Проблемы и перспективы развития ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:11, контрольная работа

Краткое описание

Все возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при все возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………3
2. Организационная структура ВТО…..……………………………………….5
3. Россия и ВТО……………………………….………………………………..10
3.1. Условия присоединения ……………………………………………..……11
3.2. Предстоящее вступление России в ВТО………………………………….12
3.3. Проблемы и перспективы развития продовольственного рынка России в рамках ВТО . ……………………………………………………………………14
4. Заключение……………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………21
ТЕСТ . ……………………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

+мироваяЭка.docx

— 62.44 Кб (Скачать)

В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении  статуса наблюдателя в Уругвайском  раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав  это тем, что СССР является страной  с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.

В 1993 году уже  Россия обратилась с официальной  заявкой о присоединении к  ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.

Наиболее  трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия  с Евросоюзом удалось урегулировать  после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).

На сегодняшний  день Грузия остается единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО. Однако Грузия не входит в  рабочую группу по присоединению России к организации и не может в одностороннем порядке блокировать вступление России в ВТО. По состоянию на октябрь 2008 года, России необходимо провести лишь многосторонние переговоры, для того чтобы вступить в организацию.

Вступление  России в ВТО было отложено на неопределённый срок в августе 2008 года в связи  с обострением ситуации на Кавказе [2]. Однако события на Кавказе являются далеко не самой главной проблемой для вступления России. В сентябре 2008 года группа министров финансов стран Евросоюза обратилась к России с советом «побыстрее вступить в организацию», однако получили ответ, что Россия вряд ли станет членом ВТО до середины 2009 года.

Вступление  России во Всемирную торговую организацию  постоянно откладывается ещё  и из-за необходимости подготовиться  к ВТО, чтобы потери от присоединения значительно снизились, а выгоды возросли. Осложнил вступление ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жестком регулировании своих экономик.

В июне 2009 года на заседании межгосударственного  совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр  России Путин В.В. сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Одновременно он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с 1 января 2010 года Россия будет участвовать в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.[3] 21 октября 2009 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявлял, что Россия, Белоруссия и Казахстан будут вступать в ВТО одновременно и на согласованных условиях.

3.1. Условия присоединения

В декабре 2006 года была опубликована подробная информация об основных результатах  переговоров, где приведены как  сведения по важнейшим товарным позициям, так и консолидированные данные по остальным. Результаты по всем тысячам  позиций опубликованы на английском языке. До этого переговоры велись в  закрытом режиме, что является обычной  практикой для переговоров по экономическим вопросам, включая  ВТО.

В течение первого года после  вступления России в ВТО ни одна внешнеторговая пошлина не будет  снижена. По разным группам товаров  предусмотрены переходные периоды  от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет  пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %. Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви). В то же время, будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. Государство сможет оказывать сельскому хозяйству помощь на сумму не более 9 млрд долл. в год (сейчас объём помощи составляет 3,5 млрд долл. в год, однако размер субсидий ещё будет обсуждаться на многосторонних переговорах).

Согласно критической статье в  журнале «Эксперт», «максимальная  теоретически возможная выгода отечественных  предприятий от присоединения России к ВТО равна 23 млрд долларов в год», при этом, как пишут авторы статьи, «можно прикинуть», что Россия «отдаст часть своего рынка, эквивалентную примерно 90 млрд долларов в год».

Существует мнение, что Российское правительство форсирует вступление России в ВТО, поскольку это очень  выгодно нефтяникам, приближённым к  Кремлю — это даст им возможность получать больше прибыли с проданной нефти, так как снизит импортные пошлины в других странах-членах ВТО до общего уровня.

3.2. Предстоящее вступление России в ВТО

Характер  действующих в ВТО многосторонних договоренностей позволяет надеяться, что, став полноправным их участником, Россия может рассчитывать на определенные выгоды. Она получит более широкий  доступ на мировой рынок, избежит  дискриминации при продажах своих  товаров. При этом наша страна не утратит  права защищать внутренний рынок  и интересы отечественных товаропроизводителей, но будет обязана осуществлять эту  защиту цивилизованными методами, принятыми  в международном сообществе. Членство в ВТО, с одной стороны, обеспечит  России такие выгоды, как вхождение  в глобальную торговлю и мировое  хозяйство, а с другой - чревато  определенными осложнениями: усилением  конкуренции на внутреннем рынке, ростом неконтролируемости экспорта и импорта. Согласно оценкам Всемирного банка, общий размер финансовой выгоды России от вступления в ВТО может составить  в среднесрочной перспективе 19 млрд., а в долгосрочной - 64 млрд. долл. в  год.

Все чаще представители  экспертного сообщества доказывают, что участие России в процессах  глобализации дает ей шанс быстрее  приобщиться к высшим достижениям  мировой науки и техники и  перейти к более эффективному использованию трудовых и материальных ресурсов.

Однако слишком  быстрое следование экономическим  моделям глобализации без должного учета собственного опыта современных  рыночных отношений таит в себе опасность высоких издержек. В частности, повышение внутренних цен на энергоносители приведет к росту цен на отечественную продукцию и снижению ее конкурентоспособности на мировых рынках. Россия лишится одного из важнейших преимуществ страны, располагающей крупными запасами углеводородного сырья, ведь данный фактор можно было бы использовать для поддержки отечественных производителей, особенно занятых в сельском хозяйстве. Рост цен на нефтепродукты ограничивает возможности аграриев применять современную высокопроизводительную технику. Адаптация к рыночным условиям предполагает государственную поддержку структурной перестройки, эффективного территориального размещения сельскохозяйственного производства, развития продовольственного рынка, а также помощь хозяйствам, работающим в экстремальных климатических условиях.

Государственная поддержка проявляется в проведении протекционистской политики по отношению  к сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также к только встающим «на  ноги» перерабатывающим отраслям. Она  требуется до тех пор, пока их продукция  не будет соответствовать определенным стандартам качества и не окажется конкурентоспособной на внешних  рынках.

Из многочисленных дискуссий следует, что вступление в ВТО необходимо, так как, прежде всего, принесет выгоды населению: цены на импортные товары снизятся, станут несколько дешевле товары, производимые из импортных материалов. Усилится конкурентная борьба за потребителя, в  результате повысится качество товаров  и услуг. Таким образом, вступление России в ВТО может способствовать укреплению ее экономической безопасности.

Вместе с  тем возникнут новые угрозы экономической  безопасности России, главная из которых - открытость отечественного рынка  для импорта, что может привести к свертыванию из-за низкой конкурентоспособности  многих востребованных в России производств. Пока данная угроза смягчается принятием  протекционистских мер: установлением  высоких пошлин на импорт, его количественных ограничений и пр. после присоединения  к ВТО России придется отказаться от подобных мер защиты, следовательно, негативное влияние импорта может  значительно усилиться.

К нежелательным  последствиям могут привести сокращение или полная отмена экспортной пошлины  на поставки за рубеж топлива и  сырья из России. Государство лишится  значительной части своих доходов.

Еще одна проблема для России, связанная со вступлением  в ВТО, - субсидирование сельского  хозяйства. Согласно правилам ВТО, оно  должно быть отменено, но с учетом тяжелого положения отечественного сельского  хозяйства это может привести к драматическим последствиям.

Россия испытывает сильный нажим со стороны ВТО, стремящейся добиться выравнивания внутренних российских и международных  цен на энергоносители. Тем самым  страны - члены ВТО пытаются защитить своих товаропроизводителей от конкуренции  со стороны российских товаров, в  стоимость которых закладываются меньшие расходы на энергию, что позволяет продавать их по более низким ценам.

Сегодня существуют объективные факторы, которые требуют  ускорения процесса присоединения  России к ВТО. Одним из таких факторов является создание таможенного союза  в рамках стран Содружества независимых  государств. Принятие стран таможенного  союза в ВТО раньше России может  привести к дополнительным требованиям  со стороны наших партнеров по таможенному союзу.

Другим важнейшим  фактором, побуждающим Россию к ускорению  этого процесса, является дальнейшая либерализация торговли в рамках ВТО, что приводит к увеличению объемов  требований по отношению к кандидатам на вступление в эту организацию  и отсутствие возможности участия  страны в обсуждении возможных обсуждений правил регулировании. Экономических  отношений в рамках ВТО.

3.3. Проблемы и перспективы развития продовольственного рынка России в рамках ВТО

Продовольственный рынок страны может как проиграть, так и выиграть от вступления России в ВТО в зависимости от эффективности  государственной политики поддержки  развития АПК и готовности страны и регионов к внешнеэкономической  либерализации.

Что касается преимуществ (табл.1) от вступления России в ВТО, то они зависят в первую очередь, от того, насколько эффективной  окажется государственная политика поддержки предпринимательских  структур и экспортно-ориентированных  отраслей АПК. Возможность выхода на мировые рынки появится у тех  отраслей АПК и участников рынка, которые смогут грамотно воспользоваться  рыночной информацией и при этом проявят деловую активность и  настойчивость в продвижении  отечественного продовольствия на мировые  рынки. Кроме того, Россия сможет принять  участие в обсуждении и корректировке  правил ВТО наравне с другими  участниками этой организации.

Географическое  расположение страны, если исходить из транспортной логистики, способствует развитию конкурентных преимуществ  страны по сравнению со многими странами Евросоюза, где практически исчерпаны  возможности для выхода на новые  рынки сбыта. В настоящее время  в странах Ближнего Востока и  Юго-Восточной Азии, территориально близко расположенных к России, наблюдается  устойчивый рост численности населения, а это новые рынки сбыта  и возможности развития экспортного  потенциала страны при эффективной  государственной внешнеэкономической  политике.

В стране до сих пор не создана конкурентная среда в сфере банковских услуг. В настоящее время по этой причине  кредитная ставка российских коммерческих банков доходит до 20% годовых, что  почти в два раза выше, чем в  аналогичных зарубежных кредитных  учреждениях. Привлечение иностранных банков позволит снизить процентную ставку за счет развития конкуренции в этой сфере. Но этот процесс должен контролироваться и регулироваться государством в жесткой форме, поскольку это связано с продвижением иностранного продовольствия на российский рынок.

Важным положительным  фактором, связанным с присоединением России к ВТО, для АПК может  стать преодоление дискриминации  и равноправное участие страны в  международном разделении труда, а  в долгосрочной перспективе, членство в ВТО должно способствовать повышению  конкурентоспособности отечественного продовольствия на мировом рынке  и интеграции отраслей АПК в мировое  хозяйство.

С учетом ограниченных возможностей системы государственной  поддержки АПК для России приоритетным представляется совершенствование  механизма взаимодействия органов  государственной власти, предпринимательских  структур и научных учреждений с  целью исследования ситуации на мировом  рынке и оперативного вмешательства  в происходящие процессы.

Что касается негативных последствий, связанных  с вступлением России к ВТО  и либерализацией экономических  отношений на продовольственном  рынке в рамках этой организации, то все они концентрируются вокруг двух проблем. Первая из них связана  с уровнем государственной поддержки  сельского хозяйства, а вторая - с  эффективностью государственного регулирования  продовольственного рынка.

Фундаментальной основой решения проблемы снижения негативных последствий вступления в ВТО является совершенствование  законодательной и нормативно-правовой базы, разработка и реализация государственных  программ поддержки развития АПК, и  инфраструктуры продовольственного рынка, повышения уровня качества жизни  населения, эффективная таможенная и налоговая политика.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития ВТО