Проблемы налогового стимулирования инвестиционной деятельности банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:32, доклад

Краткое описание

Современная экономика не может стабильно развиваться без постоянного поступления финансовых ресурсов. Одним из важных институтов, обеспечивающих перераспределение финансовых потоков во времени и пространстве, являются банки. На инвестиционную направленность финансовых потоков банков оказывает влияние множество факторов, среди которых немаловажную роль играет эффективная государственная экономическая политика.

Файлы: 1 файл

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ *.  

Современная экономика  не может стабильно развиваться  без постоянного поступления  финансовых ресурсов. Одним из важных институтов, обеспечивающих перераспределение  финансовых потоков во времени и пространстве, являются банки. На инвестиционную направленность финансовых потоков банков оказывает влияние множество факторов, среди которых немаловажную роль играет эффективная государственная экономическая политика. И хотя проблема налогового стимулирования инвестиций в России возникла в начале рыночных реформ, она сохраняет свою актуальность и в настоящее время. Это связано с тем, что, несмотря на неуклонное увеличение объемов кредитования банками реального сектора экономики, вклад банковской системы в поддержание экономического роста остается скромным. 

Основная часть  кредитов реальному сектору носит  краткосрочный характер и в большей  степени направлена на пополнение оборотных  средств предприятий. Доля долгосрочных кредитов (сроком свыше трех лет) в кредитном портфеле российских банков составляет всего 7, 5%(1). Крупнейшие предприятия-экспортеры и естественные монополии получают дешевые долгосрочные ресурсы из-за рубежа (в 2004 г. на иностранные кредиты приходилось 55-60% ссудной задолженности российских компаний сроком более одного года), но для основной массы компаний малого и среднего бизнеса, ориентированных на внутренний рынок, роль кредита как источника инвестиций остается незначительной. На 1.01.05 г. доля банковских кредитов в инвестициях предприятий в основной капитал составила 7, 3%(2). 

Одной из причин недостаточного развития инвестиционных операций банков является их низкая доходность. Вследствие снижения процентной маржи  банки с большей долей доходов  от кредитования в общем доходе показывают меньшую рентабельность, у банков же с высокой рентабельностью эта доля значительно ниже средней. Причем доля процентных доходов в общей структуре банковских доходов так и не вернулась к докризисному уровню и остается низкой. За период с 1 июля 1998 г. по 1 января 2005 г. доля доходов по предоставленным кредитам, депозитам и иным размещенным средствам в общей структуре банковских доходов сократилась с 31, 3 до 13, 3%. Доля доходов от операций с ценными бумагами в структуре банковских доходов также существенно снизилась - с 34, 9 до 7, 8% (см. рис. 1). Сохраняющаяся в течение последних лет тенденция к увеличению средней доходности операций с ценными бумагами обеспечивает высокую рентабельность банков, в деятельности которых они занимают значительный удельный вес. Тем не менее доля инвестиционного портфеля в структуре вложений банков в ценные бумаги сократилась с 54, 6% на 1.01.03 г. до 41, 2% на 1.01.05 г. и продолжает снижаться. 

Снижение инвестиционной активности банков происходит на фоне значительного улучшения их финансового положения: за 5 лет объем прибыли, полученной действующими кредитными организациями, увеличился более чем в 10 раз (с 17 млрд. руб. в 2000 г. до 178 млрд. руб. в 2004 г.). Немаловажную роль в этом сыграла налоговая реформа, позволившая существенно снизить налоговое бремя: были понижены ставки налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого социального налога, отменен налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, и налог на пользователей автомобильных дорог, расширен список расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, в том числе расширены возможности создания резервов, и т.д. Причем данные изменения не повлияли негативно на величину налоговых доходов бюджета. Фискальная роль налоговых платежей банков хотя и невелика, но стабильна - на протяжении последнего десятилетия налоговые поступления от кредитных организаций в консолидированный бюджет неизменно составляют 2-3%. 

Налоговая реформа  не оказала стимулирующего воздействия на инвестиционную деятельность банков в силу ряда причин. Прежде всего потому, что с помощью одних только налоговых рычагов повысить инвестиционную активность банковского сектора невозможно. В основу системы налогового стимулирования инвестиционной деятельности банков должен быть положен принцип комплексности: соответствующий потенциал системы налогообложения должен использоваться государством наравне с иными рычагами стимулирования инвестиционной деятельности - денежно-кредитной политикой, формированием эффективной инфраструктуры финансового рынка, активной промышленной и структурной политикой. 

Другой важнейший  принцип налогового стимулирования инвестиционной деятельности банков - системность: для переориентации финансовых потоков из банковского в реальный сектор экономики необходимо налоговое стимулирование как инвестиционных операций банков, так и инвестиционного спроса и предложения. Причем высокая рискованность инвестиционных операций банков и необходимость отвлечения значительных ресурсов на длительный срок требуют стабильного и четкого налогового законодательства, а также эффективной судебной защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства. В противном случае частые и значительные изменения налогового законодательства могут заметно снизить доходность инвестиционных операций для банков и повысить стоимость ресурсов для заемщиков. Кроме того, при крупных инвестициях в случае нарушения налогового законодательства может возникнуть необходимость уплаты больших штрафов и пени. 

Все эти факторы необходимо учитывать при выработке системы налогового стимулирования инвестиций (см. рис. 2). Данная система должна быть нацелена на создание институционально-правовой и экономической среды, содействующей инвестициям в реальный сектор экономики. 

Влияние налогообложения  на доходность инвестиционных операций банка 

Главный критерий, лежащий в основе выработки банком инвестиционной стратегии, - соотношение "доходность - риск - ликвидность", различающееся при операциях  банка на кредитном рынке, рынке капитала и денежном рынке. В то же время налогообложение влияет на доходность банковских операций, что дает возможность с помощью налоговых льгот создать конкурентные преимущества инвестиционным операциям банка и сформировать благоприятные условия для активизации инвестиционной деятельности. Необходимость разделения налоговых режимов для инвестиционных и спекулятивных операций обусловлена тем, что долгосрочные банковские инвестиции способствуют удовлетворению инвестиционных потребностей экономики и обеспечивают прирост общественного капитала. Соответственно в отличие от спекулятивных операций, которые хотя и увеличивают доход конкретного банка, но сопряжены с перераспределением общественного дохода, инвестиционная деятельность банков позволяет получить доход на уровне не только банка, но и общества в целом. 

Однако введение для банков специфических льгот  может еще больше усложнить и  без того непростую систему налогообложения  банков. Некоторые специальные схемы  налогового стимулирования при сомнительных результатах могут привести лишь к снижению бюджетных доходов. Во избежание этого состав конкретных мер в данной области должен определяться исходя из принципа адекватности, то есть при их введении следует принимать во внимание особенности реальной экономической ситуации. Так, льготирование приоритетных направлений деятельности эффективно только при прочих равных условиях, но достижение желаемого результата маловероятно при низкой доходности или высокой рискованности инвестиций. 

Примером может  служить существовавшее до 1996 г. освобождение от налогообложения банковской прибыли, полученной вследствие предоставления целевых кредитов на срок 3 года и более предприятиям, использующим полученные кредиты для капитальных вложений в развитие их производственной базы. В 1994 г. только 2, 1% общей суммы кредитов было выдано на соответствующий срок. Банки не могли проконтролировать их целевое использование, в результате более 60% кредитов было выдано холдингам без определенной отраслевой принадлежности, основная деятельность которых была сконцентрирована в сфере обращения, и только 30% было направлено в промышленный сектор экономики. По тем же причинам не действовала и существовавшая до 1997 г. налоговая льгота в виде снижения до 8% ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, если не менее половины кредитного портфеля банка составляли вложения в сельскохозяйственное производство и переработку, а также в развитие малого бизнеса (кроме предприятий розничной, оптово-сбытовой, снабженческо-сбытовой торговли). Несмотря на предоставленную льготу, банки не кредитовали предприятия агропромышленного комплекса и малого бизнеса из-за их критического финансового состояния и высоких кредитных рисков. 

Для оценки эффективности  предоставления налоговых льгот  банкам, занимающимся средне- и долгосрочным кредитованием, проанализируем влияние налогообложения на доходность кредитных операций. Теоретически снижение уровня налоговых изъятий повысит привлекательность кредитных операций для банков, а рост прибыли расширит их ресурсную базу. В общем виде данную зависимость можно представить следующим образом: 

[ ] 

Очевидно, чем  меньше значение коэффициента налоговой  нагрузки, тем выше эффективность  кредитных операций. Если кредитные  операции будут освобождены от налогообложения (при Ktk = 0), то их доходность возрастет в 1/(1 - Ktk) раза. Например, при действующей ставке налога на прибыль в 24% доходность кредитных операций может повыситься на 32%. Однако это потребует внесения изменений в действующее налоговое законодательство. 

В настоящее время ставка налога на прибыль также может быть снижена законами субъектов РФ, но не более чем на 4 п.п. В этом случае доходность кредитных операций возрастет лишь на 5%. Вместе с тем реализация подобных мер значительно осложнит порядок налогообложения банков, поскольку потребует формирования отдельной налоговой базы и ведения раздельного учета доходов (расходов) по данным операциям. Действующий в настоящее время "котловой" метод исчисления налога на прибыль предполагает, что доходы и расходы от кредитных операций смешиваются с доходами и расходами от иных операций (кроме случаев, установленных НК РФ). На практике, как отмечают специалисты(3), сложно из общего объема прибыли банка за отчетный период выделить ту ее часть, которая получена от кредитных операций. В то же время налоговое стимулирование инвестиционной деятельности банков должно отвечать принципу эффективности: при определении его направлений необходимо учитывать не только прямые, но и косвенные издержки. 

Таким образом, введение налоговых льгот в качестве способа повышения эффективности кредитных операций будет действенным лишь в случае полного освобождения от налогообложения соответствующих доходов. Однако, как показывает зарубежный опыт, льготирование процентных доходов характерно в основном для оффшорных государств, что позволяет использовать "проводящие" (conduit) банки для перевода финансовых ресурсов в виде кредитов и процентов по ним. В Нидерландах процентная маржа до определенного предела полностью исключается из налогообложения. Поскольку эта страна имеет с Россией соглашение об устранении двойного налогообложения, то проценты за кредит банку могут быть уплачены без каких-либо дополнительных налогов "у источника". В большинстве развитых стран налоговые реформы конца XX в. были направлены, напротив, на унификацию налогообложения прибылей компаний и сближение принципов обложения банковских и небанковских корпораций. 

Вместе с тем  возможные пути налогового воздействия  на доходность инвестиционных операций банков не ограничиваются предоставлением налоговых льгот. Существенное значение имеют порядок признания доходов и расходов, состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль (например, расходов на оценку залога, его страхование), а также учет при формировании налоговой базы созданных резервов (резерва на возможные потери по ссудам, резерва по сомнительным долгам). Проводимая налоговая реформа позволила решить многие проблемы, однако отдельные положения налогового законодательства по-прежнему не учитывают специфику банковской деятельности и являются источником потенциальных налоговых рисков для банка. В частности, более четкого определения требует момент прекращения начисления процентов по просроченным ссудам. 

Налоговые риски  банка при осуществлении инвестиционных операций 

Инвестиционные операции банков сопряжены с отвлечением значительных ресурсов на длительный срок. В связи с этим еще на этапе стратегического планирования банк должен оценить не только тенденции развития денежного рынка и рынка капиталов, но и все возможные риски при выборе той или иной стратегии. Одним из источников потенциальных рисков для банка является наличие в налоговом законодательстве норм, предполагающих проверку соответствия рыночному уровню тарифов по кредитам, цены реализации ценных бумаг (ст. 40, 280 НК РФ). В действующем законодательстве данный порядок прописан недостаточно четко, арбитражная практика зачастую не позволяет разрешить все проблемные ситуации. 

Так, в вопросе  о возможности проверки налоговыми органами соответствия рыночному уровню применяемых банком тарифов по кредитам отсутствует не только согласие специалистов, но и единая линия в решениях федеральных арбитражных судов. Кроме того, и сам порядок проверки соответствия рыночному уровню процентных ставок по кредитам имеет множество недостатков(4). Например, до сих пор не сформировался экономически обоснованный подход к определению рыночной цены кредита. Это создает для банка дополнительную неопределенность и негативно сказывается на его заинтересованности в инвестиционных операциях, поскольку цены (тарифы), рассчитанные в соответствии с нормами налогового законодательства, могут отличаться от фактических на несколько порядков. 

Специфика кредитных  операций затрудняет применение к ним  общих принципов определения  цены услуг для целей налогообложения, однако у налоговых органов должен быть механизм, позволяющий препятствовать уклонению от налогов с помощью трансфертного ценообразования и сделок между взаимозависимыми лицами. Ведь нередко крупнейшими заемщиками банка выступают члены той же ФПГ, к которой он сам принадлежит, а когда акционером банка является управляющая компания (холдинг), то такая ситуация становится не исключением, а правилом. По оценкам экспертов, доля внутри-групповых кредитов составляет около 40% всего кредитного портфеля российских банков(5). Кэптивные банки собирают ресурсы со всех клиентов, а кредитуют в основном группу привилегированных, остальные же получают кредиты по остаточному принципу. При этом кредитование компаний из родственного холдинга производится по пониженным ставкам и комиссионное вознаграждение кэптивному банку также выплачивается редко. 

Информация о работе Проблемы налогового стимулирования инвестиционной деятельности банков