Природно-ресурсный потенциал Северного Кавказа, проблемы и перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение имеющихся ресурсов, возможностей их использования и дальнейшее развитие региона. Выявление особенностей региона из всех Российских регионов. Так же целью было получение достоверной информации о сложностях освоения и реализации природных ресурсов.

Оглавление

Введение. 2
Глава 1: Природно-ресурсный потенциал России. 4
Роль природно-ресурсного потенциала в развитии РФ. 4
Экономическая оценка. 8
Глава 2: Природно-ресурсный потенциал Северного Кавказа. 16
2.1. Природные ресурсы Северного Кавказа. 16
2.2. Использование имеющихся ресурсов в экономических целях региона. 21
Глава 3: Проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала Северного Кавказа. 25
3.1. Основные проблемы и их решения. 25
3.2. Перспективы использования ресурсов и развитие района. 32
Заключение. 38
Список использованной литературы. 40

Файлы: 1 файл

Курсовая 1 курс.docx

— 64.18 Кб (Скачать)

     В целях обеспечения экологической  безопасности, в конце 2006 года в законодательном органе Кабардино-Балкарской республики также прошли слушания по теме "Природные ресурсы и природопользование в Кабардино-Балкарии". Речь шла, главным образом, об экологических проблемах, которые не решались, по крайней мере, последние пятнадцать лет. Так, в КБР отсутствует система наблюдения за составом атмосферного воздуха. Основными загрязнителями воздуха являются промышленные предприятия и автомобильный транспорт. Газо-пылеулавливающее оборудование технически давно устарело. В реки ежегодно сбрасывается до 47 млн. кубометров сточных загрязненных вод. Но самая главная проблема в том, что более 700 тысяч га лучших земель в республике подвержено эрозии, сократилось в них содержание гумуса, почва крайне истощена, органические и минеральные удобрения вносятся в гораздо меньших объемах, чем требуется. Кроме того, было отмечено, что русла рек в черте города Нальчик очень загрязнены. В реки попадают не только сточные воды, но и отходы от выпускаемой продукции гидрометаллургического завода. Из-за ветхости водопроводной сети в воду, которую употребляют жители города, попадают посторонние примеси.

     На  сегодняшний день остается нерешенными  и много вопросов по проблемам  сброса спиртовых отходов в реки бассейна Терека. Власть и общественность республики Северная Осетия-Алания серьезно встревожены этими проблемами. Из 26 спирт заводов, расположенных на территории, только шесть имеют лицензии и решили все правовые и финансовые вопросы. Недавно делегация из республики побывала во Франции, где изучала  опыт переработки и утилизации отходов  спиртового производства. Были выбраны  партнеры для поставок необходимого оборудования. Но пока ситуация мало в  чем меняется. Бассейн Терека, по-прежнему, серьезно загрязнен отходами спиртового производства.

     Еще одним важным аспектом остается проблема сохранения и разведения лесов на Северном Кавказе. Несмотря на слабую залесенность территории, продолжающаяся интенсивная заготовка ценной древесины  в предгорных и горных районах  привела к разрежению горных лесов, высыханию родников, развитию эрозии почв равнинной части, и особенно в горах, в предгорьях и горных долинах. Это создало угрозу мощных селевых потоков и лавин. Поэтому  одной из важных задач охраны окружающей среды региона является совершенствование  систем лесопользования и лесоразведения, принятие мер по сокращению потерь леса от пожаров, лесных болезней и вредителей, усилению охраны лесных ресурсов, восстановлению и воспроизводству лесов и повышению их продуктивности, а также сохранению пригородных лесов. Эти меры должны учитывать средообразующее, водоохранное, кислородообразующее и гидрометеорологическое значение лесов, их санитарную и эстетическую ценность. Охрана лесных и водных ресурсов требует особо строгого регулирования лесозаготовок в водоохранных лесах. Все эти положения, прежде всего, относятся к широколиственным лесам основной части Кавказского заповедника (Республика Адыгея), юго-восточного лесничества Кавказского и Тебердинского биосферных заповедников (Карачаево-Черкесская Республика), районов бальнеологических курортов Кабардино-Балкарской республики, Республики Северная Осетия-Алания. Леса подвержены воздействию вредителей и болезней, под угрозой исчезновения многие редкие виды животных и растений.

     Катастрофическая  ситуация сложилась в поясе горных, особенно реликтовых буковых лесов  в Чеченской республике. Из-за недостатка твердого топлива еще с довоенных  времен здесь осуществлялась и продолжается сейчас бесконтрольная вырубка ценнейших  буковых древостоев. Дополнительными  и весьма существенными факторами  отрицательного влияния на горные леса и экосистемы в целом явились  систематические бомбардировки, артобстрелы  из систем залпового огня, использования  бронетехники, трелевочной и другой военной техники, минирование территорий, загрязнение горюче-смазочными материалами. Разрушительное их влияние уже привело  деструкции экологической обстановки и многим другим негативным процессам.

     Несравнимо  больший ущерб нанесен равнинной  части республики. В период предвоенной  блокады (1993-1994 годы) и в результате военных действий лесному хозяйству  Чечни нанесен невосполнимый  материальный и экологический ущерб. На площади 276 га проведена сплошная рубка леса, более 430 га лесных массивов уничтожено пожарами в результате артобстрелов и бомбардировок. Слишком много израненных и покалеченных деревьев. Кроме того, в период конфликта производилась сплошная рубка деревьев в районе Чернореченских лесов и Дендросаде. Бесконтрольная хозяйственная деятельность и разрушительные последствия последнего десятилетия в Чеченской республике привели к разрушению звеньев единой экологической цепи взаимоотношений организмов, что может привести к далеко идущим деструктивным последствиям. Это, несомненно, сказывается, прежде всего, на человеческом факторе. Статус зоны с особо неблагополучной экологической обстановкой имеет 40% территории республики, а 30% - отнесено к зоне экологического бедствия.

     Стратегическое  значение Северокавказского региона  определяет необходимость улучшения  сети автомобильных дорог. В настоящее  время идет подготовка проекта новой  транскавказской автодороги по маршруту Черкесск-Адлер. Дорога эта, по замыслу  инициаторов проекта, должна связать  горные курорты Северного Кавказа  с Черноморским побережьем и будет  проходить по территории Кавказского  биосферного заповедника. В качестве приоритетного определен вариант, маршрут которого проложен через  заповедные территории – долину реки Дамхурц, озеро Дамхорс (Инпси), озеро  Кардывач и долину реки Мзымты. Если по этому маршруту будет построена  магистральная автодорога, она пройдет  по уникальным природным областям, расположенным в особо охраняемых природных территориях – Кавказскому  заповеднику, Сочинскому национальному  парку, Сочинскому государственному заказнику  и заказника "Дамхурц". Парадокс ситуации в том, что проектирование магистральной автодороги через  Кавказский заповедник и Сочинский  национальный парк вообще противозаконно, однако, именно эти изначально противозаконные  варианты не только рассматриваются, но и являются основными. Правительство  Краснодарского края занимает самую трезвую позицию и выступает за наиболее разумный в экономическом отношении вариант, предполагающий коренную реконструкцию существующей автодороги Майкоп-Туапсе-Сочи. Этот вариант наиболее приемлем и с экологической точки зрения, поскольку он не затрагивает Кавказский заповедник и другие, особо охраняемые природные территории. Пагубность для горной природы строительства автодороги усугубляется также тем обстоятельством, что он смыкается с планами крупномасштабного горнолыжного освоения территорий Сочинского национального парка в районе Красной Поляны. Совмещенный эффект от реализации этих проектов приведет к полному хозяйственному преобразованию огромных по площади территорий долины Мзымты - крупнейшей черноморской реки России. Сейчас эта долина большей частью является территорией нетронутой горной природы. Ее хозяйственно-рекреационное освоение приведет к невосполнимым утратам в сфере сохранения уникального биологического разнообразия Кавказа. Горные районы являются территориями с особой уязвимостью к антропогенному воздействию и с высоким риском экологических и техногенных катастроф.

     Поэтому рациональное использование и сохранения природных уникальных ресурсов Северного  Кавказа в немалой степени  зависит от принятия и комплексной  реализации радикальных мер по устранению ущерба, наносимого хозяйственной деятельностью  человека. Возникла острая необходимость  в кратчайшие сроки принять ряд, так необходимых этому региону, Федеральных и республиканских  программ по государственной поддержке  природоохранных мероприятий и  экологическому мониторингу.9

 

     

     3.2.  Перспективы использования ресурсов и дальнейшее развитие района.

     Выгодное  транспортно-географическое положение  Северного Кавказа создаёт необходимые  предпосылки для развития хозяйственного комплекса района, роста торговли и экономических связей. Северо-Кавказский район граничит на юго-западе с Грузией, на юго-востоке – с Азербайджаном. Россия заинтересована в расширении экономического сотрудничества с этими  странами. Однако переход к рынку  наложил свой отпечаток на характер экономических взаимоотношений  новых суверенных государств, а нестабильность на южных границах стала дополнительным фактором дестабилизации социально-экономического положения России.

     Развитие  Северного Кавказа предусматривает  решение следующих задач:

     • обоснование системы показателей, комплексно учитывающих и отображающих социальную, экономическую, финансовую, экологическую ситуацию в регионах, определяющих уровень развития;

     • исследование зависимости и тенденций  социально-экономических характеристик  в республиках;

     • выявление закономерности распределения  социально-экономических показателей  по уровням;

     • определение альтернативных путей  развития горных республик Северного  Кавказа.10

     Для реализации поставленных задач необходимо привлекать и рационально использовать имеющиеся ресурсы. Перспективы  использования природного потенциала Северного Кавказа очень широки. С имеющимися в регионе рекреационными ресурсами наиболее продуктивным является развитие курортных зон и туристических объектов. Учитывая современные пожелания людей отправляющихся в отпуск, развитию должны подлежать более экстремальные и экзотические виды отдыха, такие как альпинизм, дайвинг и пр.

     В связи с обводненностью нефти  и исчерпаемостью разведанных источников нужно проводить исследовательские  работы для поиска новых месторождений. Устаревшая производственная база нуждается в модернизации в крупных масштабах. Что в свою очередь потребует больших финансовых вложений.

     Народно-хозяйственный  комплекс Северного Кавказа развивается  под воздействием совокупности взаимодействующих  факторов, определяющих локальные особенности  его производительных сил. К ним  относятся природные условия, наличие  и структура минеральных и  трудовых ресурсов.

     На  Северном Кавказе в ближайшее  время появятся дополнительно порядка 400 тысяч рабочих мест, в том  числе активно планируется осваивать  агропромышленный комплекс. Это предполагает программа развития Северо-Кавказского  федерального округа до 2025 года11.

     Владимир  Путин, председатель Правительства  РФ: «Для стимулирования экономической  активности в регионе мы приняли  решение использовать инструмент государственных  гарантий. В качестве пилотного планируется  реализовать проект создания агропромышленного  комплекса в Чеченской Республике.

     С точки зрения борьбы с крайними проявлениями в Чечне в настоящее время  наиболее благоприятная ситуация, хотя и там деструктивные силы пытаются, время от времени, дестабилизировать  ее, о чем и свидетельствует  провалившаяся полностью попытка захватить село Центорой. Мужество, которое местные правоохранительные органы продемонстрировали, давая отпор, говорит о том, что эта территория в надежных руках».12

     При разработке сценариев развития Северо-Кавказского  федерального округа необходимо определить основные экономические приоритеты на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективу и предусмотреть  использование различных форм государственной  поддержки.

     Экономические приоритеты субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского  федерального округа, на ближайшие  годы будут преимущественно локализованы в аграрном секторе, в котором  целесообразно создание производственных цепочек, позволяющих эффективно перерабатывать местное сырье, обеспечивать хранение и дистрибуцию конечного продукта. В этой связи перспективными отраслями  являются легкая и пищевая промышленность, ориентированные на переработку  продуктов местного сельского хозяйства, а также туристско-рекреационный  комплекс, в рамках развития которого представляется возможным создание значительного числа новых рабочих  мест.

     В инвестиционной сфере целесообразно  обеспечение государственной поддержки, в частности софинансирования за счет средств федерального бюджета  мероприятий по строительству объектов, находящихся в государственной  собственности. Также целесообразна  разработка ряда программ развития Северо-Кавказского  федерального округа, учитывающих особенности  отдельных субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского  федерального округа.13

     В отличие от других федеральных округов  сложившаяся в Северо-Кавказском федеральном округе ситуация требует  создания особых механизмов управления. Отличительными особенностями округа являются:

  1. слабая экономическая база и высокий уровень безработицы;
  2. значительная доля "теневой" экономики даже в легальных секторах (сельское хозяйство, легкая промышленность, пищевая промышленность, туризм);
  3. высокие террористические и криминальные риски, межэтнические и межрелигиозные конфликты;
  4. относительно низкий уровень развития базовой и социальной инфраструктуры;
  5. высокий уровень коррупции, клановость и низкий уровень государственного управления.

     Крайне  затруднен доступ к частным инвестициям, региональные бюджеты ограничены и  не позволяют финансировать опережающее  развитие, массированное финансирование из бюджета через федеральные  целевые программы не приводит к  адекватным результатам, большинство  предлагаемых регионами бизнес-проектов имеют низкое качество, что не позволяет  принять решение об их реализации.

     Таким образом, даже существенное увеличение бюджетного финансирования в этих условиях не приведет к положительным результатам. Поэтому для обеспечения устойчивого  роста потребуется повышение  эффективности государственного управления, в том числе через создание новых механизмов, которые обеспечат  достижение требуемого уровня управленческих решений и контроля.

     Одним из таких механизмов является создание в Северо-Кавказском федеральном  округе института развития в форме  акционерного общества со 100-процентным участием государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и с возможностью подключения в дальнейшем к его работе в качестве соинвесторов крупных государственных и частных коммерческих банков.

Информация о работе Природно-ресурсный потенциал Северного Кавказа, проблемы и перспективы его развития