Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 13:39, реферат
Экономические методы адресны, однозначно определяют требования к управляемому объекту, однако в отличие от административных команд учитывают, что объекты управления сознательно ставят перед собой цели и столь же сознательно стремятся к их достижению. Такая целевая установка - важная отличительная особенность управления в социальных и экономических системах. Поэтому сущность экономических методов состоит в организации деятельности управляемых объектов путем создания преимуществ в потреблении. Этим управление экономическими методами отличается от стимулирования, которое предусматривает поощрение и санкции неэкономического характера.
Введение…….………………………………………………………………………………3
Экономическое регулирование природоохранной деятельности……………….………4
Платежи за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды…………………………………………………………………………………….…11
Платежи за загрязнение окружающей природной среды……………………………....18
Заключение……………….....
- работ по
оценке воздействия на
- создания специализированных
предприятий по переработке
- частичное или
полное погашение банковских
кредитов, данных предприятиям для
проведения ими крупных
Определенная
доля отчислений местных фондов может
резервироваться и образо-
Надо отметить,
что все перечисленные статьи
расходов относятся к прямым расхо-дам
на экологическую деятельность. Кроме
них, существуют еще и косвенные
расходы, которые не могут покрываться
из экологических фондов. Связанные
с ними выплаты осуществляются из
госбюджета.
Метод соглашения
о компенсации ущерба и постоянный
мониторинг. Прин-цип “колпака”.
Управление по
охране окружающей среды (ЕРА) недавно
приняло ряд мер по уменьшению
жесткости и негибкости своих
правил. Эти меры явились результатом
по-литического давления, вызванного
влиянием жестких правил на региональное
эконо-мическое развитие. Например, ЕРА
имеет право запрещать
Например, теперь
во многих районах США ЕРА применяет
политику “компенса-ции”. При такой
политике фирмам разрешено размещать
свои предприятия в тех рай-онах,
где раньше это было запрещено, поскольку
дополнительные выбросы могли при-вести
к загрязнению воздуха выше допустимого
уровня. При политике "компенсации”
фирма, желающая начать производство на
данной территории, должна побудить другие
фирмы снизить объемы выбросов. Обычно
это достигается путем выплаты
некоторой суммы. Без этого условия,
фирма не может получить разрешения
на размещение своего производства. Например,
"General Motors" получила разрешение ЕРА
на строительство нового завода в
Оклахоме, после того как через
местную торговую палату было достиг-нуто
соглашение с нефтяными компаниями,
осуществляющими производство в данном
районе о сокращении ими выбросов углеводорода
в качестве компенсации за выбросы завода
“General Motors". Заключение соглашений о
компенсации, подобных этому, рав-носильно
продаже существующих прав на загрязнение.
Политика ЕРА
стала более гибкой и благодаря
программе, прозванной “под колпа-ком
у ЕРА". Данная программа заключается
в том, что фирма "накрывается"
вообра-жаемым "колпаком", благодаря
чему ведется постоянное наблюдение
за всеми видами выбросов . Если фирма
превышает предельно допустимые
выбросы по одному из за-грязняющих
веществ, ЕРА не “замечает" этого
нарушения при условии, что фирма,
в то же время уменьшает объем
выбросов другого загрязнителя по сравнению
с норматив-ным. Более гибкий подход
соблюдению стандартов позволяет фирмам
добиться суще-ственной экономии на издержках.
Наконец, недавно
ЕРА продвинулась еще на один шаг
к модели "прав на загрязне-ние”
разрешив фирмам, у которых объемы
выбросов меньше нормативных “накапли-вать”
экономию по выбросам для целей описанной
системы. Фирма, у которой объем
выбросов определенного загрязнителя
меньше нормативного, получает "кредит”
на превышение норм выбросов в будущем.
Кроме того, фирма может продавать
эти “кре-диты” другим фирмам. Этот
метод стимулирует фирмы
В
условиях рынка, когда работа предприятия
оценивается по показателям прибыльности
и рентабельности, бесплатность природных
ресурсов очень часто порождает
бесхозяйственное отношение к ним.
До настоящего времени практически
нет платежей за природные ресурсы,
исключение составляет плата за забираемую
воду для промышленных целей, попенная
плата при отпуске
Проведение
геологоразведочных работ, строительство
и эксплуатация горного предприятия
возможны лишь при условии предоставления
специализированным организациям и
предприятиям отвода земельных участков.
В настоящее время порядок
установления компенсационных выплат
регламентируется постановлением "О
возмещении убытков землепользователям
от потерь сельскохозяйственного
В компенсационных ставках не учитываются потери, возникающие при изъятии земельных участков в других сферах народного хозяйства (затрат, связанных с воспроизводством леса, дичи, грибов, ягод, воды, зверей и др.).
В
основе установления всех этих платежей
(кроме процентной ставки) лежит "затратный"
метод, т. е. принцип восполнения
затрат государства на воспроизводство
соответствующих природных
Один из главных принципов начального этапа рыночной системы - равные условия работы для всех предприятий, различающихся географическим положением, техническим уровнем производства и рядом других факторов. Различие в объективных факторах, определяющих уровень производства, приводит к различным трудовым и материальным затратам на производство продукции, и следовательно, к различной прибыли предприятий.
Таким
образом, рентабельность и возможность
самофинансирования предприятий зависит
от объективных (природно-географических)
и субъективных факторов, характеризующихся
уровнем общественного развития
(спросом на продукцию, объемы производства
продукции, уровень технического оснащения,
уровень технологии и т. д.). В этих
условиях необходимо решить проблему
устранения влияния природных факторов
на показатели предприятия, чтобы гарантировать
им равные экономические возможности
социального и технического развития.
Однако в промышленности нет единой
системы учета и оценки природного
фактора, позволяющей методически
правильно изымать у "привилегированных"
предприятий дифференциальную ренту,
в результате устойчивых и значительных
дифференцирований
Кроме
рассмотренных природных
Плата
за природные ресурсы должна соответствовать
величине экономического эффекта, получаемого
от эксплуатированного природного ресурса
на народнохозяйственном уровне, обеспечивать
возможность изъятия
Для
реализации такого подхода необходимо
решить следующие задачи: преодолеть
заниженность оптовых и закупочных
цен на продукцию
Плата
за ресурсы предназначена для
регулирования взаимоотношений
государства и хозрасчетного
предприятия по поводу конкретного
природного фактора. Цель ее введения
заключается в создании экономических
условий для функционирования отдельных
предприятий
Платежи предприятий за использование природных ресурсов, устанавливаемые на основе дифференциальной ренты должны рассматриваться как экономические нормативы долговременного действия, характеризующие доход, получаемый предприятием на основе использования им природных богатств находящихся в государственной собственности.
В связи с тем, что этот доход получен не за счет усилий трудового коллектива предприятия, а путем использования предоставленного ему природного источника повышенной продуктивности, он должен изыматься у предприятия и использоваться на региональные и общегосударственные цели.
Стимулирующая
функция введения платы за пользование,
в том числе на охрану и восстановление
природных ресурсов посредством
изъятия у предприятий рентных
доходов через систему платежей
за природопользование реализуется
государственная форма
В
экономической литературе рекомендуется
определять дополнительный доход (дифференциальную
ренту) от использования природного
ресурса данного качества, местоположения
и продуктивности (ценности), одним
из двух способов: как разность между
оптовой ценой продукции и
нормальными затратами на ее получение
при использовании данного
На
основе этих способов определения дифференциальной
ренты предложены конкретные методы
установления ставок платежей за природопользование,
учитывающие специфику
Исходя
из роли в обеспечении
Для промышленных предприятий к природным ресурсам универсального назначения относятся водные ресурсы и прилегающие территории, используемые для размещения в них отходов производства.
Природные
ресурсы специализированного
Для
природных ресурсов универсального
назначения дифференциальную ренту
и соответственно платежи за их использование
целесообразно устанавливать в
виде издержек замещения этих ресурсов.
Они могут быть приняты равными
нормам затрат на увеличение обеспеченности
народного хозяйства
Установление
платежей за природные ресурсы
При
разработке системы платежей за специализированные
виды природных ресурсов сохраняются
платежи, обеспечивающие формирование
фондов воспроизводства этих ресурсов
в необходимых случаях вводятся
рентные платежи из прибыли предприятий,
эксплуатирующих
В
основе формирования платежей за воспроизводство
природных ресурсов лежат следующие
принципиальные положения: следует
обеспечить максимально возможный
полный возврат на воспроизводство
важнейших видов природных