговых органов
по установлению взаимозависимости
банка и его клиентов при одновременном
отказе от иных методов контроля тарифов
по банковским услугам. Использование
условных методов налогообложения с определением
налоговой базы по рыночным ценам, когда
в силу особых отношений между взаимозависимыми
лицами потенциально возможен сговор
об искусственном изменении цены сделки
с целью уменьшения налоговых обязательств,
является широко распространенным приемом
налоговой техники в развитых странах.
Так, в США
Служба внутренних доходов уполномочена
распределять валовой доход, списания
и кредиты между связанными (взаимозависимыми)
налогоплательщиками в степени, необходимой
для предотвращения уклонения от уплаты
налогов. При этом сделки между связанными
сторонами (контролируемые сделки) оцениваются
на основе принципа "вытянутой руки"
(arm's length basis), то есть как если бы несвязанные
стороны строили свои отношения в неконтролируемых
сделках.
Сложность данного
механизма заключается в том,
что существует множество вариантов
взаимозависимости, поэтому в налоговом
законодательстве следует закрепить
не их перечень, а некие общие
критерии, позволяющие установить взаимозависимость
хозяйствующих субъектов.
Налоговое стимулирование
инвестиционного спроса и предложения
Налоговое стимулирование
инвестиционной деятельности банков не
может ограничиваться повышением доходности
данных операций. Одним из основных факторов,
определяющих масштабы инвестиционной
деятельности банков, является также инвестиционное
предложение (см. рис. 3). Недостаток длинных
пассивов препятствует увеличению долгосрочных
банковских инвестиций. Средняя продолжительность
банковских вкладов составляет 1-2 года,
предприятиям же кредиты необходимы на
5-10 лет, а ипотечные кредиты будут доступны
среднему классу в случае их предоставления
на 20-30 лет.
Поскольку налогообложение
сокращает доходы, остающиеся в распоряжении
экономических субъектов, налоговая стратегия
государства должна быть направлена, с
одной стороны, на стимулирование роста
собственного капитала банков и накоплений
физических лиц и организаций, а с другой
- на привлечение данных ресурсов в экономику.
Причем льготирование различных источников
инвестиционного капитала неодинаково
отражается на банковских инвестициях,
так как их объем и структура, а также ресурсное
обеспечение должны быть сбалансированы
с позиций максимальной доходности и минимального
риска. Например, налоговое стимулирование
увеличения собственных средств банков
косвенно будет способствовать развитию
долгосрочных и рисковых банковских инвестиций.
В последнее
время идея о необходимости налогового
стимулирования роста банковского
капитала получила широкое распространение.
Так, Я. Дубенецкий предлагает использовать
в этих целях набор налоговых льгот: для
банков - налоговую льготу в части капитализируемой
прибыли; для организаций и физических
лиц - исключение из налогообложения средств,
направленных на покупку акций банка(6).
Действительно, введение данных налоговых
льгот может стимулировать рост банковского
капитала. Однако при этом необходим механизм,
позволяющий разделять случаи реального
и фиктивного увеличения банковского
капитала. В настоящее время, несмотря
на достаточно высокие показатели капитализации
российских банков, значительная часть
прироста капитала (не менее 1/3) является
следствием использования схем его фиктивного
увеличения(7). Возможности задействовать
данный капитал для реального расширения
инвестиционных операций вызывают определенное
сомнение.
В то же время
собственные средства занимают небольшую
долю в общем объеме банковских ресурсов.
Поэтому актуальна
Вместе с тем
определенной льготой является освобождение
от налогообложения доходов в
виде процентов по вкладам: по рублевым
вкладам - в пределах ставки рефинансирования,
а по вкладам в иностранной валюте - до
9%. С суммы превышения должен быть уплачен
налог на доходы физических лиц по ставке
35%. При отсутствии искажающего воздействия
налоговой системы объем банковских вкладов
населения увеличивается по мере роста
его денежных доходов. Так, доля привлеченных
средств физических лиц в пассивах банковского
сектора за период с 1 января 2000 г. по 1 января
2005 г. повысилась с 18, 7 до 27, 5%. Отношение
средств физических лиц, привлеченных
банками, к денежным доходам населения
возросло с 10, 2 до 18, 4%.
Однако по мере
интеграции России в мировую экономическую
систему проблема налогообложения
доходов с капитала будет все
больше обостряться. Число стран, в
которых процентные доходы не облагаются
налогом на доходы, неуклонно сокращается.
С 1 июля 2005 г. вступит в силу Европейская
налоговая директива, согласно которой
банки Великобритании, Германии, Греции,
Дании, Ирландии, Испании, Италии, Нидерландов,
Португалии, Франции, Финляндии и Швеции
будут обязаны информировать налоговые
службы стран - членов ЕС о наличии счетов
их граждан. Австрия, Бельгия, Швейцария,
Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Андорра,
а также оффшорные центры Джерси, Гернси
и остров Мен не будут предоставлять сведения
о вкладчиках налоговым службам других
стран, но за это будут взимать налог с
банковских доходов нерезидентов, хотя
до введения директивы данные доходы налогами
не облагались. Ставка налога в 2005 г. составит
15%, 1 января 2008 г. она возрастет до 20%, а
с 1 января 2011 г. - уже до 35%. Налоговые поступления
будут разделены: 25% останутся в государстве,
в котором был получен данный доход, а
75% поступят в бюджет страны местожительства
инвестора.
Реализация данных
мер в России привела бы к оттоку
вкладов населения из банков и
снижению инвестиционной активности в
экономике. По этим же причинам Украина
продлила до 1 января 2010 г. мораторий на
введение налога на проценты по банковским
вкладам и сберегательным сертификатам
физических лиц, хотя первоначально налог
на доходы от депозитов по ставке 5% предполагалось
ввести с 1 января 2005 г.
Налоговое стимулирование
накоплений имеет и другую сторону
- оно оказывает влияние на спрос
на инвестиционный капитал (см. рис. 3),
на объем внутренних источников финансирования
инвестиций (прибыли, амортизации, инвестиций
собственников предприятия) и на потребности
экономических субъектов в привлечении
внешних ресурсов. Снижение налогов на
прибыль при прочих равных условиях ведет
к повышению доли накоплений предприятий,
направляемых на инвестирование. Вместе
с тем влияние, оказываемое налогообложением
на инвестиционный спрос, гораздо шире.
Оно охватывает не только формирование
спроса на инвестиционный капитал, но
и соотношение собственных, привлеченных
и заемных источников инвестиционных
ресурсов. Впрочем, на инвестиционный
спрос воздействует целый комплекс макро-
и микроэкономических факторов, и налогообложение
играет в нем отнюдь не самую важную роль.
Например, в настоящее время банки столкнулись
с проблемой недостатка финансово стабильных
заемщиков, что ограничивает возможности
развития кредитных операций.
Проблемы формирования
благоприятной налоговой среды
для заемных ресурсов
Налоговая система
не должна создавать дополнительных
препятствий налогоплательщикам (как
юридическим, так и физическим лицам),
привлекающим заемный капитал. Для решения
данной задачи необходимы два основных
условия: во-первых, обеспечить вычет сумм
процентов, уплаченных за пользование
заемными ресурсами, при определении налоговой
базы; во-вторых, исключить из налогового
законодательства положения, связанные
с налоговыми рисками в случае привлечения
налогоплательщиком заемных ресурсов.
Используемый налоговый режим может увеличивать
стоимость их привлечения (в случае частичного
включения в расходы, учитываемые при
налогообложении), либо, напротив, стимулировать
заимствования на кредитном рынке или
рынке ценных бумаг (путем создания льготного
порядка налогообложения).
В зарубежных странах
широко используется налоговое стимулирование
привлечения заемных ресурсов на
цели развития бизнеса как организациями,
так и физическими лицами. Организации
всю сумму процентов включают в состав
расходов, поскольку в противном случае
повысится экономическая ставка налога
на прибыль, а сокращение чистой прибыли
ограничит возможности фирмы по привлечению
заемного капитала. Во многих странах
физическим лицам предоставляется возможность
уменьшать сумму подлежащего уплате подоходного
налога на величину выплаченных процентов
по займам, взятым на цели производственных
инвестиций. В частности, такая налоговая
скидка используется в Бельгии, Германии,
Греции, Дании, Испании, Канаде, Норвегии,
Нидерландах, Финляндии, Швеции. Налоговая
скидка в отношении процентов по займам,
полученным физическими лицами для целей
бизнеса, введена в Австралии, Франции,
Турции, Ирландии, Японии, США (ограничена
определенным размером), Великобритании
(в полной сумме вычитаются только проценты
по займам на деловые цели или приобретение
предметов делового использования).
В России подобные
налоговые льготы отсутствуют. Кроме
того, существуют определенные ограничения
по отнесению на расходы процентов за
пользование заемными ресурсами. Согласно
действующему порядку налогообложения,
при отсутствии сопоставимых долговых
обязательств в состав расходов разрешено
включать проценты по рублевым кредитам
в пределах ставки рефинансирования ЦБ
РФ, увеличенной в 1, 1 раза (то есть 14, 3%),
а по валютным кредитам - 15%. Однако на практике
банки достаточно легко обходят данные
условия.
Во-первых, заемщику
могут быть предоставлены два
и более одинаковых кредита (в той
же валюте на те же сроки в сопоставимых
объемах под аналогичное обеспечение)
по одинаковым ставкам. В результате возникают
сопоставимые долговые обязательства,
что позволяет клиенту в полном объеме
включать уплаченные проценты в состав
расходов, учитываемых при расчете налога
на прибыль.
Во-вторых, величина
процентов за кредит может быть увязана
с взиманием дополнительной платы
в виде комиссии (за оказание информационно-консультационных
услуг, расчетно-кассовое обслуживание,
ведение ссудного счета, резервирование
средств по открытой кредитной линии и
т.д.). Этот способ применяется реже, поскольку,
с одной стороны, он ухудшает финансовые
показатели банков (приводит к сокращению
процентных доходов), а в ряде случае сопряжен
и с необходимостью уплаты НДС. С другой
стороны, суммы комиссии могут быть включены
заемщиком в состав расходов, учитываемых
при расчете налога на прибыль, только
если они экономически обоснованы и документально
подтверждены. Экономическая обоснованность
расходов на оплату комиссионных предполагает,
что в договоре на предоставление клиенту
услуг должен быть четко определен их
состав и характер и они должны быть непосредственно
связаны с управлением производством
и производственной деятельностью. Например,
если ведение ссудного счета означает
осуществление банковских проводок, то
вряд ли можно признать, что клиенту оказываются
дополнительные услуги, и, подав в суд,
налоговый орган сможет доказать необоснованность
расходов на их оплату.
Эффективнее было
бы отказаться от установления законодательных
ограничений на включение в состав расходов
процентов за пользование заемными ресурсами
при одновременном усилении контроля
за взаимозависимостью кредитора и заемщика.
Кроме того, необходимо налоговыми мерами
стимулировать привлечение организациями
инвестиционных кредитов. В настоящее
время в подобном случае организация вынуждена
уплачивать больше налогов, чем при привлечении
кредитов на пополнение оборотных средств.
Это связано с тем, что, хотя при расчете
налога на прибыль проценты по кредитам
включаются заемщиком в состав внереализационных
расходов вне зависимости от цели их получения,
однако налог на имущество определяется
по данным бухгалтерского учета, в котором
проценты по кредиту, взятому для приобретения
инвестиционного актива (основных средств
или материалов), до оприходования приобретаемого
имущества включаются в его первоначальную
стоимость.
В результате налогом
на имущество облагается также и
часть процентов по кредитам инвестиционного
характера. Кроме того, основные средства
в налоговом и бухгалтерском учете
отражаются по разной стоимости, что требует
ведения отдельных налоговых регистров
по учету основных средств. Для заемщика
выгоднее, если в кредитном договоре указано,
что кредит взят на пополнение оборотных
средств независимо от фактического направления
его использования, так как в этом случае
начисленные проценты будут одновременно
учтены в бухгалтерском учете в составе
операционных, а в налоговом - в составе
внереализационных расходов.
Информация о работе Проблемы налогового стимулирования инвестиционной деятельности банков