Проблема распределения и перераспределения доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 10:46, курсовая работа

Краткое описание

Оценка показателей динамики и структуры доходов населения является важнейшим элементом разработки комплексных прогнозов. Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.

Оглавление

Введение
Анализ состояния вопроса
1. Распределение доходов в рыночной экономике
1.1 Доход населения: понятие, структура и показатели
1.2 Принципы распределения доходов в обществе
2. Рыночный механизм распределения и перераспределения доходов
3. Способы изменения дифференциации доходов
3.1 Исходные положения концепции реформы распределения
3.2 Тенденции и направления рыночной трансформации механизма распределения доходов в РФ
4. Причины неравенства доходов
4.1 Измерение неравенства распределения доходов. Причины и факторы неравенства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Проблема распределения и перераспределения доходов 2010.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

Структура отношений распределения в условиях реального социализма [12]:

-   распределение по труду - охватывало в 1990 г. 114,6 млн. чел. (80,2% официальных доходов);

-   распределение через общественные фонды потребления - 7,4 %;

-   доходы от личного подсобного хозяйства - 3,1 %;

-   другие формы распределения - 9,3 % .

В составе  заработной платы около 17-30 % [7] занимали доходы работников от своих средств  производства, своей собственности (по капиталу)

- фонды  экономического стимулирования (премии).

Таким образом, в условиях реального социализма существовали три формы (способа) распределения:

-   по труду;

-   по доходу со своих средств производства, от своей должности;

- криминогенные  формы.

Способ  распределения определяется способом участия в производстве, а он зависит  от отношения к средствам производства. Но в условиях экономики дефицита получение одинаковой суммы дохода не обеспечивало одинаковый уровень потребления. Он определялся доступом к благам, их распределению и местам реализации, наличием привилегий, номенклатурного статуса - нелегальный рынок, карточки, очереди (распределение по активности в сфере реализации).

3.1 Исходные  положения концепции реформы  распределения

Концепция реформы распределения основывается на следующих исходных положениях:

1)      многообразию форм собственности, адекватному технологической неоднородности современного производства, соответствует многообразие форм и способов распределения доходов;

2)      эффективность обратного воздействия распределения на производство зависит от формируемых тем или иным способом распределения мотивов экономического поведения и, прежде всего, мотивов труда;

3)генетической  основой мотивации активного  экономического поведения является  диалектика труда и собственности;

4)абстрактно-всеобщими  направлениями реформирования системы  распределения в обществах современной цивилизации являются обособление хозяйствования и индивидуализации присвоения.

В переходной экономике обеспечивается переход  от стимулирования труда наемного работника  к формированию интегральной системы, включающей (или основанной) мотивацию.

Мотив труда - это внутреннее побуждение, самостимулирование деятельности, направленной на удовлетворение потребностей экономических  субъектов [9].

Стимул  представляет собой внешнее воздействие  на экономического субъекта, наемного работника. Свободный труд немыслим без мотивации. Мотивация возникает при условии собственнического (хозяйского) положения непосредственного производителя, это активная его характеристика. Заработная плата - это стимул к труду, внешнее воздействие, экономическое принуждение к труду, пассивная характеристика экономического субъекта.

Отсутствие  внутренних мотивов труда в условиях неперсонифицированных форм присвоения (государственная, колхозная собственность) обусловливало эффект привыкания к  тем или иным стимулам и необходимость непрерывного разрастания составных элементов систем стимулирования труда.

В настоящее  время складываются следующие способы  распределения в формирующихся  секторах экономики:

1. Государственный  сектор - сужение его через приватизацию, коммерциализацию (на основе аренды или передачи в полное хозяйственное ведение) ведет к сокращению сферы действия распределения по труду, т.к. коллективы госпредприятий участвуют в распределении как владельцы средств производства, присваивают предпринимательский доход, как и другие субъекты рыночной экономики. Но доминирующей формой личного распределения (персонального) является распределение по труду в соответствии с единой тарифной сеткой, т.е. по индивидуальным или бригадным затратам труда.

2.Корпоративный  сектор - т.к. основан на объединении собственности граждан (частной), то распределение для всего коллектива собственников осуществляется по капиталу (доходу с находящихся в общей собственности средств производства) и присваивается предпринимательский доход. Но это реализуется в конечном распределении (по итогам года, квартала), в течение года распределение осуществляется по труду в соответствии с ETC.

3.Частный  сектор - здесь формируются: доход  на собственность (процент на  капитал) и предпринимательский  доход.

4.Теневой сектор (30-50% ВВП, в развитых странах - 5-6% ВВП) - существенно возросли доходы, что обусловлено как инфляционным их ростом, так и усилением налогового прессинга, заставляющего предпринимателей использовать противозаконные способы получения дохода (наличный оборот, укрываемый от налогообложения).

5.Формируются  принципиально новые элементы  распределительного механизма, например, распределение по унаследованному  капиталу. Обеспечение потомкам  более достойных условий жизни  – важнейший мотив труда, хотя в условиях инфляции мотивация накопления существенно снижается. Таким образом, новая концепция распределения доходов основывается на реализации мотивов экономического поведения собственника, возникающих при условии индивидуализации присвоения в рамках всех крупномасштабных форм собственности. Поэтому восстановление более высоких мотивационных потенций распределительного механизма соответствует этапам развития (степени развитости) индивидуализации присвоения и обособления хозяйствования. Новый механизм распределения обусловливает создание соответствующего механизма перераспределения доходов. Он выступает стержнем распределительной системы постиндустриальных стран, т.к. через систему трансфертных платежей обеспечивает социальную защиту не имеющим собственности слоям населения. Но перераспределительные процессы имеют определенные границы, за пределами которых тормозят развитие производства. Требования справедливости в распределении доходов не должно снижать мотивацию роста доходов хозяйствующих субъектов.

Наконец, вопрос о регулировании доходов в переходной экономике решается через индексирование заработной платы в соответствии с инфляционным ростом пек, а также прогрессивное налогообложение, контроль за использованием доходов. Изложенные концептуальные положения реформы механизма распределения доходов обусловливают необходимость анализа основных направлений рыночной трансформации механизма распределения в РФ.

3.2 Тенденции  и направления рыночной трансформации  механизма распределения доходов  в РФ

Доход - категория, неизвестная советской экономике. Поэтому первое направление рыночной трансформации - легализация рыночных доходов, в т. ч., и считавшихся нетрудовыми (спекулятивных) т.е. денежного выражения результатов деятельности физического или юридического лица, регулярно и законно поступающего в его непосредственное распоряжение. Условием получения дохода становится всякое активное участие в экономической жизни, предполагающее необходимость делать нечто полезное для других людей, а не только работа на госпредприятии. В обмен на это полезное участие люди передают нам часть находящихся у них денег. Т.е. получение дохода - свидетельство участия лица в экономической жизни, а размер дохода - показатель масштаба такого участия.

Важной  тенденцией является формирование многообразия функциональных (факториальных) доходов в зависимости от источника, спроса и предложения фактора производства, т. е. в соответствии с многообразием форм собственности:

-   заработная плата наемных работников;

-   жалованье служащих в госсекторе;

-   рента земельных собственников и домовладельцев;

-   доходы мелких собственников (комбинация заработной платы, прибыли, ренты, процента и дивидендов).

Перераспределительное вмешательство государства также  формирует новые формы персонального (вертикального) распределения доходов, т.е. фактического распределения доходов по отдельным группам населения - домохозяйствам; которые не зависят от источников, объединяют прибыль, пособие по безработице в одно понятие дохода и устанавливают объективную имущественную иерархию в обществе:

-    пособие по безработице (выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75 % среднемесячной заработной платы, следующие4месяца-60%,последние 5 месяцев - 45 %),

-    компенсационные выплаты - на детей, на хлеб, пенсионерам;

-    индексация доходов, вкладов;

-    установление минимальной заработной платы.

Новые способы распределения доходов  формируются в соответствии с  индивидуализацией присвоения через  формирование частной индивидуальной собственности, выделение доли работника в имуществе предприятия и формирование корпоративной собственности. Без такой индивидуализации присвоения в рамках крупномасштабных форм собственности, как показала практика отчуждения работника от собственности на западе и востоке, положительный импульс, заложенный в коллективной собственности, реализоваться не может. Важную роль в трансформации распределительных отношений играет обособление хозяйствования, т.е. отделение дохода работника, группы от общего государственного или сверхконцентрированного коллективного "котла" (пирога). Эта тенденция характерна для всех стран, углубляющих рыночные начала. Она реализуется через приватизацию государственной собственности или выделение отдельных производств, подразделений в рамках единой фирмы с полноценным присвоением дохода в рамках ограниченного коллектива. К числу способов обособления хозяйствования относятся приватизация, полное хозяйственное ведение, аренда, разукрупнение.

 

4. Причины  неравенства доходов

Один  из источников социальной напряженности  в любой стране - разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:

1) величиной  имущества всех видов, находящегося  в собственности отдельных граждан;

2) величиной  текущих доходов граждан.

Люди  получают доходы в результате того, что-либо создают собственный бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам. А те используют эту собственность для производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:

1) разная  ценность принадлежащих людям  факторов производства (капитал  в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);

2) разная  успешность использования факторов  производства (например, работник в  фирме, производящей дефицитный  товар, может получать более  высокий заработок, чем его  коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);

3) разный  объем принадлежащих людям факторов  производства (владелец двух нефтяных  скважин получает при прочих  равных условиях больший доход,  чем владелец одной скважины).

 

4.1 Измерение  неравенства распределения доходов. Причины и факторы неравенства

Прежде  чем обратиться к проблеме измерения  неравенства в распределении  доходов, надо сказать что, располагаемый  доход – это доход экономического субъекта, полученный после выплат трансфертов со стороны государства  и уплаты налогов из своего личного дохода.

Именно  располагаемый доход дает более  точное представление об уровне жизни  населения, нежели личный доход.

Одним из наиболее известных способов измерения  этого неравенства является построение кривой Лоренца. Речь идет при этом о персональном, а не функциональном распределении доходов.

Если  мы разделим все население страны на 5 частей, т. е. по 20%, и совокупные доходы общества также по 20%, то можем  увидеть, что линия, исходящая из начала осей координат (биссектриса) дает нам представление о равном распределении доходов

Кривая  Лоренца основана на расчете кумулятивных долей (накопленных долей), и соответственно, построении кумулятивной кривой. На оси  абсцисс мы откладываем первые 20% населения; затем, добавив вторую группу, получаем 40% населения, затем 60% и т. д. На оси ординат мы откладываем кумулятивные значения доходов: первые 20%, затем 40%, далее 60% и т. д. Если бы 20% населения получали бы 20% совокупных личных доходов, 40% населения - 40% доходов, и т. д., то мы построили бы как раз биссектрису, называемую линией абсолютного равенства. Но в реальности распределение не бывает абсолютно равным. Например, первые 20% населения получают 5% доходов, 40% населения - 15% доходов, 60% населения - 35% доходов, 80% населения - 60% доходов, и, наконец, 100% населения - 100%" всех доходов общества. В соответствии с этими значениями мы и строим кривую Лоренца, которая отклоняется от линии абсолютного равенства. Кривая Лоренца (на нашем графике кривая OABCDE) будет более вогнутой по отношению к биссектрисе, если распределение доходов отличается большей неравномерностью. На рис мы можем увидеть и линию абсолютного неравенства, идущую под прямым углом (OFE).Сплошная линия кривой Лоренца показывает распределение личных доходов (до вычета налогов и без трансфертов). Но после уплаты налогов и получения трансфертов мы можем построить новую кривую Лоренца (пунктирная линия), т. е. кривую для располагаемого дохода. Она менее вогнутая, так как в результате перераспределительных процессов уменьшилось первоначальное неравенство в уровне доходов. Очевидно, чем больше отклоняется кривая Лоренца от биссектрисы, тем сильнее неравенство в распределении доходов, и чем активнее социальная политика государства по выравниванию доходов, тем менее вогнута данная кривая. В зависимости от конкретных социальных программ и систем налогообложения в той или иной стране будет зависеть отличие кривых Лоренца, построенной для личных и для располагаемых доходов.

Информация о работе Проблема распределения и перераспределения доходов