Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 21:30, курсовая работа
Перемещения людей за пределы национальных границ, освоение ими новых территорий сыграли огромную роль в формировании и развитии мировой экономики. Классический пример — США, страна иммигрантов, подавляющее большинство населения которой составляют выходцы или потомки выходцев из других государств,
И в настоящее время международные миграции населения — один из важнейших факторов мирохозяйственных процессов, без учета которого нельзя понять особенности развития многих стран и регионов.
Введение 3
Глава 1. Понятие миграции. 4
§1.1 Вынужденная миграция. 4
§1.2 Трудовая миграция. 5
Глава 2. Проблемы миграции. 7
§2.1 Влияние миграции на принимающие страны. 7
§2.2 Социально-экономические последствия миграции. 8
Глава 3. Проблемы иммиграции в России. 11
§3.1 Проблемы иммиграции. 11
§3.2 Конкуренция мигрантов с местной рабочей силой. 14
§3.3 Денежные переводы мигрантов 14
§3.4 Незаконная миграция и принудительный труд 17
Заключение 19
Список литературы 21
Разные
категории иммигрантов
По крайней мере 2/3 притока «умов» приходится на США. Доля иммигрантов среди специалистов составляет там 17%, в том числе 40% инженеров и специалистов по ЭВМ, большое количество преподавателей технических дисциплин в университетах и колледжах. По оценкам, чистый выигрыш для США от привлечения в страну одного «среднего» ученого гуманитария составлял в 70-е годы 230 тыс. долл., ученого в области общественных наук — 235 тыс., инженера — 253 тыс., врача — 646 тыс. долл. В результате экономия США лишь в сфере образования и научной деятельности составляла не менее 15 млрд долл. Прибыль, получаемая Канадой в процессе эксплуатации умов эмигрантов, в семь раз больше объемов ее помощи развивающимся странам. В Британии выгоды от привлечения иностранных специалистов втрое превышают размеры ее экономической помощи странам Азии и Африки.
Анализ ситуации в США показывает, что приток иммигрантов не сопряжен с обострением конкуренции на рынке труда и ростом безработицы среди коренного населения. Более того, косвенно через расширение спроса и прямо — через развитие нового предпринимательства он стимулирует создание новых рабочих мест.
Иммиграция
существенно не влияет на средний уровень
заработной платы и дифференциацию
доходов. Лишь в отдельных
случаях усиление конкуренции
внутри определенных профессионально-
§2.2 Социально-экономичес
Эмиграция представляет собой перемещение наиболее ценного фактора производства. Домашние хозяйства, местные административные единицы, государства вкладывают значительные средства в его создание. Миграции не приводят к соответствующей отдаче странам, которые покидают уезжающие. Исследования показали, что к выезду из развивающихся стран наиболее расположены группы населения со средними доходами. Не отмечается прямая связь между бедностью и трудовой миграцией. Группы с наименьшими доходами в бедных странах не имеют перспектив, финансовых средств и информации, чтобы в больших масштабах включиться в международную миграцию, хотя отмечались случаи обратной тенденции. Поэтому чаще всего в результате эмиграции страны теряли наиболее квалифицированную рабочую силу, и возникавшие вакансии замещались менее подготовленными работниками, что сказывалось на эффективности производства. Подобные случаи были характерны для Египта, Иордании, Йемена, Лесото и других стран. Некоторые страны Тропической Африки, Южной Азии, Центральной Америки потеряли 1/3 профессиональных работников.
Эмиграция нередко наносит тяжелый урон интеллектуальному потенциалу стран-доноров, который является самой ценной субстанцией любого общества. Суть этой проблемы состоит не столько в количестве уезжающих за рубеж специалистов, сколько в их значении. Отъезд того или иного неформально ведущего научного сотрудника может парализовать работу творческого коллектива. Отток «мозгов» усиливает диспропорции научно-технического развития основных подсистем мирового хозяйства и отдельных стран.
Миграция рабочей силы, базируясь на различиях в уровнях экономического развития, вместе с тем способствует ослаблению ряда проблем стран эмиграции. В частности, для ряда особенно малых стран денежные переводы эмигрантов играют важную роль в качестве источника их валютных поступлений. В Албании они составляют 150% объема экспорта товаров и услуг, в Буркина Фасо и Иордании — 31—42%, в Йемене — 23—29% их поступлений от товарного экспорта. В крупных странах (Индия, Пакистан, Бангладеш, Филиппины) они составляют 20—27% экспортных поступлений.
Для рабочих-эмигрантов характерна высокая норма сбережений. Их средняя склонность к сбережениям колеблется от 35% у турецких эмигрантов до 70% — у пакистанских. Средняя склонность переводить в страну выезда ниже и колеблется в пределах 11—50%. Она понижается по мере увеличения срока пребывания иммигранта в принимающей стране.
Денежные переводы стимулируют внутренний спрос, который может приводить к росту производства и занятости. В ряде стран с узким внутренним рынком они могут увеличивать инфляционное давление и вызывать расширение импорта. Исследования по Бангладеш и Пакистану показали, что только небольшая часть переводов расходуется на производственные инвестиции. В социальной сфере позитивный эффект миграции связывают обычно с ростом благосостояния если не всего общества, то хотя бы некоторой его части.
Положительное
влияние может оказывать
Международная миграция трудовых ресурсов слабо влияет на перераспределение дохода в мировом хозяйстве и тем более на выравнивание уровней экономического развития. Рабочая сила до сих пор остается немобильным фактором производства по сравнению с капиталом, который перемещается в мировой экономической системе более свободно. Общий эффект международной миграции для экспортирующих стран значительно ниже, тем в торговле и движении капитала. Так, переводы мигрантов составляют лишь более 1 % мирового экспорта товаров.
Подобное
положение предопределяется политикой
прежде всего индустриальных стран,
которая носит ярко выраженный иммиграционный
характер. Начиная с 70-х годов страны Запада
начали ужесточать меры по ограничению
иммиграции, почти одновременно с этим
западные страны, и прежде всего США, в
рамках политики защиты прав человека
развернули кампанию за свободу передвижения
людей. Усилилась селективность допуска
исходя из целей внешней политики и решения
своих экономических проблем. Иммиграционные
правила пересматривается в сторону поощрения
притока научных и высококвалифицированных
лиц. В этом отношении представляются
обоснованными предложения ряда стран
о выработке механизма компенсации за
использование трудовой иммиграции.
Глава 3. Проблемы иммиграции в РФ.
С 1997
по 2004 год иммиграция в Россию
неуклонно снижалась, с 2005
года отмечен
небольшой рост числа иммигрантов. Большинство
иммигрантов прибывает из стран СНГ.
В 2006 году в Российскую Федерацию
иммигрировали граждане из Казахстана (38,6 тыс. человек), Узбекистана (37,1 тыс.), Украины
(32,7 тыс.), Киргизии (15,7 тыс.), Армении
(почти 13 тыс.), Азербайджана и Молдавии (более 8 тыс. человек).3
§3.1 Проблемы иммиграции.
На сегодняшний день Россия является одним из лидеров по количеству притока нелегальной иммиграции в страну. Чем это чревато сейчас и какие проблемы может вызвать в дальнейшем, мы и попытаемся с Вами рассмотреть.
На сегодняшний момент складывается парадоксальная ситуация: в России проживает огромное количество нелегальных иммигрантов из бывших советских республик, так отчаянно хотевших независимости в начале 90-х годов и с успехом получивших ее. Моментально. Выселив всех русских, проживавших там на тот момент, отобрав все имущество и доведя этот процесс в некоторых республиках до этнического геноцида русского населения. Что же мы видим в дальнейшем? Почему получив независимость и возможность самостоятельного построения государства, создания благоприятных экономических условий для населения, половина тех, кто так жаждал этой независимости не смогли построить в своих странах сколько бы то ни было приемлемых условий для существования своих граждан, что те вынуждены были в массовом порядке иммигрировать в соседнюю Россию? И в итоге в настоящее время в Москве по разным подсчетам проживает около 2 миллионов азербайджанцев, около миллиона армян, около 400 тысяч чеченцев. Это только в столице.
У данной проблемы несколько аспектов.
Первое.
Менталитет. Очевидна разница в менталитете
коренного и приезжего
Второе.
Принуждение. В связи с высокой
численностью и соответственно распространенностью
приезжих, коренное и приезжее население
вынуждены взаимодействовать
Третье.
Сегрегация. Состояние стресса и
вынужденность постоянного
Итак. Если обе стороны не хотят, взаимодействовать друг с другом с позиции тесного контакта, тем более взаимопроникновения и если вычленить то единственное, что нас связывает – а именно экономические отношения - то возникает закономерный вопрос: почему эти отношения переросли в смрадную, болезненную, гипертрофированную паразитическую форму?
Невозможно назвать те отношения, которые мы наблюдаем между коренным населением нашей страны и иммигрантами, сотрудничеством.
Скорее, это агрессивный захват территории, обусловленный корыстными интересами приезжих коммерсантов и наемников - с одной стороны; крупных и мелких российских мошенников, стремящихся к получению той же коммерческой выгоды (от найма дешевой рабочей силы, от спекуляции товарами, в том числе российского производства) – с другой стороны.
Но мощной реакции отторжения данной системы просто нет.
Полное попустительство государства в данном вопросе – как с той, так и с другой стороны - уже не шокирует. После развала Советского Союза руководства бывших Союзных республик не перестают выяснять отношения, драться за нефтяные скважины, газовые трубы, алмазные трубки и членство в ЕЭС.