Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 21:30, курсовая работа
Перемещения людей за пределы национальных границ, освоение ими новых территорий сыграли огромную роль в формировании и развитии мировой экономики. Классический пример — США, страна иммигрантов, подавляющее большинство населения которой составляют выходцы или потомки выходцев из других государств,
И в настоящее время международные миграции населения — один из важнейших факторов мирохозяйственных процессов, без учета которого нельзя понять особенности развития многих стран и регионов.
Введение 3
Глава 1. Понятие миграции. 4
§1.1 Вынужденная миграция. 4
§1.2 Трудовая миграция. 5
Глава 2. Проблемы миграции. 7
§2.1 Влияние миграции на принимающие страны. 7
§2.2 Социально-экономические последствия миграции. 8
Глава 3. Проблемы иммиграции в России. 11
§3.1 Проблемы иммиграции. 11
§3.2 Конкуренция мигрантов с местной рабочей силой. 14
§3.3 Денежные переводы мигрантов 14
§3.4 Незаконная миграция и принудительный труд 17
Заключение 19
Список литературы 21
Задержка и невыплата заработной платы, удержание удостоверений личности или иных личных ценностей, угроза выдачи властям и депортации давно стали повседневными социальными практиками. Согласно обследованию Г. Витковской, 25% мигрантов принуждены работать сверх положенного времени, 20% – выполнять работу, не входящую в их обязанности, с недоплатами сталкиваются 28% респондентов, с регулярными задержками зарплаты – 13%.
Согласно исследованию Е. Тюрюкановой, более чем в 20% случаев паспорт мигранта изымается работодателем, только 37% мигрантов отметили, что они могут свободно уйти от работодателя, 18% опрошенных мигрантов в Москве и 15% в Ставрополье заявили о наличии долга перед работодателем, причем размер долга, как правило, превышает месячный заработок мигранта, 31% мигрантов в Москве были ограничены в свободе перемещения, содержались взаперти. Наиболее распространенные формы принуждения – к работе сверх положенного времени без дополнительной оплаты, к работе с повышенной интенсивностью, длительные задержки зарплаты, принуждение к работе, на которую не было дано согласия.
Согласно опросу 2003 года, 70% таджикских рабочих в России не выходили на улицу со своего места работы, где они и проживали.
Среди мигрантов, опрошенных в Москве и Ставрополье, не оказалось ни одного (!), не испытавшего никаких форм насилия и принуждения, в Омске таких было 27%. Эксперты полагают, что более половины (56%) мигрантов вовлечены в принудительный труд, причем треть экспертов считает, что все или почти все мигранты вовлечены, в той или иной степени, в принудительный труд.
Если считать, что принудительным трудом в России занято 70-80% незаконных мигрантов, постоянно присутствующих на российском рынке труда, в том числе 70-100 тысяч в сфере секс-индустрии, то прибыль от их эксплуатации составляет 7,5 млрд. долларов ежегодно. На этом фоне бурные дискуссии о вывозимых ими средствах представляются, по меньшей мере, неуместными.
Заключение
Так исторически сложилось, что Россия стала центром пространства, занимаемого ранее СССР. Иммигранты из бывших советских республик будут ещё довольно долго оказывать заметное влияние на взаимоотношения РФ и соседних государств, воздействуя на принципы государственной политики, формируя определённый фон восприятия соседей.
До недавнего времени у России, по мнению экспертов, отсутствовала внятная иммиграционная политика. Нашумевшие события во Франции в 2006 г., когда на улицы вышли десятки тысяч иммигрантов, сдвинули, наконец, ситуацию с мертвой точки. Однако реакция российских органов, ответственных за разработку и проведение иммиграционной политики, была, как водится, не всегда адекватной. Так, первым шагом Федеральной миграционной службы стало обещание т.н. иммиграционной амнистии нелегальным переселенцам в Россию, что открывает ворота по некоторым оценкам, 2-3миллионам нелегальных мигрантов, в том числе, участвующим в преступном бизнесе и откровенном криминале. Кроме того, председатель Совета федерации Сергей Миронов пообещал, в духе старых партийных лозунгов, вернуть на родину 25 миллионов бывших соотечественников. Озвучена благородная, по сути, цель собрать нацию на территории своей страны. Один маленький нюанс: такого количества русских просто нет в странах Ближнего зарубежья. Любовь нашей власти к пропагандистским заявлениям никогда не ослабеет…
Невнятность
иммиграционной политики во многом обусловлена
неясностью хотя бы самого понятия "мигрант".
Кем следует считать
Хотя иммиграция в Россию из стран Средней Азии явно уступает по масштабам иммиграции из стран Закавказья, она, тем не менее, остаётся довольно значительной. В первые годы после распада Союза в Россию въезжали преимущественно русскоязычные граждане, убегая от феодальной политики местных этнических властей и просто от откровенной дикости и безнаказанной жестокости. Эта иммиграция была, скорее, репатриацией. В последнее же время преобладает поток трудовых мигрантов из числа коренных народов среднеазиатских государств, причем львиная доля въезжает нелегально, частенько по несколько раз.
Спектр отношений в российском обществе к проблемам иммиграции высветился в ходе дискуссии, развернувшейся в СМИ во время и по горячим следам пресловутых событий во Франции. Общую озабоченность вызывают проблемы адаптации мигрантов при сохранении стабильности российского общества. Эта проблема не надумана, она вызвана как реальными масштабами миграции, так и объективной потребностью в ней, признанной экспертами. По словам директора московского центра демографии Анатолия Вишневского «в нашей стране живет иррациональный страх перед иммигрантами. И хотя наше правительство формально понимает необходимость иммиграции, оно также знает, что это будет крайне непопулярно. Иммиграция – это единственная надежда для будущего нашей страны».
Согласно разным оценкам, России в течение ближайших 20-30 лет понадобится ежегодный приток минимум 700 тысяч мигрантов только для сохранения существующей численности населения. Но последствием миграции на этом уровне может стать то, что через эти 20 лет русские станут этническим меньшинством в массе граждански активного населения РФ, что может поставить под вопрос существование России как государства. Усиление роли и влияния национальных диаспор негативно отразится и на стабильности всех без исключения соседних государств.
Из последних событий, влияющих на потоки мигрантов на территории СНГ, стоит выделить принятие Закона о трудовой иммиграции в начале 2007 г. В рамках данного документа расширяются полномочия федеральной власти в области иммиграционной политики.
Закон предусматривает, в частности, установление квот на выдачу разрешений на временное проживание иностранным гражданам, прибывшим в Россию в порядке, не требующем получения визы.
В общественном мнении нет согласия по поводу иммиграции. Несмотря на официальное признание, иммиграционная концепция развития России постоянно подвергается атаке. К сожалению, дискуссии акцентируются на рисках, в то время как суть проблемы, ее экономическая подоплека, причины, почему невозможно обойтись без масштабной иммиграции, даже не обсуждаются. Раздувается антиммигрантская истерия, и «нашествие пришельцев с юга и востока» — главная ее мотивация. Почвенники и националисты озабочены судьбой русских. «Россия останется без русских?»4, «Мигранты завоюют Россию?»5 — эти заголовки говорят сами за себя. В пылу предвыборной борьбы дело дошло до публичных оскорблений и унижений мигрантов, продемонстрированных на ТВ в агитроликах «Родины». Стоит упомянуть в этой связи и «марш против оккупантов» 4 ноября 2005 года, организованный «национал-патриотами».
Список литературы
Приложение
Иммиграция в Россию по странам (в тысячах человек)6 | |||||
Страна | 1997 | 2000 | 2004 | 2005 | 2006 |
Всего | 597,7 | 359,3 | 119,2 | 177,2 | 186,4 |
Казахстан | 235,9 | 124,9 | 40,2 | 51,9 | 38,6 |
Узбекистан | 39,6 | 40,8 | 14,9 | 30,4 | 37,1 |
Украина | 138,2 | 74,7 | 17,7 | 30,8 | 32,7 |
Киргизия | 13,7 | 15,5 | 9,5 | 15,6 | 15,7 |
Армения | 19,1 | 16,0 | 3,1 | 7,6 | 12,9 |
Азербайджан | 29,9 | 14,9 | 2,6 | 4,6 | 8,9 |
Молдавия | 13,8 | 11,7 | 4,8 | 6,6 | 8,6 |
Грузия | 24,5 | 20,2 | 4,9 | 5,5 | 6,8 |
Таджикистан | 23,1 | 11,0 | 3,3 | 4,7 | 6,5 |
Белоруссия | 17,6 | 10,3 | 5,7 | 6,8 | 5,6 |
Туркмения | 16,5 | 6,7 | 3,7 | 4,1 | 4,1 |
Германия | 2,4 | 1,8 | 3,1 | 3,0 | 2,9 |
Израиль | 1,6 | 1,5 | 1,5 | 1,0 | 1,1 |
Латвия | 5,7 | 1,8 | 0,8 | 0,7 | 0,8 |
Китай | 2,9 | 1,1 | 0,2 | 0,4 | 0,5 |
Население России и компоненты его роста за период 1989-2002 годы, млн. человек7
|
Естественная убыль населения России в 2005-2026 годах при отсутствии иммиграции, тысяч человек.8
Миграционный прирост населения России, 1970-2004 годы, тысяч человек.9
Таблица 1. Оценка числа трудовых мигрантов (в тысячах)10 и их распределение по продолжительности работы в России.
Государство гражданства | Число работающих в России | В том числе, работающие: | Среднее
число работающих |
Среднее число месяцев пребывания в России | ||
постоянно, не менее 10 месяцев в год | сезонно, от 5 до 9 месяцев | от 1 до 4 месяцев | ||||
Азербайджан | 1000 | 890 | 90 | 20 | 947 | 11,4 |
Армения | 280 | 73 | 179 | 28 | 166 | 7,1 |
Грузия | 117 | 63 | 47 | 7 | 87 | 9,0 |
Казахстан | 100 | 22 | 73 | 5 | 59 | 7,1 |
Киргизия | 180 | 40 | 131 | 9 | 106 | 7,1 |
Молдавия | 154 | 74 | 71 | 9 | 110 | 8,6 |
Таджикистан | 504 | 111 | 368 | 25 | 298 | 7,1 |
Узбекистан | 390 | 86 | 285 | 20 | 231 | 7,1 |
Украина | 1000 | 430 | 380 | 190 | 644 | 7,7 |
Другие, всего | 1055 | 350 | 263 | 442 | 600 | 6,8 |
В т.ч. граждане | ||||||
Китая | 800 | 136 | 232 | 432 | 306 | 4,6 |
Северной
Кореи |
55 | 44 | 8 | 3 | 48 | 10,6 |
Вьетнама | 100 | 80 | 15 | 5 | 88 | 10,6 |
Афганистана | 100 | 90 | 8 | 2 | 94 | 11,3 |
Итого | 4850 | 2154 | 1948 | 749 | 3227 | 8,0 |