Проблемы и перспективы развития ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:11, контрольная работа

Краткое описание

Все возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при все возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………3
2. Организационная структура ВТО…..……………………………………….5
3. Россия и ВТО……………………………….………………………………..10
3.1. Условия присоединения ……………………………………………..……11
3.2. Предстоящее вступление России в ВТО………………………………….12
3.3. Проблемы и перспективы развития продовольственного рынка России в рамках ВТО . ……………………………………………………………………14
4. Заключение……………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………21
ТЕСТ . ……………………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

+мироваяЭка.docx

— 62.44 Кб (Скачать)

К числу первоочередных федеральных законодательных актов, требующих внесения соответствующий  изменений и дополнений в том  или ином объеме, относится Федеральный  закон «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности», который  не в полной мере учитывает интересы товаропроизводителей и возможности  скрытых методов регулирования  для защиты внутреннего рынка.

Таблица 3. – Основные преимущества и негативные последствия вступления России в ВТО для АПК

Возможные преимущества

Меры по развитию возможных преимуществ

Возможность развития экспортного потенциала и выхода на мировые рынки для  всех отраслей АПК

Поддержка экспортноориентированных отраслей АПК и создание условий для  повышения конкурентоспособности  тех отраслей АПК, где имеются возможности выхода на внешний рынок.

Возможности использования географического  расположения страны с учетом транспортной логистики для завоевания рынков сбыта.

Организация взаимодействия и тесного  сотрудничества со странами Юго-восточной  Азии и Ближнего Востока, где наблюдается  расширение спроса на продовольственные  товары.

Создание конкурентной среды в  сфере банковских услуг.

Привлечение зарубежных банковских структур для кредитования предприятий агропродовольственного комплекса под контролем органов  государственной власти.

Участие России в международном разделении и преодоление дискриминации  на мировом рынке

Организация эффективного взаимодействия органов государственной власти и саморегулируемых организаций  на основе анализа развития мирового рынка и роста влияния транснационального капитала на экономические отношения.

Негативные последствия

Меры по снижению негативных последствий

Слабая государственная поддержка  и защита отечественных сельхозтоваропроизводителей.

Эффективная таможенно-тарифная политика и использование нетарифных методов  государственного регулирования для  поддержки экспорта продовольствия и защиты от неэффективного импорта  на основе совершенствования законодательной  и нормативной базы регулирования  продовольственного рынка.

Низкий уровень жизни значительной части населения.

Поддержка слабозащищенных и низкооплачиваемых  категорий населения, расширение «среднего  класса» на основе повышения деловой  активности этой категории.

Неразвитая инфраструктура

Разработка и реализация государственной  целевой программы развития инфраструктуры продовольственного рынка с учетом интеграции России в мировой рынок.

Отсутствие эффективной системы  оптовой торговли и товародвижения в целом.

Формирование эффективной системы  оптовой торговли продовольственными товарами с учетом логистики товародвижения и возможностей информационных технологий.

Проблемы диспаритета цен на промышленные и сельскохозяйственные товары.

Эффективное государственное вмешательство  в процессы формирования тарифов  на энергоносители и издержки на производство промышленных и сельскохозяйственных товаров.

Низкий уровень технической оснащенности АПК

Модернизация и развитие отечественного сельхозмашиностроения с целью  повышения его конкурентоспособности  на внутреннем рынке.


 

Тесное взаимодействие и сотрудничество федерального центра и регионов в процессе выработки  и реализации экономической политики государства по совершенствованию  законодательства с целью повышения  активности субъектов Российской Федерации, их экономической самостоятельности  и ответственности является необходимым  условием экономического развития регионов и повышения конкурентоспособности  страны в условиях присоединения  к ВТО.

Важнейшая задача государства - не раздача субсидий, а развитие конкурентоспособности  страны на основе эффективной государственной  политики. Учитывая усиление влияния  транснациональных компаний на формирование экономической политики межгосударственных объединений и международных  организаций на развитие мирового рынка, необходимо пересмотреть существующие экономические отношения с целью  повышения роли и ответственности  органов государственной власти в защите и регулировании продовольственного рынка страны.

Осуществление государством мер, направленных на защиту внутреннего рынка и поддержку  отечественного сельскохозяйственного  производства означает принятие эффективной  агропродовольственной политики по защите отечественных товаропроизводителей, которая приведет к повышению  качества и конкурентоспособности  продукции на мировом рынке.

Наиболее  острой проблемой при вступлении России в ВТО остается проблема повышения  уровня жизни населения и регулирования  доходов. Учитывая, что уровень доходов  большинства населения остается крайне низким, все формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на продовольственном рынке должны быть направлены на повышение уровня доходов всех категорий населения, развитие социальной активности и поддержку предпринимательской деятельности коммерческих структур.

Важнейшим фактором, сдерживающим конкурентоспособность  отечественного продовольствия на мировом  рынке, остается низкий уровень развития инфраструктуры продовольственного рынка, защита и развитие отечественной  оптовой торговли продовольственными товарами. В большинстве стран-членов ВТО эта сфера деятельности регулируется национальным законодательством, а  не правилами ВТО.

Учитывая, что  меры прямой государственной поддержки  АПК ограничены правилами ВТО, развитие инфраструктуры продовольственного рынка  имеет огромное значение для снижения издержек, так как в этой сфере  правилами ВТО ограничения не предусмотрены, а уровень развития инфраструктуры в России в десятки  раз ниже, чем в странах с  развитой рыночной экономикой.

Следует также  учесть, что потеря инфраструктуры продовольственного рынка, особенно оптовой  торговли продовольствием, означает в  принципе потерю рынков сбыта, а ее восстановление потребует значительных средств и времени. К сожалению, сегодня, хотя Россия и не является членом ВТО, эту сферу услуг для  АПК можно считать почти потерянной.

Следует также  учесть, что для обеспечения продовольственной  безопасности большинство стран-членов ВТО исключили услуги оптовой  торговли из перечня услуг, которые  регулируются правилами ВТО. Оптовая  торговля в этих странах регулируется национальным законодательством, что  позволяет им создавать условия  сбыта продукции собственных  товаропроизводителей.

Серьезным препятствием на пути повышения конкурентоспособности  продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках остаются проблемы диспаритета цен на промышленные и сельскохозяйственные товары.

Вступление  в ВТО предполагает определенные ограничения в области политики регулирования и субсидирования отечественного сельского хозяйства, как было сказано выше. Во-первых, Россией будут взяты обязательства  по сокращению и ограничению общего объема поддержки так называемого  «янтарного ящика», то есть мер субсидирования, ценовой поддержки и других программ, оказывающих прямое воздействие  на рост производства.

С учетом состояния  сельскохозяйственного производства, до сих пор не преодолевшего кризисное  состояние, это означает необходимость  использования других инструментов поддержки отдельных отраслей. Именно в области поддержки отдельных  продуктов будут действовать  наибольшие ограничения.

Во-вторых, в  ходе нового раунда переговоров предстоит  дальнейшее сокращение внутренней поддержки  сельского хозяйства. Этот означает более сильные ограничения в  возможностях ценовой поддержки  и субсидирования отечественного сельхозтоваропроизводителя.

В-третьих, понадобится  перестройка сельскохозяйственной политики освоения новых способов поддержки, пока не ограничиваемых ВТО (меры «зеленого  ящика»). Это надо будет сделать, если появится политическая воля руководства  государства и правительства  к тому, чтобы увеличить финансирование аграрного сектора и развития сельской местности.

4. Заключение

Вступление  России в ВТО представляет задачу с большим количеством неопределенных параметров. Последствия этого шага будут существенным образом зависеть от условий, на которых наша страна присоединится к этой организации. Большое значение будет иметь  ход адаптации отраслей к будущим  новым условиям хозяйствования. Необходима специальная программа повышения  конкурентоспособности всей экономики  России, в том числе и агропромышленного  комплекса. Вступать в ВТО выгодно  только конкурентоспособным отраслям.

Для равноправного  участия в торгово-экономических  отношениях с зарубежными партнерами государственное вмешательство  должно быть направлено на максимальное снижение негативных последствий вступления России в ВТО, развитие конкурентных преимуществ страны, эффективную  таможенно-тарифную политику, поддержку  отечественно товаропроизводителя  и повышение уровня качества жизни  населения.

Учитывая, что  государственная поддержка АПК  ограничена и жестко регулируется правилами  ВТО, важное место должно быть отведено использованию скрытых форм косвенной  поддержки развития и регулирования  продовольственного рынка. Особое внимание следует уделить развитию оптовой  торговли и инфраструктуры продовольственного рынка, поскольку от уровня их развития во многом зависит конкурентоспособность  отечественного продовольствия на внутреннем и внешнем рынках.

Всемирная торговая организация (ВТО) является наследнице Генерального соглашения по тарифам  и торговле (ГАТТ) - многостороннего  межправительственного договора, действовавшего с 1948 г. В общей сложности по линии  ГАТТ состоялось семь переговорных раундов, в рамках которых участники договаривались об очередном снижении тарифов. В  ходе наиболее продолжительного Уругвайского раунда (1986-1994 гг.) условия ГАТТ были распространены на сельское хозяйство, торговлю услугами и торговые аспекты  интеллектуальной собственности. Таким  образом, международное регулирование  мировой торговли поднялось на новый  качественный уровень.

Успех был  закреплен созданием Всемирной  торговой организации в г. Марракеш весной 1994 г. В уставе ВТО (принят 15 апреля 1994 г.) она определяет себя «как более интегрированную, более жизнеспособную и многостороннюю торговую систему», которая обеспечивает общие институциональные рамки для отношений между ее членами по вопросам, относящимся к данному соглашению и связанным с ним правовым документам. Кода это целесообразно, ВТО сотрудничает с Международным валютным фондом и Всемирным банком.

В настоящее  время продолжается новый раунд  переговоров. Его участники обсуждают  проблемы дальнейшей либерализации  торговли сельскохозяйственной продукцией, а также в сферах услуг, торговли электронными товарами, инвестиционной и в области охраны окружающей среды. Рассматриваются вопросы  региональных группировок и некоторые  другие. В дополнение к 149 странам - членам ВТО в очереди на вступление в  нее стоят около трех десятков стран, самой крупной из которых  является Россия.

Сегодня ВТО  играет ключевую роль в регулировании  международного внешнеторгового оборота. Ее цель - обеспечение свободного трансграничного  перемещения товаров и услуг  в условиях прозрачности и предсказуемости  норм регулирования

Заявленная  цель ВТО — распространение идей и принципов свободной торговли и стимуляция экономического роста. Многие считают, что свободная торговля не делает жизнь большинства более процветающей, а лишь приводит к дальнейшему обогащению уже богатых (как стран, так и личностей). Договоры ВТО также обвинялись в частичном несправедливом приоритете мультинациональным корпорациям (транснациональным) и богатым странам.

Критики полагают, что небольшие страны имеют очень  малое влияние на ВТО, и, несмотря на заявленную цель — помощь развивающимся странам, — развитые страны концентрируются, прежде всего, на своих коммерческих интересах. Также, по их утверждениям, вопросы здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды постоянно игнорируются в пользу дополнительных льгот для бизнеса.

Одним из важнейших  инструментов урегулирования возникающих  между странами-участницами споров в рамках ВТО является Комиссия по урегулированию споров (DSB) — квазисудебный орган, призванный беспристрастно и быстро разрешать разногласия между сторонами. За истекшие после основания ВТО годы Комиссия была вынуждена много раз решать сложные, нередко достаточно политизированные торговые проблемы между влиятельными странами — участницами ВТО. Многие решения Комиссии за истекшие годы воспринимаются неоднозначно. Большую озабоченность у активистов защиты окружающей среды вызывают, например, чрезмерная, по их мнению, поддержка принципа свободной торговли между странами в ущерб интересам окружающей среды.

 

Список литературы:

1. Киселев С.В. Развитие агропродовольственных рынков и проблемы вступления России в ВТО. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2005, №.7, с. 18-20.

2. Нуралиев  С.У. Проблемы и перспективы  развития продовольственного рынка  России в рамках ВТО. // Экономика  сельскохозяйственных и перерабатывающих  предприятий, 2005, №.8, с.12-15.

3. Чиркин  А. Предстоящее вступление России  в ВТО и потенциальные экономические  риски. // Вопросы экономики, 2005, №7, с. 132-139.

4. Ждановская  А. Что такое ВТО? В чьих интересах в ВТО принимаются решения? Чем опасна ВТО? «Левая политика», 2009, № 9, С. 38-55

5. Минкова К. В. Международная многосторонняя торговля: от античности до ВТО. СПб., 2006

6. Адуков Р. Х. Проблема паритетности условий вступления секторов российской экономики в ВТО // «Экономика АПК: проблемы и решения», 2006

7. Авдокушин  Е.Ф. Международные экономические  отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 2002. – 366с.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития ВТО