Природоохранная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:31, контрольная работа

Краткое описание

Переломным в охране окружающей среды в капиталистических странах принято считать рубеж 70-х годов. Именно тогда надвигавшийся мировой экономический и топливно-энергетический кризис обнажил гибельность для цивилизации прежнего потребительского отношения к экологии. Практически полностью исчерпал себя прежний индустриальный экстенсивный, экономический рост с возрастающим потреблением природных ресурсов, одновременно очередная волна НТП предоставила человечеству возможность перейти к качественно новому типу экономического развития в условиях кардинально более высоких требований к состоянию окружающей среды.

Оглавление

1. Роль государственных структур
в природоохранной деятельности
2. Участие предприятий в общегосударственной
природоохранной политике
3. Значение банков «излишков выбросов» и бирж «отходов»
для оздоровления экологической ситуации
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контр природоохр.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

     1. Роль государственных  структур 

       в природоохранной  деятельности

     2. Участие предприятий  в общегосударственной 

       природоохранной политике

     3. Значение банков  «излишков выбросов» и бирж «отходов»

       для оздоровления экологической ситуации

       Список  использованной литературы 
 

 

1. Роль государственных  структур 

в природоохранной  деятельности 

       Переломным  в охране окружающей среды в капиталистических странах принято считать рубеж 70-х годов. Именно тогда надвигавшийся мировой экономический и топливно-энергетический кризис обнажил гибельность для цивилизации прежнего потребительского отношения к экологии. Практически полностью исчерпал себя прежний индустриальный экстенсивный, экономический рост с возрастающим потреблением природных ресурсов, одновременно очередная волна НТП предоставила человечеству возможность перейти к качественно новому типу экономического развития в условиях кардинально более высоких требований к состоянию окружающей среды.

         В 70-е годы произошло изменение в понимании содержания окружающей среды и ее значимости для общества. Разрозненные выступления групп населения против виновников промышленного загрязнения сменило массовое общественное движение «зеленых». В сознание населения активно проникло понимание того, что нормальное состояние окружающей среды - это не просто борьба с загрязнением, а важнейшая цепь позитивной человеческой деятельности. Человеческая жизнь не может считаться нормальной, если в ней отсутствует экологическая комфортность, благоустроенность окружающей среды. Население все более определенно высказывает нежелание оплачивать свое материальное благосостояние тем или иным видом экологического ущерба. Под воздействием острых кризисных явлений в 70-е годы в Японии, как и в других ведущих капиталистических странах, сложилась устойчивая государственная экологическая политика. На смену отдельных, нередко разрозненных мер государства по борьбе с загрязнениями пришла комплексная многоцелевая система действий, объединенных единой концепцией, которая получила всестороннее организационное и правовое оформление.

         К началу 70-х годов в Японии уже были приняты основные законодательные акты по охране окружающей среды и организации экологического предпринимательства. Аналогичный процесс законотворчества охватил тогда практически все развитые капиталистические страны. Объектами законов стали, с одной стороны, основные элементы окружающей среды - воздух, вола, почва и наиболее распространенные виды промышленных и прочих отходов, вызывающих загрязнение, а с другой регламентирование предпринимательской деятельности.

         Организационная структура охраны среды в большинстве развитых стран следующая: Управление по окружающей среде, местные государственные природоохранные органы, а также структуры управления, созданные в промышленных компаниях в соответствии с Законом об управляющих в области охраны среды. В рамках этой структуры осуществляется paзработка и реализация целевых комплексных программ регулирования природопользования; предупреждение нежелательных экологических последствий хозяйственной деятельности; организация НИОКР; содействие в подготовке специалистов; информационное обеспечение; международное сотрудничество в области охраны среды.

         В задачи органов охраны окружающей среды входит также тесное сотрудничество с государственными органами защиты от стихийных бедствий.

         Японии раньше других стран (в 1973 г.) приняла Закон об экспертизе новых химических веществ. С 1988 г. действует и Закон об общей экологической экспертизе.

         Резкое обострение проблем загрязнения среды первоначально выдвинуло на передний план требования о необходимости, во-первых, расширить и ужесточить нормативную основу регулирования, финансовые и прочие расходы за загрязнение возложить полностью на фирмы-загрязнители, во-вторых, регламентировать и узаконить экологическое предпринимательство, сделать его одной из самой прибыльных отраслей экономики государства. Фирмы, обеспечивающие экологически чистое производство, должны были быть поставлены в равные экономические условия через систему штрафных санкций и дополнительных расходов на обеспечение охраны окружающей среды.

         Подобное же отношение к обеспечению охраны окружающей среды существовало и в общественных кругах «зеленой ориентации», которые требовали, чтобы промышленные компании несли основное бремя расходов – слишком очевидна была их негативная роль в ухудшении экологической обстановки в стране.

         Считалось, что перенесение издержек, связанных с охраной и восстановлением среды, на цены продукции может стать частью механизма включения экологических издержек в структуру рынка. Широкому использованию такого подхода к охране среды прямо способствовал закон о контроле за отходами, установивший ответственность фирмы за обезвреживание собственных отходов. Практически все такие расходы стали вменяться в обязанность фирмам-загрязнителям. НИОКР по экологически чистым технологиям, очистные сооружения, наконец, затраты на экологическую экспертизу почти полностью перекладывались на бюджеты таких фирм. Характерно, что только затраты на экспертизу увеличивали стоимость хозяйственных проектов в среднем на 1-2%.

         Однако эта, казалось бы, очевидная часть концепции охраны окружающей среды быстро показала свою несостоятельность. Предприятия-загрязнители оказывались на грани финансового краха из-за непосильных экологических расходов. Следующим этапом стало создание эколого-экономических программ во всех населенных пунктах. Главным содержанием таких программ являются комплексы мер совершенствования контроля за соблюдением нормативов охраны среды, детализация нормативов для местных условий, создание благоприятной для предпринимателей среды. Кроме того, программы содержат перечни наиболее актуальных экологических целей, учитывающих перспективы социально- экономического развития территории.

 

2. Участие предприятий  в общегосударственной 

природоохранной политике 

       Основные  источники загрязнения атмосферного воздуха – машины и установки, использующие серосодержащие угли, нефть, газ. Значительно загрязняют атмосферу автомобильный транспорт, ТЭЦ, предприятия черной и цветной металлургии, нефтегазоперерабатывающей, химической и лесной промышленности. Большое количество вредных веществ в атмосферу поступает с выхлопными газами автомобилей, причем их доля в загрязнении воздуха постоянно растет.

       С ростом промышленного производства, его индустриализации, средозащитные мероприятия, базирующиеся на нормативах ПДК и их производных, становятся недостаточными для снижения уже образовавшихся загрязнений. Поэтому естественно обращение к поиску укрупненных характеристик, которые, отражая реальное состояние сред, помогли бы выбору экологически и экономически оптимального варианта, а в загрязненных (нарушенных) условиях – определили очередность восстановительно-оздоровительных мероприятий.  

       Ущерб, наносимый природе при производстве и потреблении продукции, – результат нерационального природопользования. Возникла объективная необходимость установления взаимосвязей между результатами хозяйственной деятельности и показателями экологичности выпускаемой продукции, технологией ее производства. На предприятии целесообразно разграничивать затраты на охрану окружающей среды, связанные с производством продукции и с доведением продукта до определенного уровня экологического качества, либо с заменой его другим, более экологичным.

       Существует  связь между качеством продукции  и качеством окружающей среды: чем выше качество продукции (с учетом экологической оценки использования отходов и результатов природоохранной деятельности в процессе производства), тем выше качество окружающей среды.

       Удовлетворить потребности общества в должном качестве окружающей среды можно посредством преодоления негативных воздействий с помощью обоснованной системы норм и нормативов, с увязкой расчетных методов ПДВ, ПДС и средозащитных мероприятий; разумным (комплексным, экономичным) использованием природных ресурсов, отвечающим экологическим особенностям определенной территории; экологической ориентации хозяйственной деятельности, планирование и обоснование управленческих решений, выражающихся в прогрессивных направлениях взаимодействия природы и общества, экологической аттестации рабочих мест, технологии выпускаемой продукции.

       Обоснование экологичности представляется неотъемлемой частью системы управления, влияющей на выбор приоритетов в обеспечении  народного хозяйства природными ресурсами и услугами в пределах намечаемых объемов потребления.

       Различие  производственных интересов и отраслевых заданий определяет особенности взглядов специалистов на проблему экологизации производств, применяемой и создаваемой техники и технологии.

       Предпринимаются попытки на основе единого методического подхода, расчетом частных и обобщающих показателей выразить взаимосвязь натуральных и стоимостных характеристик в принятии экономически целесообразного и экологически обусловленного (приемлемого) решения. Приоритетность натуральных параметров, показателей отвечает потребностям ресурсообеспечения общественного производства. Стоимостные показатели должны отражать результативность усилий по снижению (или повышению) техногенной нагрузки на природу. С их помощью производится расчет экологического ущерба и оценивается эффективность мер по стабилизации режима природопользования.

       Надо  сказать, что кроме этого принимаются  и такие меры, как:

    • обеспечение организации производства нового, более совершенного оборудования и аппаратуры для очистки промышленных выбросов в атмосферу от вредных газов, пыли, сажи и других веществ;
    • проведение соответствующих научных исследований и опытно-конструкторской работ по созданию более совершенной аппаратуры и оборудования для защиты атмосферного воздуха от  загрязнения промышленными выбросами;
    • осуществление на предприятиях и организациях монтажа и наладки газоочистного и пылеулавливающего оборудования и аппаратуры;
    • осуществление государственного контроля за работой газоочистных и пылеулавливающих установок на промышленных предприятиях.

       Природно-промышленные системы в зависимости от принятых качественных и количественных параметров технологических процессов отличаются друг от друга по структуре, функционированию и характеру взаимодействия с природной средой. В действительности даже одинаковые по качественным и количественным параметрам технологических процессов природно-промышленные системы отличаются друг от друга неповторимостью экологических условий, что приводит к различным взаимодействиям производства с окружающей его природной средой. Поэтому предметом исследования в инженерной экологии является взаимодействие технологических и природных процессов в природно-промышленных системах.

       В то же время в более развитых странах  подход к проблемам окружающей среды со стороны правительств гораздо более жесток: например, ужесточаются нормы содержания вредных веществ в выхлопных газах. Чтобы не потерять свою долю рынка в сложившихся условиях, компания Honda Motors поставила под капот современный 32-разрядный компьютер и озадачила его проблемой сохранения окружающей среды. Надо сказать, компьютер в очередной раз продемонстрировал свой интеллект, уже на промежуточном этапе снизив токсичность выхлопа на 70% и потеряв при этом всего 1,5% мощности двигателя.

       В условиях перехода к рыночной экономике в число более специальных механизмов и инструментов, ориентированных прежде всего на природоэксплуатирующие отрасли, первичный сектор экономики, а также на регулирование природоохранной стороны деятельности в других отраслях, входит довольно широкий круг потенциально эффективных эколого-экономических регуляторов. Здесь и платность природопользования, создание системы льгот, субсидий, кредитов для природоохранной деятельности, продажа прав (разрешений) на загрязнение, штрафование деятельности, наносящей ущерб окружающей среде, создание рынка экологических услуг и многое другое. Сейчас в развитых странах мира существует более 80 экономических инструментов в использовании природных ресурсов и охране окружающей среды.

       Известно, что предотвращение загрязнения среды более эффективно и экономично по сравнению с мерами по восстановлению загубленной природы. Если эти тезисы принять за аксиому, то действующая система экологических фондов требует реформирования в следующих направлениях:

  • ликвидация платежей за выбросы (сбросы) в пределах допустимых нормативов (ПДВ), т.к. на их обеспечение уже затрачены средства, которые включены в стоимость продукции (товара) и оплачиваются потребителем;
  • сохранение платежей за разницу между разрешенными выбросом (сбросом) и допустимыми нормативом (ПДВ), включенных в себестоимость продукции, и за сверхустановленные выбросы (сбросы) из прибыли предприятия. Платежи частично возвращаются предприятию под конкретные мероприятия по достижению нормативов;
  • повышение базовых ставок платежей, исходя из стоимости прогрессивного технического решения по предотвращению образования или ликвидации выброса (сброса) загрязняющего вещества с повышающим коэффициентом для того, чтобы стимулировать переход промышленности на экологически чистые и безопасные технологии;
  • введение общественного обсуждения и законодательного утверждения программы (комплекса вопросов, приоритетных мер), осуществляемых полностью за счет республиканского и местных фондов, взаимосвязанных по вертикали. Иными словами, должен быть закреплен временный характер действия экологических фондов для решения конкретной задачи или проблемы, например, создание и внедрение промышленного контроля и мониторинга окружающей среды, инвентаризации и ликвидации промышленных и бытовых отходов и т.д.

Информация о работе Природоохранная деятельность