Экономическое регулирование природоохранной деятельности. Платежи за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 13:39, реферат

Краткое описание

Экономические методы адресны, однозначно определяют требования к управляемому объекту, однако в отличие от административных команд учитывают, что объекты управления сознательно ставят перед собой цели и столь же сознательно стремятся к их достижению. Такая целевая установка - важная отличительная особенность управления в социальных и экономических системах. Поэтому сущность экономических методов состоит в организации деятельности управляемых объектов путем создания преимуществ в потреблении. Этим управление экономическими методами отличается от стимулирования, которое предусматривает поощрение и санкции неэкономического характера.

Оглавление

Введение…….………………………………………………………………………………3
Экономическое регулирование природоохранной деятельности……………….………4
Платежи за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды…………………………………………………………………………………….…11
Платежи за загрязнение окружающей природной среды……………………………....18
Заключение……………….....

Файлы: 1 файл

Реферат 1.docx

— 38.76 Кб (Скачать)

      При установлении новых цен необходимо иметь в виду средний уровень  оптовых цен на минерально-сырьевые ресурсы: он должен быть достаточен как  минимум для формирования цены воспроизводства  данного специализированного природного ресурса за счет выручки от реализации всего объема произведенной (добываемой) продукции данного вида. Необходимая  сумма в целом по отрасли (подотрасли) должна быть включена в проектируемый  уровень цены. При этом ее распределение  предприятиям-производителям следует  не включать в нормативную себестоимость, как это делалось ранее, а определять по предприятиям пропорционально образующемуся  у них дифференциальному рентному доходу. В этих условиях предприятия, использующие относительно худшие специализированные ресурсы частично или полностью  освобождаются от платежей за их воспроизводство  с перераспределением "недобираемой" части фонда на предприятия, использующие относительно лучшие источники природных  ресурсов.

      Для обеспечения функционирования такого механизма, во-первых, необходимо начинать определение платежей за воспроизводство  природных ресурсов с сопоставления  расчетной выручки от реализации данного вида минерально-сырьевых ресурсов в разрабатываемых ценах с  суммой нормативных затрат на добычу (переработку) и включаемых в систему  нормативных накоплений. В величину нормативных накоплений включают все  удорожания (удешевления) в установленном  порядке, а также проектируемые  плата за природные ресурсы универсального назначения, кроме платежей за воспроизводство  соответствующего специализированного  ресурса.

      Если  размер дифференциального дохода от эксплуатации данного специализированного  отраслевого ресурса, рассмотренный  при проектируемом уровне оптовых  цен, недостаточен для возмещения в  полном объеме затрат на его воспроизводство  на величину разницы должен быть повышен  проектируемый средний уровень  цены.

      Во-вторых, следует рассматривать как нижний предел уровня оптовых цен (расчетной  выручки от реализации) по одному виду минерально-сырьевого ресурса сумму, включающую нормативные затраты  на добычу данного вида минерально-сырьевого  ресурса, платежи за природные ресурсы  универсального назначения, используемые при его добыче, платежи за воспроизводство  данного специализированного ресурса, нормативные накопления, учитываемые  в цене.

      При необходимости установления требуемых  ценовых пропорций между взаимозаменяемыми  видами минерально-сырьевых ресурсов и стимулирования ресурсосбережения  проектируемый уровень оптовой  цены может быть повышен по сравнению  с ее нижним пределом. В этом случае возникает дополнительный рентный  доход, который в полном объеме подлежит отчислению в федеральный и региональные бюджеты в форме платежей из прибыли  природоэксплуатирующих предприятий.

      Рентные платежи по своей экономической  пользе представляют собой форму  изъятия у предприятий дифференциальной ренты, которая образуется в результате устойчивых и незначительных колебаний  индивидуальных издержек, объясняемых  различиями в природно-географических условиях производства. Они должны устанавливаться для предприятий  и групп предприятий, природоэксплуатирующих отраслей в случаях, когда у соответствующих  предприятий (групп) при установленном  уровне оптовых (закупочных) платежей за универсальные природные ресурсы  и платежей за воспроизводство специализированных природных ресурсов образуется избыточный доход за счет использования относительно более благоприятных природных  источников.

      Таким образом, в систему платежей за использование  природных ресурсов включаются три  их вида: платежи за использование  природных ресурсов универсального назначения; платежи за воспроизводство  специализированных природных ресурсов; рентные платежи за использование  относительно более благоприятных  видов специализированных ресурсов.

      Эти виды платежей должны устанавливаться, как правило из расчета на единицу  расходуемого (применяемого) природного ресурса (1 т погашенных запасов, 1 га земли, 1 м2 воды) и дифференцироваться с учетом рентообразующих факторов.

      Рассмотренные платежи за использование природных  ресурсов (в пределах установленных  норм и лимитов) нельзя осуществлять со штрафными платежами (санкциями) за нарушение установленных нормативов и лимитов природопользования.

  1. Платежи за загрязнение окружающей природной среды
 

      Переход к практическим мерам по управлению состоянием окружающей природной среды  в зоне действия предприятий определяет необходимость разработки экономических  методов воздействия на горные предприятия  со стороны государственных и  местных органов управления.

      Платежи за загрязнения осуществляются предприятием, и при этом размеры платежей зависят  от объемов выбросов загрязняющих веществ  и размещаемых в окружающей природе  твердых отходов. Очевидно, что выбросы  предприятий и значительные объемы отходов не позволяют своевременно предотвратить загрязнение, а тем  более улучшить состояние окружающей природной среды. Введение платежных  пропорций соответствующих уровню загрязнений, поставит в тяжелое  финансовое положение производственные предприятия. Поэтому для постепенного достижения нормативного уровня предельно  допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду  необходимо устанавливать и утверждать для каждого предприятия лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, объемов размещаемых твердых  отходов.

      Объемы  выбросов (сбросов) загрязняющих веществ  в пределах лимитов определяются как допустимые на планируемый период. Допустимый уровень выбросов определяется с учетом экологической обстановки района (территории), размещения предприятий  и экономических возможностей предприятий, утверждение лимитов выбросов осуществляется на основе заданий долгосрочных Государственных  программ охраны природной среды  и рационального использования  природных ресурсов на период до 2005 г.

      Конкретная  экологическая ситуация территории, на которой размещено предприятие, определяет причину допустимого  уровня выбросов (сбросов) загрязняющих веществ: чем более загрязнена территория, тем выше должны быть установлены предельно допустимые уровни выбросов (сбросов). Порядок установления допустимых уровней выбросов для отдельных предприятий не разработан, а для размещения твердых отходов лимит определяется между планируемыми объемами образования и использования отходов. Размеры платежей за загрязнение определяются на основе двух видов нормативов платы: за допустимые, в пределах установленных лимитов, объемы выбросов; за превышение допустимых объемов выбросов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      К сожалению, на современном этапе  развитие рыночно - хозяйственных отношений  значительно опережает развитие законодательной базы, в том числе  это относится и к стимулированию рационального природопользования. Но не будем торопиться с пессимистическими  выводами, т.к уже несколько лет  ведется разработка соответствующей  законодательной базы. И в сознании людей постепенно меняется отношение  к окружающей среде и необходимости  ее охраны. 
 
 

Информация о работе Экономическое регулирование природоохранной деятельности. Платежи за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды