Проблемы инфляции в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция является самым эффективным средством перераспределения национального богатства – от более бедных слоев общества к более богатым, усиливая тем самым его социальное расслоение.

Оглавление

Введение
1. Понятие и сущность инфляции
1.1.Понятие инфляции и история инфляционных процессов
1.2.Сущность инфляции в разных экономических школах
1.3.Классификация видов инфляции
2.Антиинфляционная политика
3.Проблемы инфляции в Украине
Вывод
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая ГОТОВАЯ.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

Гетеродоксная программа финансовой стабилизации опирается на теоретические и практические рекомендации немонетаристских теорий (кейнсианства, теории «экономики предложения», теории «структурной инфляции» и др.). Эта программа исходит из параллельного действия факторов инфляции спроса и инфляции издержек и предусматривает активное регулирующее воздействие государства. К основным мерам этой программы, направленным на преодоление высокой инфляции, относятся временное замораживание или сдерживание прироста цен и заработной платы (так называемая политика доходов), либеральная кредитно-денежная политика с установлением низких процентных ставок для поддержки производства; его стимулирование путем значительного снижения налогов; участие государства в формировании рыночной инфраструктуры, в благоприятных структурных сдвигах в экономике, в поддержании жизненно важных отраслей и производств; государственное регулирование внешнеэкономической и валютной сферы и т.п.

Практический опыт антиинфляционной политики в странах с рыночной экономикой показывает, что, как правило, почти во всех из них удачные результаты при применении подобной политики достигались на основе смешанных программ, т.е. программ, характеризующихся различным сочетанием ортодоксальных и гетеродоксных мер.

Меры приспособления к инфляции

Особой мерой приспособления к высокой инфляции служит прежде всего индексация заработной платы и других основных доходов населения, т.е. увеличение последних в связи с ростом цен. Индексация может быть полной, т.е. примерно соответствовать росту цен, и частичной, т.е. отставать от роста цен и тем самым не ликвидировать полностью вызываемое инфляцией снижение реальной заработной платы и других доходов .

Международная практика знает и другие меры приспособления к инфляции, чаще всего используемые в развивающихся странах: поддержание государством искусственно заниженных цен на определенный, обычно относительно узкий набор жизненно важных товаров и услуг, удовлетворяющих минимальные потребности беднейших слоев населения; создание сети магазинов с низкими ценами для тех же слоев; другие формы благотворительной помощи.

Мировой опыт свидетельствует, что при достаточно широком проведении подобных мер они приводят к заметному смягчению отрицательных социальных последствий высокой инфляции и хотя бы частично ограничивают возможность усиления социально-политической напряженности в обществе.

Инфляция сужает мотивы к  трудовой  деятельности,  ибо  она  подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Инфляция,  особенно  в

условиях  существенного  роста  цен,  усиливает  социальную   дифференциацию населения. Негативная функция инфляции состоит также в том, что  она  сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме  сокращаются,  частично

принимают  натуральную  форму  (скупку  недвижимости).   Соотношение   между

потребляемой  и   сберегаемой   частями   доходов   сдвигается   в   сторону потребления. Выпуск ценных бумаг нередко не  достигает  желаемой  цели,  ибо

оказывается не в состоянии «связать» деньги у населения. Инфляция   ослабляет    позиции    властных    структур.    Стремление государственных  органов   получить   посредством   эмиссии   дополнительные средства  для  решения  неотложных  задач  имеет   своим   следствием   рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в  целях увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий.  Снижается доверие   к   программам   и   мероприятиям,   намечаемым    и    проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение  условий  на  потребительскомт рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы.

 

 

 Кроме того к негативным  последствиям инфляционных процессов  относятся:

- расстройство денежной  системы  и  создание  финансовой  напряженности  в стране;

- явный или скрытый  рост цен;

- натурализация процессов обмена;

- низкий уровень удовлетворения  спроса населения из-за обострения  дефицита;

- опасность риска при  инвестировании средств в долгосрочные  проекты;

-  предпочтительный  выбор  посреднической  деятельности  по  сравнению   с производственной;

- неравномерный рост цен  на товары и услуги из-за  неравномерности изменения доходов, динамики инвестирования;

- изменение не только  уровня цен и доходов, но и  их соотношения, структуры, географии;

- снижение реальных доходов  и жизненного уровня населения и т. д.

Общее направление антиинфляционной политики формируется  под  влиянием множества факторов, в том  числе:  общехозяйственной  конъюктуры;  характера инфляционных  процессов;  особенностей  теоретической   базы   экономической политики .Принятие того или иного варианта  антиинфляционной  политики становится   результатом   оценки   достаточно   большого   числа   условий, характеризующих  особенности  конкретной  экономической  ситуации.   Однако, несмотря на многообразие этих ситуаций, вариантов антиинфляционной  политики на  удивление  мало.   В   большинстве   своем   антиинфляционная   политика укладывается в политику управления факторами  спроса  (политика  агрегатного спроса и политику доходов), факторами предложения  (политика  стимулирования

предложения) или факторами,  регулирующими  питательную  среду  инфляции,  –

сферу денежного обращения.

Целая  группа  антиинфляционных  мер,  предусматривающих   ограничение темпов инфляции в форме роста общего уровня цен,  объединена  под  названим методов управления агрегатного спроса, или дефляционной  политики.  Суть  их состоит в воздействии  на  отдельные  элементы  платежеспособного  спроса  с целью его ограничения, в создании нового соотношения  спроса  и  предложения как на товары, так и  на деньги.  Существенным  ограничением  в  применении методов  управления  агрегатным  способом  является  то,  что  они  угнетают общехозяйственную конъюктуру  и  могут  быть  использованы  лишь  на  стадии подъема экономики, что обуславливает краткосрочный характер их  действия.  В противном случае  они  ведут  к  угнетению  хозяйственной  активности,  а  в экстремальном  варианте  –  к  кризисному  сокращению  производства.  Методы

 управления агрегатным способом  являются,  следовательно,  методами  излишне

прямолинейными;  им   не   хватает  избирательности   воздействия. Они эффективны  в  ситуации,  когда  причиной  инфляции  действительно  является избыточность денежного спроса, т.е. в условиях инфляции спроса.

Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и  косвенные.  Чаще  всего проявляется следующая закономерность - чем кризиснее ситуация, тем  насущне прямые методы воздействия правительства и Центрального банка на экономику  и

денежную массу, как ее составляющую.

Косвенные методы включают:

- регулирование общей массы денег через управление «печатным станком».

- регулирование процентных  ставок коммерческих банков через  управление ими Центробанком.

- обязательные денежные  резервы коммерческих банков.

- операции Центрального  банка на открытом рынке ценных бумаг.

Прямое  регулирование  покупательной  способности  денежной   единицы включает в себя такие методы, как:

- прямое и непосредственное  регулирование  кредитов  и  их  распределения государством.

- государственное регулирование  цен.

- государственное регулирование пределов заработной платы.

- государственное регулирование  внешней торговли и операций  с  иностранным капиталом.

- государственное регулирование валютного курса.

 

3.Проблемы инфляции в Украине

 

Наиболее существенным негативным явлением в экономике Украины на этапе ее рыночного реформирования оказалась инфляция. Период 1992-1994 гг характерезуеться чрезвычайно высоким уровнем инфляции, стремительным ростом цен, ослаблением контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий. Сначала нашей экономике была свойственна инфляция расходов, поскольку опережающими темпами росли цены энергоносителей и первичного сырья, и каждая следующая волна повышения цен начиналась с топлива и сырья. Периодическое опережающее повышение цен на енергоносителей было импульс для общего роста цен и инфляции.Повышение предприятиями цен на собственную продукцию, с целью покрытия растущих расходов, дало толчок к дальнейшему развитию инфляционых процессов. При этом типе инфляции роста денежной массы является следствием повышения цен. Несмотря на дальнейшую растущую денежную эмиссию, возникла нехватка оборотных средств предприятий для расчетов со своими и для выдачи зарплаты. В результате сложилась типичная инфляционная спираль: рост цен ведет к увеличению расходов (и в том числе зарплаты), которое требует увеличения денежной массы, а последнее, в свою очередь, ведет к новому витку роста цен. Таким образом инфляция в Украине представляет собой сочетание инфляции спроса и инфляции издержек, что значительно усложняет осуществление антиинфляционной политики.. Стабильность национальной денежной единицы является основной предпосылкой минимизации инфляции в Украине и тех негативных последствий, к которым она может привести.

Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества.

Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть адаптационные (меры по приспособлению и сдерживанию инфляции) и радикальные (проведение денежных реформ).

В ходе исследования было установлено, что наиболее удачные результаты достигаются на основе смешанных программ, сочетающих ортодоксальные и гетеродоксные меры. Их соотношение определяется масштабами инфляции и сопровождающих её кризисных процессов. При высокой инфляции и глубоких кризисных потрясениях должны преобладать гетеродоксные меры; при умеренной – достаточно ортодоксально-монетаристской политики.

Среди наиболее негативных последствий того периода  следует заметить:

серьезное нарушение производственных и финансовых систем функционирования экономики;

- склонности  к сбережению практически у  всех экономических агентов;

- гибель для  этой основе системы забеспечення  воспроизводящих процессов в  экономике;

- избыточную  дифференциацию населения, отдельных  отраслей и регионов затем  уровнем доходов.

Инфляция представляет собой процесс восстановления равновесия между покупательной способностью общества, выраженной в деньгах, и доступным товарным обеспечением и услугами, которые могут быть куплены, посредством повышения цен. Однако инфляция все же не простой рост уровня цен в экономике. Это подтверждается тем, что не всякий рост цен можно назвать инфляционным, так как повышение цен может происходить по причинам не инфляционного характера.

Инфляционные процессы в Украине со времени получения ей независимости и к сегодняшнему моменту были причинены целым комплексом факторов.

 Среди основных факторов, которые повлекли за собой инфляцию в Украине, начиная с 1991 г. необходимо отметить следующее:

  – политические трансформации, которые фактически спровоцировали  резкий экономический спад;

  – разбалансированность  экономической системы, избыточная  частица базовых отраслей, низкая частица отраслей, которые работают непосредственно на потребителя;

– значительная зависимость украинской экономической системы от внешней поставки, в частности энергоносителей, и как следствие огромные потери от роста  цен    на      импортные энергоносители;

 – избыточная эмиссия  НБУ, которая вызвала «инфляционный  разрыв», заострение экономической  ситуации и гиперинфляцию;

– некорректная денежно-кредитная политика со стороны государства;

– избыточная долларизация экономики, когда параллельно с национальной валютой функционирует другая (доллар). Рост спроса на доллар подрывает доверие к собственной денежной единице, усиливает адаптационные ожидания, содействует переливу капитала со страны на заграничные счета. Как результат кризис неплатежей, низкая инвестиционная активность, бартеризация экономики.

Гиперинфляция 90-х утихла после 2000г. Но с 2003 снова темпы инфляции стали нарастать. В конце 2007– начале 2008 гг. произошел ее угрожающий всплеск. Среднегодовые темпы инфляции в 2010 г. 9,1% [1]

 Основным факторам, влияющим  на ускорение инфляции потребительских  цен выступает рост индекса  потребительских цен (ИПЦ). Установлено, что основными причинами в 2010 г. ,воздействующими на ускоренный  рост ИПЦ, а значит и на инфляционные процессы, являлись:

– резкий рост цен на мировых продовольственных рынках и ухудшение инфляционных ожиданий экономических агентов;

– укрепление курса евро в условиях относительной стабильности курса гривны к доллару;

– повышение цен на алкогольные и табачные изделия в результате поднятия акцизов, а также за счёт роста цен на продукты питания с высокой степенью обработки.

 Высокий прирост ИПЦ  обусловил ускорение годовой  инфляции потребительских цен до 10,5%.

Министерство экономического развития и торговли Украины прогнозирует инфляцию в 2011 г. на уровне 11% [2].

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий.

Проведение исследования позволило заключить, что на сегодняшний день цель денежной политики – управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и экономической безопасности страны. Задача стоит, скорее, в сдерживании процесса и приспособлении к нему.

 

ВЫВОД

 

Закончены неудачей попытки финансового оздоровления народного хозяйства как первого шага в осуществлении перехода к рыночной экономике только усугубили тяжесть финансового положения страны. Идея, заложенная в основу большинства "оздоровительных" программ, заключалась в приводженни материально-вещественных и ценовых пропорций в относительно равновесное положение и осуществлении на этой основе либерализации цен. Предполагалось, что удастся избежать их стремительного роста.Представляется, однако, что в основу предоставленной идей была положена ложная посылка, поскольку равновесие при административно-управляемой и рыночной экономике достигается в различных точках экономического пространства. Источники инфляционных явлений коренятся в составленных и постоянно воспроизводимых макроэкономических диспропорциях; в созданной в административной экономике форме управления, что приводит модель ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений; в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики. Разделение глубинных причин инфляции на структурные, керивницьки и монетарные очень условно, поскольку все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, между ними существуют многочисленные прямые и обратные связи. Макроэкономическая структура определяет характер механизма управления и оказывает существенное влияние на финансовые пропорции и отношения.В этом заключении необходимо нужно определить, что средства регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущего причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена структурой, сложившейся экономики и действующей длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.Инфляция и экономических кризисов не избежала ни одна страна. Даже самые тяжелые кризисы заканчивались, как правило, обновлением экономики и ее подъемом. Поэтому большинство исследователей рассматривают кризисы как переломный момент в научно-техническом, социальном, политическом и экономическом развитии. Исторические ситуации не повторяются однозначно, и поэтому даже собственный опыт требует переосмысления в сегодняшних условиях.

Информация о работе Проблемы инфляции в Украине