Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение потребительского кредитования и его проблем и перспектив
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
- изучить сущность потребительского кредитования;
- проследить классификацию потребительского кредитования;
- раскрыть технологию и схему предоставления потребительского кредита, а также порядок его погашения;
- проанализировать кредитный портфель коммерческого банка, а именно его качество, структуру и динамику, в особенности портфель потребительских кредитов;
- выявить проблемы и перспективы развития системы потребительского кредитования;
- разработать предложения для совершенствования организации потребительского кредитования.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….......1
Глава 1 Основы потребительского кредитования..……...............................1
Сущность потребительского кредитования и его принципы………………………………………………………...1
Классификация потребительского кредитования……………..1
Глава 2 Виды потребительского кредита ……………………………….8
2.1 Условия выдачи и погашения кредита……………………....9
2.2 Определение кредитоспособности заемщика………………10
2.3 Проблемы погашения потребительского кредита..………...11
Заключение………………………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 61.31 Кб (Скачать)

Управление кредитным риском требует  от банкира постоянного контроля за структурой портфеля ссуд и их качественным составом. В рамках дилеммы «доходность - риск» банкир вынужден ограничивать норму прибыли, страхуя себя от излишнего риска. Он должен проводить политику рассредоточения риска и не допускать концентрации кредитов у нескольких крупных заемщиков, что чревато серьезными последствиями в случае непогашения ссуды одним из них. Банк не должен рисковать средствами вкладчиков, финансируя спекулятивные (хотя и высокоприбыльные) проекты. За этим внимательно наблюдают банковские контрольные органы в ходе периодических ревизий. Управление кредитным риском является основным содержанием работы Банка в процессе осуществления кредитных операций и охватывает все стадии этой работы - от анализа кредитной заявки потенциального заемщика до завершения расчетов и рассмотрения возможности возобновления кредитования (см. Приложение 2). Управление кредитным риском составляет ограниченную часть управления процессом кредитования в целом.

Управление кредитным риском осуществляется в следующей последовательности:

1. Идентификация кредитного риска. (Определение наличия кредитного  риска.)

2. Качественная и количественная  оценка риска. Цель качественной  оценки риска - принятие решения  о возможности кредитования, приемлемости  залогов и т.п. Количественная  оценка заключается в присвоении  количественного параметра каждой  ссуде с целью определения  предела потерь по каждой операции.

3. Лимитирование риска. Лимиты кредитовать одного заемщика устанавливаются в Банке на основании анализа объективных данных о кредитоспособности конкретных заемщиков. Принятие решения об установлении лимитов на каждого заемщика принимаются Кредитным Комитетом Банка.

4. Оценка стоимости кредита - является одной из важных составляющих  процесса управления кредитным  портфелем Банка. Определение  процентной ставки производится  в соответствии с реальными  границами кредитного риска, возникающих при кредитной сделке. Банковский процент отражает стоимость кредитных ресурсов, выступая в виде определенной суммы денежных средств, получаемой Банком от заемщика за право пользования временно ссуженными денежными средствами. При этом надбавка за риск выступает как определенная компенсация потенциальных потерь Банка, вследствие невыполнения заемщиком своих обязательств. Надбавка за риск, устанавливаемая Банком, отражает уровень кредитного риска конкретного заемщика.

Кредитный риск зависит от внешних (связанных с состоянием экономической  среды, с конъюнктурой) и внутренних (вызванных ошибочными действиями самого банка) факторов. Возможности управления внешними факторами ограничены, хотя своевременными действиями банк может  в известной мере смягчить их влияние  и предотвратить крупные потери. Однако основные рычаги управления кредитным  риском лежат в сфере внутренней политики банка.

Итак, понятно, почему кредитные риски  необходимо минимизировать. Наиболее распространенными в практике банков мероприятиями, направленными на снижение кредитного риска являются:

· Оценка кредитоспособности заемщика.

· Страхование кредитов.

· Привлечение достаточного обеспечения.

· Выдача дисконтных ссуд.

· Уменьшение размеров выдаваемых кредитов одному заемщику.

В практике банков, все большее  распространение получает первый метод - оценка кредитоспособности заемщика, который основывается на бальной  оценке ссудополучателя. Этот метод  предполагает определение рейтинга клиента. Критерии, по которым производится оценка заемщика, строго индивидуальны  для каждого банка, базируются на его практическом опыте и периодически пересматриваются.

Существуют различные подходы  к определению кредитного риска  для физического лица, начиная  с субъективных оценок специалистов банка, основанных на личном опыте и  на впечатлении о конкретном клиенте, и заканчивая автоматизированными  системами оценки риска, созданными с использованием математических моделей. Каждая кредитная организация, конечно, сама определяет, какими методами пользоваться, но мировой опыт показывает, что  основанные на математических моделях  системы являются более действенными и надежными. Одной из таких прогрессивных  моделей оценки кредитного риска, использующей математические алгоритмы, является скоринг Горшков Г. Потребительское кредитование

: тенденции и практика // Банковское  дело в Москве; №1(121),2005г..

Из-за высокого объема персонального  кредитования и сравнительно небольшой  суммы каждой ссуды, большинство  банков не могут себе позволить провести оценку заявлений на предоставление ссуды, рассматривая каждый запрос в  индивидуальном порядке. Поэтому вместо заявлений было введено “скоринг" - кредитование. Некоторые банки в установленном порядке запрашивают информацию о заявителе в кредитных справочных агентствах, другие делают это только в крайних случаях.

Скоринг представляет собой статистическую модель, с помощью которой, на основании анализа состоявшихся ранее кредитных "экспериментов", формируется один или несколько пороговых числовых уровней, с помощью которых потенциальные заемщики делятся на два или несколько классов (рейтингов).

В самом упрощенном виде скоринговая модель представляет собой взвешенную сумму определенных показателей (например, финансовых коэффициентов или их конгломератов, а также доходов заемщика). В результате получается интегральный показатель (score); чем он выше, тем выше надежность клиента, и кредитор имеет возможность упорядочить своих клиентов по степени возрастания кредитоспособности.

Интегральный показатель для каждого  клиента сравнивается с некоторым  числовым порогом. Если интегральный показатель превышает пороговое значение, то принимается положительное решение  о предоставлении кредита. В противном  случае кредитная заявка не удовлетворяется.

Философия скоринга заключается не в поиске объяснений, почему этот человек не платит. Скоринг выделяет те характеристики, которые наиболее тесно связаны с ненадежностью или, наоборот, с надежностью клиента: неизвестно, вернет ли данный заемщик кредит, но известно, что в прошлом люди этого возраста, этой же профессии, с таким же уровнем образования и с таким же числом иждивенцев кредит не возвращали. Поэтому банк давать кредит этому человеку не будет.

“Скоринг" - кредитование - это более простая и быстрая форма, чем деловая беседа.

Потенциальный клиент заполняет заявление  по установленной форме, содержащее информацию о возрасте, семейном положении  и стаже. Входящие в оценку показатели, если рассматривать только кредитование физических лиц, можно разбить на несколько групп:

· характеризующие правоспособность и дееспособность клиента (например, его возраст, гражданство, наличие  регистрации по месту получения  кредита, семейный статус, наличие иждивенцев и т.д., а также отсутствие каких-либо ограничений дееспособности);

· характеризующие платежеспособность клиента (социальный статус, квалификация, наличие постоянного места работы или другого источника доходов, величина доходов, их регулярность, наличие  автомобиля, квартиры, другой недвижимости);

· характеризующие его этичность  в деловых вопросах (наличие положительной  кредитной истории, отсутствие судимости  и прочее); при достаточной квалификации кредитного инспектора могут применяться  также и субъективно-психологические  характеристики, полученные в результате так называемого лай-контроля (lie - ложь [англ.]).

Каждый вопрос имеет максимально  возможный балл, который будет  выше для таких важных вопросов, как профессия, и ниже для таких  вопросов, как возраст.

Отличительная черта скорингового метода состоит в том, что он должен применяться не по шаблону, а разрабатываться самостоятельно каждым банком исходя из особенностей, присущих ему и его клиентуре, учитывать традиции страны, изменения социально-экономических условий, влияющих на поведение людей. Прежде чем широко внедрять скоринг каждый банк проводит анализ эффективности действующей модели и при необходимости модифицирует набор характеристик заемщика и шкалу их числовых оценок. Принципы определения кредитоспособности частного заемщика по скорингу можно проиллюстрировать на примере модели немецкого банка, в котором подсчет баллов для рейтинга клиента производится по 12 показателям (см. Приложение 3); Технология окончательного решения о возможности кредитования такова. При набранной претендентом сумме в 81 балл экономист принимает положительное решение самостоятельно, при результате от 61 до 80 баллов требуется разрешение вышестоящего менеджера. При рейтинге ниже 60 баллов в предоставлении кредита клиенту отказывают.

Известной методикой скоринговой оценки в мировой практике является также модель Д. Дюрана, появившаяся в США в 40-е годы http://solvency.boom.ru/1dop.html. Дюран выделил группы факторов, позволяющих определить степень кредитного риска. Он выделил следующие коэффициенты при начислении баллов:

· Возраст-0,1 балл за каждый год свыше 20 лет (максимум- 0,30)

· Пол - женский(0,40), мужской (0).

· Срок проживания- 0,042 за каждый год  в данной местности (максимально- 0,42)

· Профессия- 0,55- за профессию с  низким риском, 0- за профессию с высоким  риском, 0,16- другие профессии

· Работа- 0,21 - предприятия в общественной отрасли, 0- другие

· Занятость - 0,059- за каждый год работы на данном предприятии

· Финансовые показатели - наличие  банковского счета- о,45, наличие недвижимости- 0,35, наличие полиса по страхованию - 0,19.

Таким образом, Дюран определил границу выдачи ссуды как 1,25 и более. Если набранная сумма баллов менее 1,25, следовательно, заемщик является неплатежеспособным, а если более, то кредитоспособным.

Опыт зарубежных банков свидетельствует  о том, что повышенные баллы претендент на потребительский кредит часто  получает за аккуратное погашение ранее  используемых ссуд, стабильность дохода (и прежде всего заработной платы), длительность работы на одном месте  и срока проживания по данному  адресу, наличие собственного жилья. При оценке сферы занятости предпочтение отдается государственной службе.

В других странах набор характеристик, которые наиболее тесно связаны  с вероятностью дефолта - вероятностью, что заемщик не вернет кредит или  задержится с выплатой, будет отличаться в силу национальных экономических  и социально-культурных особенностей. Чем более однородна популяция  клиентов, на которой разрабатывается модель, тем точнее прогнозирование дефолта. Поэтому очевидно, что нельзя автоматически перенести модель из одной страны в другую или из одного банка в другой. Даже внутри одного банка существуют различные модели для различных групп клиентов и различных видов кредита.

В скоринге существует две основные проблемы. Первая заключается в том, что классификация выборки производится только на клиентах, которым дали кредит. Мы никогда не узнаем, как бы повели себя клиенты, которым в кредите было отказано: вполне возможно, что какая-то часть оказалась бы вполне приемлемыми заемщиками. Но, как правило, отказ в кредите производится на основании достаточно серьезных причин. Банки фиксируют эти причины отказа и сохраняют информацию об «отказниках». Это позволяет им восстанавливать первоначальную популяцию клиентов, обращавшихся за кредитом.

Вторая проблема заключается в  том, что люди с течением времени  меняются, меняются и социально-экономические  условия, влияющие на поведение людей. Поэтому скоринговые модели необходимо разрабатывать на выборке из наиболее «свежих» клиентов, периодически проверять качество работы системы и, когда качество ухудшается, разрабатывать новую модель. На Западе новая модель разрабатывается в среднем раз в полтора года, период между заменой модели может варьироваться в зависимости от того, насколько стабильной была экономика в это время.

Кроме того, скорингу присущ дискриминационный (не в статистическом, а в социальном значении этого слова) характер, т. е. если человек по формальным признакам близок к группе с плохой кредитной историей, то ему кредит не дадут. Поэтому даже при очень высокой степени использования скоринга, как метода оценки кредитоспособности клиента осуществляется субъективное вмешательство в случае, когда кредитный инспектор располагает дополнительной информацией, доказывающей, что человек, классифицированный как ненадежный, на самом деле «хороший», и наоборот.

Среди преимуществ скоринговых систем западные банкиры указывают, в первую очередь, снижение уровня невозврата кредита. Далее отмечается быстрота и беспристрастность в принятии решений, возможность эффективного управления кредитным портфелем, отсутствие необходимости длительного обучения персонала.

Подводя итог, можно отметить, что  совершенствование скоринговой системы отбора заемщиков с взвешенным использованием зарубежного опыта должно улучшить качество услуг, оказываемых банками населению, и содействовать наращиванию потребительского кредитования, стимулирующего спрос на товары и расширение их производства.

потребительское кредитование

 

 

В настоящее  время СБ РФ предоставляет следующие виды потребительского кредитования:

а ) Автокредит

Срок кредитования:

Не более 5 лет

Процентная  ставка:

Процентная  ставка зависит от вида приобретаемого транспортного средства и размера  первоначального взноса.

По кредитам на покупку новых автомобилей (других транспортных средств):

в рублях:

- на срок  до 3 лет включительно в зависимости  от первоначального взноса:

от 15% — 15% годовых

- на срок  свыше 3 до 5 лет включительно в  зависимости от первоначального  взноса:

от 15% до 30% — 16% годовых;

от 30% до 50% — 15,5% годовых;

Информация о работе Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования