Причины и роль международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель - изучение роли ГАТТ и ВТО (всемирной торговой организации) в развитии международной торговли, динамика международной торговли.
Для достижения поставленной цели, необходимо реализовать следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты и структуру международной торговли;
2. Выявить влияние внешних экономических связей на развитие международной торговли в современных условиях;
3. Обозначить тенденции развития тематики международных организаций и влияние их на международную торговлю.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Международная торговля в системе экономических отношений.…………5
§1.Понятие международной торговли…………………………………………………….5
§2.Современные организационные формы экспорта и импорта…………………….....7
§3. Ограничения в современной международной торговле…………………………....10
§4.Платежный баланс страны…………………………………………………………...…14
§5.ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) как регулятор международной торговли………………………………………………………...........16
ГЛАВА II. Страны ближнего зарубежья как сфера экономических интересов России…………………………………………………………………………………….18
§1.Россия в системе международных хозяйственных связей. ………………………....18
§2.Влияние внешних экономических связей на развитие и размещение производительных сил……………………………………………………………………26
§3.Свободные экономические зоны……………………………………………………….30
§4.Международная торговля услугами………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………........33
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………….35 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...36
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ………………………………………………......37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

§3. Свободные экономические зоны. Международная торговля услугами.

Свободные экономические зоны (СЭЗ) являются одной  из форм экономических связей, которые  функционируют в развивающихся  и промышленно развитых странах. Создание СЭЗ сводится к предоставлению отдельным районам и территориям страны особых прав и льгот в отношении иностранных инвестиций и внешнеэкономического сотрудничества, учитывая экономико-географическое положение СЭЗ, развитие инфраструктуры, возможность интеграционных связей и поставок. В зависимости от целей и задач выделяют комплексные зоны производственного характера, внешнеторговые, функциональные (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские) и др. В начале 1990-х гг. были приняты решения об образовании в России целого ряда СЭЗ: “Санкт-Петербург”, “Выборг”, “Находка”, “Янтарь” (Калининградская область), “Сахалин”, “Даурия” (Читинская область), “Алтай”, “Кузбасс”, “Садко” (Великий Новгород), “Технополис Зеленоград” (Московская область), “Ева” (Еврейская автономная область), “Магадан”. Несколько позже были зарегистрированы СЭЗ “Ингушетия” и “Шерри-зон” (аэропорт Шереметьево, г. Москва).

Размещение  СЭЗ в России в зависимости  от географического положения территории осуществляется либо в приграничных, либо во внутренних регионах. Приграничные регионы объединяют СЭЗ, возникшие в непосредственной близости от государственной границы, где находятся международные порты или крупные приграничные транспортные узлы, через которые проходят транзитные грузопотоки. Здесь преобладают зоны свободной торговли в виде складских, беспошлинных таможенных, транспортно-торговых и торгово-таможенных зон. Широкое распространение СЭЗ во внутренних регионах обусловлено огромными природно-ресурсными богатствами страны, наличием крупных научных и промышленных центров, имеющих высококвалифицированные кадры. Основным типом СЭЗ в этом случае являются экспортно-промышленные зоны и СЭЗ технико-внедренческого характера.

Международная торговля услугами в последнее время  оказывает все большее воздействие на всемирные экономические отношения. Наибольший удельный вес занимает иностранный туризм. Это одна из немногих крупных сфер труда, где число работников неуклонно возрастает. Индустрия туризма — важная отрасль экономики многих стран и регионов мира, источник получения крупных сумм иностранной валюты, стимулятор строительства отелей, дорог и других звеньев инфраструктуры для туризма, торговли, возрождения ремесел и кустарных промыслов, мер по охране природы, сохранению национальной самобытности.

Россия, обладающая огромным рекреационным  потенциалом, обслуживает пока лишь 1% мирового туристического потока. Численность  иностранных граждан, прибывших  в Россию, постепенно возрастает, увеличивается  численность и российских граждан, выезжающих за границу.

Широкое распространение получают услуги в  области информации и телекоммуникаций, дистанционного зондирования Земли  из космоса, аренда машин и оборудования, расчеты с помощью ЭВМ, рыночные, лабораторные и прогнозные исследования, консультационные, управленческие услуги, входящие в категорию деловых услуг.

Научно-техническое  сотрудничество.

Научно-техническое  сотрудничество представляет собой  согласованную деятельность субъектов  внешнеэкономических связей разных стран, направленную на ускорение научно-технического прогресса. Одним из направлений в этой области является международная кооперация производства, которая эффективно, рыночными методами интегрирует весь инновационный цикл; повышает динамизм инноваций и конкуренции; содействует ускорению НТП, повышению конкурентоспособности кооперированной продукции на мировом рынке, получению валютной прибыли. Такое сотрудничество может проявляться в совместном производстве продукции на двусторонней или многосторонней основе (сборка маршрутных автобусов фирмы “Мерседес-Бенц” в Голицыно, легковых автомобилей фирмы “Форд” во Всеволожске).

Сотрудничество  в области капитального строительства  крупных промышленных и других объектов в одних странах при экономическом  и техническом содействии других. Так, были построены гидроузлы в Египте и Сирии, металлургические заводы в Индии, атомные электростанции на Кубе и в странах Восточной Европы. На территории России были построены Оскольский электрометаллургический комбинат, созданный с помощью ФРГ, Костомукшский горно-обогатительный комбинат, построенный при участии Финляндии, осуществлена разработка углей Южной Якутии и обустройство нефтяных и газовых промыслов на шельфе острова Сахалин при содействии Японии.

Одной из форм экономического сотрудничества является создание совместных предприятий, выпускающих разнообразную продукцию обрабатывающей промышленности и занятых выполнением разного вида услуг. При этом большая часть продукции совместных предприятий предназначена на экспорт. В 2007 г. на территории России действовало более 19 тыс. предприятий и организаций с участием иностранного капитала и больше всего в торговле и общественном питании и в промышленности.

Таким образом, эффективная внешнеэкономическая  политика способна внести важный вклад  в оздоровление российской экономики. Главный лозунг внешнеэкономической стратегии новой России — снижение до минимума поставок любого сырья за границу. Чтобы разрушить экспортно-сырьевую специализацию страны, предотвратить ее экономическую колонизацию мощными конкурентами, следует всемерно развивать переработку ныне экспортируемого сырья на основе собственных ресурсов и параллельно — компенсировать экспорт продукции сырьевых отраслей импортом новейших технологий по добыче и переработке природных ресурсов. России предстоит найти наилучшее для нее соотношение между самодостаточностью и включенностью в мировую экономику. От точности такого выбора во многом будут зависеть экономические успехи страны и благосостояние ее граждан. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Роль  международной торговли, ее значимость в хозяйственных связях определяется

тем, что  она опосредует практически все  виды МРТ (МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ), связывает все страны мира в единое хозяйственное целое. Международная торговля имеет, важнейшее значение для экономического роста и развития отдельных стран в динамично развивающейся мировой экономике. С увеличением объема экспорта происходит расширение внутреннего производства товаров и услуг, появляются дополнительные рабочие места и осваиваются новые производственные мощности. С ростом импорта также увеличиваются запасы имеющихся потребительских товаров, что связанно с повышением уровня жизни и обеспечением средств производства и соответствующих ресурсов, необходимых для оживления производственных линий.»

Таким образом, можно назвать три причины, по которым международная торговля выгодна всем сторонам:

Во-первых, при наличии международной торговли жители каждой страны получают возможность использовать больше своих ресурсов для того, чтобы производить и продавать те вещи, которые они делают лучше других, направляя выручку на покупку тех товаров, которые они могут производить только с высокими издержками. Страны мира отличаются своими ресурсами, и эти различия сказываются на издержках производства. Товары, производство которых обходится дорого в одной стране, могут производиться с низкими издержками в других странах. Жители каждой страны выигрывают, специализируясь на производстве товаров, которые они могут производить с относительно низкими издержками. Например, страны с теплым, влажным климатом, такие как Бразилия и Колумбия, находят выгодным выращивание кофе. Канада и Австралия, где земли много, а население рассредоточено на больших пространствах, специализируются на пшенице, кормовых культурах и говядина. Япония, где земля - более дефицитный ресурс, но зато имеется высококвалифицированная рабочая сила, специализируется на видеокамерах, автомобилях и электронике. В результате такой специализации и международной торговли совокупное производство увеличивается, и люди имеют возможность жить более богато.

Во-вторых, международная торговля позволяет как производителям, так и потребителям выигрывать от сокращения издержек на единицу продукции благодаря созданию крупномасштабных производств. Это особенно верно в отношении небольших стран. Торговля дает производителям возможность вести дело на широкую ногу и тем самым добиваться более низких издержек. Например, текстильные компании в Гонконге, Тайване и Южной Корее имели бы значительно более высокие средние издержки, не будь у них возможности продавать свою продукцию за границу. Внутренний рынок для текстильной промышленности в этих странах был бы слишком мал, чтобы большие фирмы могли работать с низкими затратами. В условиях же международной торговли текстильные компании этих стран способны производить и продавать большие объемы продукции, вполне успешно конкурируя на мировом рынке. Международная торговля приносит выгоды и потребителям внутри страны, позволяя им покупать дешевые товары у крупных зарубежных производителей. Доказательством этого может служить авиастроительная промышленность.

В-третьих, международная торговля способствует конкуренции на внутренних рынках и позволяет потребителям покупать самые разнообразные товары со всего мира по разумным ценам. Конкуренция из-за рубежа помогает внутренним производителям держать ухо востро, заставляя их улучшать качество своей продукции и удерживать издержки на низком уровне. К тому же широкий ассортимент товаров из-за границы предоставляет потребителям гораздо большую свободу выбора.

Когда страны вводят тарифы, квоты, контроль за обменными курсами, бюрократические меры регулирования импорта или экспорта и другие виды торговых ограничений, они увеличивают издержки торговли и уменьшают выгодность обмена. 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №1

Внешняя торговля России (в  млрд долл.) 1995       2000 2005 2007
Внешнеторговый  оборот 146,0 1 49,9 368,9 577,9
В том числе: экспорт 82,4 105,0 243,6 354,4
импорт 62,6 44,9 125,3 223,5
сальдо 19,8 60,1 118,3 130,9
 

Приложение  № 2

Сальдо, экспорт, импорт России со странами СНГ (млн. долл.)

 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 2007г., с. 32.

     Авдокушин Е.Ф. Международные экономические  отношения: Учебник.- М.: Экономистъ, 2004.- 366с.

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 2001г., с. 54.
  2. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. Пособие. / Под ред. Н.Н.Ливенцева. М., 2006г., с. 258
  3. Вардомский Л. Региональные приоритеты зарубежных стран в России // Внешняя торговля. 2003г., №4. с. 17-21.
  4. Герчикова И. Н. Международное коммерческое дело: Учебник для ВУЗов. Москва: Юнити. 1999г.Л.Л. Любимов,
  5. Иващенко А. А. Товарная биржа. – М.: Международные отношения, 2001г.

  7. Киреев А. Международная экономика. Часть первая. - М.: Международные отношения, 2006. - 414с.

8.  Минкова К. В. Международная торговля: от античности до ВТО. СПб., 2006 г.

9.  Мировая экономика. Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000г.

10. Филипова И.А. Организация международной торговли. Учебное пособие. Москва, 2002 г., с. 189.

11. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001. - 446 с.

12.  Экономика. Учебник по курсу «Экономическая теория». Под. Ред. А.С. Булатова. - М.: БЕК, 2004.

13.  Ю. Шишков Россия в глобализируемой системе международных хозяйственных связей // РЭЖ № 10 2003 г., с. 84.

14.  Ю. Шишков Россия в глобализируемой системе международных хозяйственных связей // РЭЖ № 10 2003 г., с. 85.

15. [Интернет источник]: http://www.incoterms.ru  
 

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Информация о работе Причины и роль международной торговли