Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 13:39, реферат
Экономические методы адресны, однозначно определяют требования к управляемому объекту, однако в отличие от административных команд учитывают, что объекты управления сознательно ставят перед собой цели и столь же сознательно стремятся к их достижению. Такая целевая установка - важная отличительная особенность управления в социальных и экономических системах. Поэтому сущность экономических методов состоит в организации деятельности управляемых объектов путем создания преимуществ в потреблении. Этим управление экономическими методами отличается от стимулирования, которое предусматривает поощрение и санкции неэкономического характера.
Введение…….………………………………………………………………………………3
Экономическое регулирование природоохранной деятельности……………….………4
Платежи за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды…………………………………………………………………………………….…11
Платежи за загрязнение окружающей природной среды……………………………....18
Заключение……………….....
Министерство
образования и науки Республики
Казахстан
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ
ГОСУДАТСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Кафедра
«Безопасность
РЕФЕРАТ
по предмету:
Экология
и устойчивое развитие
по теме:
«Экономическое
регулирование природоохранной деятельности.
Платежи за пользование природными ресурсами
и загрязнение окружающей среды»
Выполнил
шифр группы:
студент группы:
Проверил
ст, преп, каф, БЖД
и ООС
Усть-Каменогорск
2011
Содержание:
Введение…….…………………………………………………
Экономическое регулирование природоохранной деятельности……………….………4
Платежи за пользование
природными ресурсами и загрязнение
окружающей среды…………………………………………………………………
Платежи за загрязнение окружающей природной среды……………………………....18
Заключение………………..............
ВВЕДЕНИЕ
Многие специалисты,
в том числе и юристы, в развитых
странах считают экологические
проблемы по сути проблемами экономическими.
Такая позиция согласуется с
тем, что в настоящее время
во многих странах и особенно в
США наблюдается ослабление административного
регулирования экономики. Экономические
методы адресны, однозначно определяют
требования к управляемому объекту,
однако в отличие от административных
команд учитывают, что объекты управления
сознательно ставят перед собой
цели и столь же сознательно стремятся
к их достижению. Такая целевая
установка - важная отличительная особенность
управления в социальных и экономических
системах. Поэтому сущность экономических
методов состоит в организации
деятельности управляемых объектов
путем создания преимуществ в
потреблении. Этим управление экономическими
методами отличается от стимулирования,
которое предусматривает
Роль экономических
методов заключается в создании
механизмов управления, стимулирующих
средоохранную деятельность и поиск
путей минимизации
В числе экономических
инструментов экологического регулирования
можно на-звать:
-платежи или
налоги за право пользования
природными ресурсами;
- компенсационные
платежи за выбытие природных
ресурсов из целевого исполь-
- платежи или
налоги за выбросы
- дополнительный
налог с прибыли предприятий,
выпускающих экологически
Все эти чисто
экономические инструменты
Эмиссионный налог
и платежи.
Давно известна
точка зрения, объявляющая противозаконной
любую загрязняю-щую
В качестве основной
меры контроля за загрязнением в развитых
капиталистиче-ских странах предусмотрено
введение налогов природопользователей
и загрязнителей окружающей среды,
преимущественно на региональном и
местном уровнях. Так в ФРГ
сравнительно недавно законодательно
введена система
Система налогов
на загрязнение воздуха и вод
очень сложна. Она заключается
в ус-тановлении платы за единицу
загрязнения для всех источников
на таком уровне, при котором стремление
к минимизации издержек привело
бы к общему снижению загряз-нения,
достаточному для достижения стандартов.
Налоговая система
имеет два главных преимущества
по-cpавнению с системой ад-министративного
достижения стандартов ПДВ или ПДК.
Во-первых, в
результате действия обеспечиваемых налогов
системой стимулов воз-никает ситуация,
при которой борьба с загрязнением
будет концентрироваться на тех
объектах, где она дешевле всего.
Каждый загрязнитель будет уменьшать
загрязнение до тех пор, пока предельные
издержки предотвращения загрязнения
не сравняются с уста-новленной платой
за загрязнение.
Во-вторых, налоговая
система может функционировать
при недостатке исходной информации.
Иногда можно просто установить величину
налоговой ставки, наблюдать за последствиями,
а затем повышать или понижать
ее до тех пор, пока не будет найден
правильный уровень.
В экологическом
плане эмиссионный налог, то есть
налог за выбросы в атмосферу,
размещение твердых отходов, сбросы
в водоемы, способствует замене или
сокращению экологически вредных произ-водственных
процессов, смене структуры выпуска продукции
в сторону ее экологиза-ции, введению более
экологически ценных технологий производства,
технологий очи-стки, переработке вторичных
ресурсов. На первом этапе налоговый “гнет”
естественно сказывается на конечной
цене готовой продукции. Однако после
адаптации фирм к пе-речисленным изменениям
соотношение спроса и предложения нормализуется
и цены установятся на прежнем уровне.
Альтернативой
эмиссионному налогу являются платежи,
устанавливаемые для лю-бого источника
выбросов и взимаемые только в
том случае, если выбросы превышают
заранее установленный уровень.
Практика таких платежей существует
с 1973 года в Японии.
Применяя для
осуществления экологической
1) недоучет некоторых
загрязняющих веществ ведет к
занижению суммы платежей;
2 ) точный расчет
стоимости ограничения
3) для каждого
вида загрязнений должна быть
предусмотрена система
4) эмиссионный
налог не применим к
5) налог неэффективен
для принятия экстренных мер
в уcловиях чрезвычайной
6) побудительный
эффект налогов может
Первые три
проблемы не носят принципиального
характера и по всей видимости, могут
быть решены технически. Остальные
пункты в известной степени ограничи-
Налоги и платежи
за ресурсы.
Налоги на использование
ресурсов применяются для ограничения
спроса, когда нет необходимости
установления максимума совокупного
использования ресурсов. Перед введением
налога должны быть ликвидированы субсидии
и другие Факторы, искажаю-щие цена
на ресурсы.
Налоги и платежи должны отражать реальную стоимость ресурсов. Высокие на-логи и цены на ресурсы должны стимулировать более высокие технологии и структуру потребления, но они должны вводиться постепенно, дабы избежать экономических срывов.
Залоги и облигации.
В некоторых
странах Запада применяется схема
залогов - возмещений. Согласно этой схеме
залог взимается с экологически
грязных и нежелательных
Экологические цели могут быть достигнуты и посредством совместного несения расходов фирмами. Примером тому могут служить водные ассоциации в районе Рура в Германии. В этих ассоциациях членство обязательно для каждого загрязнителя.
Экологические
фонды.
Экологические
фонды обычно носят перераспределительный
характер: средства поступают от загрязнителей
и им же возвращаются на конкретные
средоохранные ме-роприятия
Местные экологические
фонды складываются из следующих
средств:
- эмиссионные
налоги и платежи предприятий
(за выбросы в атмосферу,
- налоги и
платежи за ресурсы;
- залоги-возмещения
и облигации пользования;
- средства, изысканные
в возмещение ущерба, причиненного
при нарушении средо-охранного
законодательства;
- плата предприятий
за выбросы (лицензионные
- штрафы, взысканные
в административном и судебном
порядке с юридических и
Средства крупных
фондов могут расходоваться на финасирование:
- крупных средоохраных
проектов на предприятиях при
невозможности их осуще-
- строительства,
технического перевооружения, реконструкции
и капитального ре-монта
- научно - исследовательских
разработок и создания новых
видов средоохранной техники
и технологии
- мероприятий
по предупреждению и