Проблема безработицы в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………...3

1. Рынок труда ……4

1.1 Понятие рынка труда ……4

1.2. Структура и сущность рынка труда ……5

2. Безработица: сущность и типы………………………………………. …….8

2.1. Понятия безработицы и причины ее образования……………..............8

2.2. Типы безработицы ……12

2.3. Показатели безработицы ……14

2.4. Социально – экономические последствия безработицы ……15

2.5 Особенности современной безработицы ……16

3. Безработица в Республике Казахстан: причины, особенности, динамика.20

3.1. Причины безработицы в РК…………………………………………....20

3.2. Особенности и динамика безработицы в РК ……20

4. Пути снижения безработицы………………………………………………..22

5. Государственная политика занятости……………………………………...25

Заключение…………………… ……………………………………………......27

Использованная литература …………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

      Уровень безработицы заметно различается  по образованию. Наименьший он у лиц, имеющих в/о - 6,1 %, у имеющих незаконченное высшее и получивших среднее и осн. общее образование – 13,1%-12,2%, ср профессиональное – 10,1%. Из числа безработных в/о имели 100,4 тыс. человек (12,9%), ср. профессиональное – 200,3 тыс. человек (25,7%), среднее общее – 338,4 тыс. человек. В то же время значение фактора образования заметно ниже, чем возраста. Уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15-24 лет составляет – 19,1 %. В поисках работы от 1 до 6 месяцев находились 12,5 % из общего числа безработных, от 6 до 12 месяцев – 7%, свыше года – каждый третий безработный. При этом половина безработного населения была занята поиском работы в качестве наемных работников, из них 83,4% желали работать в государственных организациях и 12,5 % - в негосударственных, а 47,5% - согласны на любую работу.

      В последние годы наблюдается тенденция  снижения числа безработных лиц, их доли в численности ЭАН. Начиная с 1997 года, она колеблется в пределах 3,7-3,9%, а в 2001 году составила 2,9%. Женщины составляют более полвины из числа зарегистрированных на конец 2001 года безработных – 118,3 тыс. человек, причем треть из них - жители села (33,7). Каждый третий безработный, обратившийся в органы занятости, в возрасте 16-24 г (237,1 тыс.).

      Среди безработных каждый шестой (16%) потреблял работу в связи с увольнением по сокращению штатов, каждый восьмой (11,6%) – по ликвидации предприятия. Уволились по собственному желанию – 7,6%, по окончанию срока договора – 2,4 % от всех безработных. Каждый пятый (20,1%) не имели работу из-за ее отсутствия после окончания учебного заведения.

      4. Пути снижения безработицы. 

      Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно  для самого человека. Поэтому разрабатываются  следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы:

  1. политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;
  2. стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;
  3. расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;
  4. разрешение трудовой эмиграции;
  5. активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

      Многообразие  типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой  стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

   Уровень фрикционной безработицы может  быть снижен за счет:

      Необходимо,  создание полной системы сбора, обработки  и выдачи информации Государственной  службы занятости, предусмотрев автоматическое поступление информации от предприятий и организаций о каждом освободившемся и свободном рабочем месте, условиях работы на нем, размере заработной платы.

      а) создание развитого рынка жилья;

      б) увеличение масштабов жилищного  строительства;

      в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой

        Сокращению структурной безработицы  более всего способствуют программы  профессионального переобучения  и переквалификации. Такого рода  программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия  оказалась устаревшей.

      В части переобучения или первичного обучения безработных служба занятости  со стороны работодателей должна иметь социальный ориентир – заказ, и под него из числа безработных подбирать контингент обучающихся.

      Необходимо  создать максимально благоприятные  условия со стороны государства  для развития коллективной и индивидуальной предпринимательской деятельности. Это могло бы в значительной степени  расширить число рабочих мест и снизить напряженность на рынке труда.

      Следует упростить процедуру выезда за рубеж  на временное трудоустройство. Это  позволило бы уменьшить численность  безработных на рынке труда, улучшить материальное положение как самих  безработных и членов их семей, так и увеличить возможные поступления в республику валютных средств.

      В сложившихся экономических условиях целесообразно ввести положение (возможно, даже законодательно), при котором  преимущественное право на переподготовку как внутри предприятия (оперативное или опережающее переобучение), так и иным образом (в учебных учреждениях через систему Государственной службы занятости), а также право первоочередного трудоустройства должны получать женщины, воспитывающие детей; главные кормильцы семьи; молодежь, окончившая учебные заведения (право первого места работы).

      Необходим поиск решений процесса «выхода» молодежи на рынок труда, развитие у  нее «предпринимательского чувства». Иными словами, необходимо существенное улучшение профессионального ориентирования молодежи на выбор будущей профессии.

      Необходимо, особенно на местах, приступить к разработке серьезных перспективных программ по обеспечению занятости населения. Инициативу в этом деле в первую очередь должны проявить местные  органы власти. В разработке таких программ должны участвовать самые квалифицированные специалисты, хорошо знающие проблему, располагающие достоверной информацией о перспективах развития предприятий и отраслей региона, развитии предпринимательского сектора.

      Наиболее  трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

      Создание  условий для роста спроса на товары. Так как  спрос на рынке труда  – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

      Способами увеличения спроса являются:

  • стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, -  занятости на них;
  • поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентноспособности продукции.

      Создание  условий для сокращения предложения  труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить  число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

      Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

      Создание  условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

      Реализация  программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

      Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

    1. экономическое стимулирование молодежной занятости;
    2. создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи
    3. создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.

      Список  программ сокращения безработицы можно  продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

      Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.

      Вот наиболее важные меры такого рода:

    1. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.
    2. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
    3. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
    4. Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
    5. Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.
 

      5. Государственная политика занятости. 

     В   отношении  безработицы  государство  располагает  тремя  видами  политики:  социальной,  макроэкономической  и  в  сфере  занятости.

     Функция   социальной  политики   состоит в оказании  помощи  безработным   с  целью поддержания их  жизненного  уровня.

       Макроэкономическая  политика  предполагает  использование    денежно- кредитных  и  бюджетно- налоговых   мер    для  сокращения  безработицы.

       Политика  в  сфере  занятости  направлена   на  создание  новых  рабочих  мест,  системы  переподготовки  кадров,  центров  по  трудоустройству  и  т.д.

       Все  методы   и  меры, с  помощью  которых    государство  воздействует  на  занятость  и  безработицу,  можно  разделить  на  две  группы: активные  и  пассивные.

       Активные  меры  нацелены  на  создание   дополнительных  рабочих мест. К числу   активных  мер принадлежат,  во- первых,  кейнсианская  макроэкономическая  политика,    направленная  на    стимулирование   совокупного спроса    за  счет  средств госбюджета. Во- вторых,  организационные  законодательные  и  финансовые   меры  государства,  которые  включают:  организацию   системы    образования и производственно- технического  обучения    кадров  на  базе  служб по  трудоустройству и предприятий;   регулирование   отраслевой  и региональной    мобильности кадров;  расширение  производства    товаров и услуг за  счет  роста   государственных субсидий;  осуществление    программ  общественных  работ в коммунальном  хозяйстве,  строительстве, ремонтно- восстановительных работах;  создание   рабочих мест  для молодежи;   субсидии  по  занятости лиц,  нуждающихся в  социальной  защите;  инвестирование  наиболее  перспективных   или трудоемких  отраслей;  меры  по  сокращению   предложения на  рынке труда;  стимулирование  самостоятельной занятости населения;  содействие в развитии  мелкого и среднего  бизнеса.

           Пассивная  политика  занятости   включает  создание  системы  социального  страхование  и  материальной   помощи  безработным.  Система  социального  страхования   предусматривает  выплату  пособий  по  безработице  с  учетом  прежних  заработков,  система  материальной  помощи  направлена  на  обеспечение   безработному  прожиточного  минимума.

Информация о работе Проблема безработицы в Республике Казахстан