Проблема развития российского рынка драгоценных металлов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – исследовать российский рынок драгоценных металлов, охарактеризовать место России на данном рынке и определить основные пути развития российского рынка драгоценных металлов.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика рынка драгоценных металлов 5
1.1. Особенности мирового и российского рынка драгоценных металлов 5
1.2. Рынок золота 6
1.3. Рынок серебра 15
1.4. Рынок платины 17
1.5. Рынок палладия 19
1.6. Основные функции рынка драгоценных металлов 21
Глава 2. Пути развития российского рынка драгоцеенных металлов 27
2.1. Российский рынок драгоценных металлов 27
2.2. Перспективы развития рынка драгоценных металлов в России 28
Заключение 31
Список используемой литературы 32
Приложение 33

Файлы: 1 файл

КУР2.docx

— 59.57 Кб (Скачать)

     1.3. Рынок серебра

     По  своим масштабам мировой рынок  серебра значительно уступает рынку золота. По нашей оценке, оборот мирового рынка серебра в 2008 году составил $13.2 млрд. – примерно в 8 раз ниже оборота рынка золота. В натуральном выражении мировой рынок серебра в 2008 году составил 27.5 тыс.т., причем данный объем оставался стабильным на протяжении последних 8-10 лет.

     Спрос на серебро

     В государственных резервах запасы серебра  невелики, и в последние годы отмечалась тенденция их уменьшения. Так, Китай и Индия, запасы серебра которых в 2002 году составляли по 2700 т, к настоящему времени основной их объем распродали на рынке. И если в прошлые годы продажи серебра из госрезервов оказывали существенное влияние на рынок (обеспечивая 10% и более предложения), то к настоящему времени госзапасы серебра иссякли и в 2008 году на госрезервы пришлось лишь 3% предложения, причем тенденция дальнейшего уменьшения государственных продаж, по всей видимости, будет продолжена.

     В то же время, государство является заметным покупателем серебра с целью его дальнейшего использования для чеканки медалей и монет. Его крупными приобретателями являются монетные дворы таких стран как США, Австралия, Мексика, Канада и др. Однако в регулярном обращении серебряные монеты используются лишь в единственной стране мира – Мексике, где они имеют хождение наряду с никелевыми и медными монетами. В остальных странах серебряные монеты изготавливаются в нумизматических целях и распространяются с премией к номиналу. В 2008 году для изготовления монет и медалей было приобретено около 2 тыс.т серебра.

     В прошлом вторым по величине потребителем серебра являлась химическая промышленность, где оно используется для производства фотопленки. С развитием цифровой фотографии потребление серебра для данных целей значительно снизилось – с 7.1 тыс.т в 1999 году до 3.2 тыс.т в 2008-м. Однако фотопленка по-прежнему используется для создания рентген-снимков (особенно в развивающихся странах), в кинопроизводстве, а также в фотографировании.

     За  последние годы заметно снизилось  также производство «столового серебра» (с 3.4 до 1.8 тыс.т), что связано, прежде всего, с его трехкратным удорожанием за период с 1999 по 2008 год. Однако в ювелирной промышленности, где вес изделия уже не имеет критического значения, объемы потребления серебра остаются стабильными на протяжении многих лет, находясь на уровне около 5 тыс.т в год.

     Инвестиции  в серебро

     Наряду  с золотом серебро также служит одним из инструментов инвестирования средств, вложения в который в целом осуществляются по схожим принципам. В 2008 году инвестиционная составляющая мирового рынка серебра и производных инструментов значительно усилилась, что, как и в случае с золотом, было обусловлено желанием инвесторов покупать менее рисковые активы (либо необходимостью продаж серебра для решения финансовых проблем). Общий объем покупок серебра в инвестиционных целях вырос на 63.4% к 2007 году и составил 2.0 тыс.т. В стоимостном выражении объем инвестиций в серебро составил около $1 млрд. Для сравнения: инвестиции в золото составили $32.5 млрд.

     Производство  серебра

     Структура поставок серебра на мировой рынок  остается стабильной на протяжении многих лет. Свыше 3/4 от общего объема поставок приходится на производство первичного серебра, остальная часть поступает на рынок в качестве вторичного (переплавленного) металла. Как уже указывалось выше, государственные продажи серебра в последние годы свелись к минимуму и существенного влияния на рынок не оказывают. Крупнейшими производителями серебра являются Перу (17.4% от мирового объема производства), Мексика (15.3%), Китай (12.2%) и Австралия (9.1%). Кроме того, на мировом рынке выделяются Чили, Польша, Россия (5.2%), США, Боливия, Канада и Казахстан.

     1.4. Рынок платины

     Традиционно платина считается наиболее дорогим  драгметаллом. В начале 2008 года цены на платину достигали $2270/oz – вдвое больше пиковых цен на золото. Однако при этом цены на платину являются более волатильными: к началу четвертого квартала уровень цен на платину опустился до $756/oz (в результате цены на платину временно сравнялись с ценами на золото). Столь сильный разброс цен связан с несколько иной, чем у золота, структурой потребления платины, в большей степени ориентированной на промышленность, в первую очередь, автомобильную. Как следствие – глубокий кризис промышленности США, Японии, а также стран Западной Европы, наблюдавшийся в конце 2008-начале 2009 годов, в сочетании с «выбросами» крупных партий платины на мировой рынок привел к сильному снижению цен на данный металл. Впрочем, начало оживления мировой экономики, которое можно наблюдать с середины первого квартала 2009 года, позволило ценам частично восстановиться. Причиной чему стало как некоторое улучшение ситуации в автомобильной отрасли, так и ожидания роста спроса на платину в будущем (по мере выхода промышленности на докризисные уровни).

     Потребители

     Мировой рынок платины в 10 раз уступает мировому рынку золота, однако при этом по своим масштабам вполне сопоставим с рынком серебра ($10 млрд. против $13 млрд. в 2008 году). В абсолютном выражении мировой спрос на платину составил в 2008 году 197.4 т (без учета утилизации катализаторов), сократившись в сравнении с предыдущим годом на 5%.

     Автомобильная промышленность является крупнейшим потребителем платины. В 2008 году автопроизводители приобрели 87 т платины (или 44% от общего объема поставок). Еще 31.3 т платины было получено за счет утилизации автомобильных катализаторов. Ужесточение законодательства в отношении выбросов вредных веществ в развитых странах привело к росту спроса на платину, который происходил особенно активно в период с 1999 по 2003 годы. По экологическим соображениям автопроизводители стали чаще оснащать свои автомобили дизельными сажевыми фильтрами с высоким содержанием платины. В результате объем используемой в отрасли платины вырос с 50 т в 1999 году до 128.9 т в 2007 году, в том числе за счет рециклирования – с 13.1 т до 29.1 т.

     Рост спроса со стороны автомобильной промышленности оказался нивелированным столь же резким сокращением спроса на платину в ювелирной отрасли. Удорожание платины привело к резкому падению популярности ювелирных украшений, сделанного из данного вида драгметалла. С 1999 по 2008 год спрос объем использованной в производстве ювелирных изделий платины упал с 89.6 т до 42.5 т.

     Тенденция к росту использования платины  отмечается в химической промышленности и нефтепереработке (с 13.6 т до 20 т), в то время как в электронной промышленности и стекольном производстве объемы потребления постепенно сокращаются.

     Инвестиционный  спрос

     Заметную  роль в 2008 год приобрел инвестиционный спрос на платину, выросший в сравнении с предыдущим годом в 2.5 раза до 13.3 т, из которых 8.6 т пришлось на Японию. По объемам инвестиций платина является третьим драгметаллом после золота и серебра. В 2008 году инвестиции в платину составили около $0.7 млрд.

     В начале 2008 года (на пике цен) крупнейшими  покупателями платины были европейские индексные фонды, а продавцами – японские. В то же время, фиксация прибылей и массовые продажи платины европейскими ETF во второй половине 2008 года на фоне общего снижения цен на металлы привело к резкому падению цен. Данной возможностью воспользовались японские ETF, скупавшие платину в период ценовой воронки.

     Производство  платины

     Основным  производителем платины является ЮАР: в 2008 году страна произвела свыше 3/4 мирового выпуска платины. В 2008 году неблагоприятные погодные условия, закрытие производств из соображений безопасности, проблемы геологического характера и недостаток квалифицированной рабочей силы послужили причинами падения производства платины в этой стране – с 166 т до 153 т (-7.8%). Российское производство платины сосредоточено на предприятиях Норникеля: объем производства платины в России также упал на 7.5% - с 27 до 25 т. Небольшие объемы данного металла также добываются в Северной Америке и некоторых других регионах мира.

     1.5. Рынок палладия

     По  своим масштабам рынок палладия значительно уступает другим драгметаллам. В 2008 году объем рынка составил около $2.4 млрд. Как и платина, рынок палладия ориентирован, прежде всего, на автомобильную промышленность, где было использовано 47% от общего потребления данного вида металла. Всего в 2008 году спрос на палладий составил 213 т.

     Потребители

     Существует  обратная взаимосвязь между спросом  на платину и палладий, который в свою очередь зависит от развития технологий в области производства автомобильных катализаторов. Оба металла неоднократно сменяли друг друга в качестве доминирующего в производстве данного автокомпонента. Причем если в производстве автомобилей с бензиновыми двигателями в прошлом резко преобладал палладий, то в производстве дизельных – платина. В начале 2000-х годов отмечалась тенденция более активного использования платины (точнее – платиново-родиевых сплавов) в производстве бензиновых автомобилей, в связи с чем объемы потребления палладия в отрасли упали с 182.9 т в 1999 году до 94.9 т в 2002 году. Средний уровень цен на палладий при этом упал с $681/oz в 2000-м году до $201/oz в 2003-м году.

     К настоящему времени спрос на палладий постепенно восстанавливается, что связано с внедрением новых технологий в производстве катализаторов. В 2008 году в отрасли было использовано 136.2 т палладия, в том числе 36.2 т за счет рециклирования отработанных катализаторов. Однако уровень цен на него до сих пор остается низким, составляя лишь $270/oz. В итоге если в 2000-м году палладий был самым дорогим видом драгметалла, то в настоящее время он занимает промежуточное звено между золотом и платиной с одной стороны и серебром с другой.

     Помимо  автомобильной промышленности палладий применяется в химической и электронной промышленности, в стоматологии, а также в ювелирной отрасли. Причем по мере роста цен на золото, серебро и платину популярность украшений из палладия, цены на который стали более привлекательными, с 2000 по 2005 годы заметно выросла. Объем используемого ювелирами палладия вырос с 7.3 т в 1999-м году до 44.5 т в 2005 году. Однако в последние годы мода на палладиевые украшения снизилась – спрос на данный металл составил 26.6 т. При этом львиная доля спроса на них (>3/4) приходится на Китай, в то время как в других регионах мира популярность палладиевых украшений была и остается низкой.

     Как и другие виды драгметаллов, палладий используется в инвестиционных целях. Однако спрос на него является более стабильным и в меньшей степени подвержен влиянию конъюнктуры на мировых финансовых рынках. Общий спрос на палладий в инвестиционных целях в 2008 году вырос на 53% до 12.4 т. При этом практически все индексные фонды, работающие с палладием, сосредоточены в Западной Европе (>9/10).

     Производство  палладия

     Крупнейшим  поставщиком палладия на мировой  рынок является Россия, обеспечившая в 2008 году половину его поставок. Производством палладия занимается Норникель (на своих медно-никелевых на Таймырском и Кольском полуострове).

1.6. Основные функции рынка драгоценных металлов

     Золото  выступает: в качестве валютного  актива, выполняющего ряд функций  денег; в качестве обычного товара, со своей себестоимостью производства, подверженного законам спроса и предложения, а также спекуляции.

     Наибольший  объем торговли драгоценными металлами  наблюдается на международном межбанковском  рынке золота. Межбанковский рынок  безналичного металла включает широкий спектр торговых операций:

     1) Операции типа «спот» осуществляются  на условиях спот, то есть с  датой зачисления-списания на  второй рабочий день после  дня заключения сделки. Все остальные  сделки купли-продажи металла  называются сделки «аутрайт»  (outright - «неправильные сделки»).

     Цена  «спот Локо-Лондон» служит базой  для расчетов цен, лежащих в основе всех прочих сделок. Стандартный объем сделки в золоте на условиях спот на международном рынке - 5 тыс. тройских унций, или 155 кг; в серебре - 100 тыс. тройских унций (называется один ЛЭК, 50 тыс. тройских унций - полЛЭКа), или около 3 тонн; в платине - 1000 тройских унций. Поведение каждого банка на рынке обусловлено, прежде всего, его клиентской базой, то есть наличием или отсутствием у него клиентских заказов на покупку-продажу драгоценных металлов.

     2) Операции типа «своп » (swap-«обмен») - это купля-продажа металла с  одновременным присутствием обратной  стороны сделки. Стандартная сделка  по свопам - 1 тонна, или 32 тыс. унций.

     Существуют следующие виды свопов:

     1. Своп по времени (финансовый  своп ) - покупка-продажа одного и  того же количества металла  на условиях спот против продажи-покупки  на условиях форвард. Процентная  ставка по финансовым свопам  представляет собой разницу между  ставками по долларовому депозиту  и по золотому депозиту.  
Ставки по золотым свопам ниже, чем по долларам на тот же период. Это связано с тем, что депозит в золоте дешевле, чем депозит в долларах.

Информация о работе Проблема развития российского рынка драгоценных металлов