Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:21, курсовая работа
Цель - изучение роли ГАТТ и ВТО (всемирной торговой организации) в развитии международной торговли, динамика международной торговли.
Для достижения поставленной цели, необходимо реализовать следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты и структуру международной торговли;
2. Выявить влияние внешних экономических связей на развитие международной торговли в современных условиях;
3. Обозначить тенденции развития тематики международных организаций и влияние их на международную торговлю.
Введение………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Международная торговля в системе экономических отношений.…………5
§1.Понятие международной торговли…………………………………………………….5
§2.Современные организационные формы экспорта и импорта…………………….....7
§3. Ограничения в современной международной торговле…………………………....10
§4.Платежный баланс страны…………………………………………………………...…14
§5.ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) как регулятор международной торговли………………………………………………………...........16
ГЛАВА II. Страны ближнего зарубежья как сфера экономических интересов России…………………………………………………………………………………….18
§1.Россия в системе международных хозяйственных связей. ………………………....18
§2.Влияние внешних экономических связей на развитие и размещение производительных сил……………………………………………………………………26
§3.Свободные экономические зоны……………………………………………………….30
§4.Международная торговля услугами………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………........33
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………….35 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...36
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ………………………………………………......37
Зарубежные займы при разумном их использовании способны смягчить остроту финансовых и социальных проблем в период кризиса и вывести страну на траекторию экономического подъема.
Предоставление России финансовых ресурсов находится и в русле интересов самих стран-кредиторов, поскольку при нынешней степени экономической взаимозависимости потрясения на российских валютном и фондовом рынках, как показали события августа 1998 г., немедленно и весьма болезненно сказываются на финансовых рынках Германии, США, Франции и других государств. Крах же реформ в России чреват непредсказуемыми последствиями для ее больших и малых партнеров.
Крупные внешние займы по линии МВФ (Международный валютный фонд) и Всемирного банка получали в свое время Мексика и некоторые другие страны, сумевшие благодаря этому успешно выйти из финансового кризиса и за полтора-два года обеспечить высокий экономический рост. У нас же нарастание внешнего долга сопровождается хроническим дефицитом федерального бюджета, сокращением инвестиций в реальный сектор экономики и почти неуклонным свертыванием производства. Это значит, что Правительство России так и не научилось рационально использовать поддержку мирового экономического сообщества, «проматывая» полученные кредиты на текущее латание бюджетных дыр и поддержание курса рубля.
Врастание
России в мировое хозяйство
Однако с началом реформ трансграничное движение капиталов стало двусторонним: несмотря на продолжающийся кризис, с 1992 г. в российскую экономику сначала робко, а потом активнее потекли прямые иностранные инвестиции, т.е. долгосрочные вложения в уставной капитал совместных либо полностью принадлежащих нерезидентам предприятий на территории нашей страны. В 1992 г. приток таких инвестиций составил 700 млн. долл., в 2003 г. - 900 млн., в 2004 г. - 640 млн., в 2005 г. - 2016 млн., в 2006 г. - 2479 млн., в 2007 г. - уже 6241 млн. долл. К началу 2008 года объем накопленных прямых иностранных инвестиций в России достиг 13 млрд. долл., а общее число совместных или чисто иностранных предприятий приблизилось к 26 тыс.
Обмен прямыми инвестициями - такая же обычная практика стран рыночной экономики, как и товарный обмен. В 2006 г приток подобных капиталов в промышленно развитые страны составил в среднем 0,9 % их ВВП, в том числе в США - 1,0 %, Францию - 1,4, Нидерланды - 2,0, Швецию - 2,2. Норвегию - 2,5, в Англию - 2,8 %. У стран с переходной экономикой этот показатель выше: в среднем за 1996 г. он составил здесь 1,5 %, в том числе в Польше - 3,3 %, Венгрии - 4,4, Латвии - 6,5, Китае - 4,9 %, в России же он не превысил 0,6 % ВВП.
Потребность России в притоке прямых инвестиций очень велика. Ведь только для первичной модернизации ключевых отраслей промышленности (обрабатывающей, топливной, металлургической) до 2009 г потребуется почти 150 млрд. долл., а потребность в них на ближайшие 15 лет составляет от 800 до 2500 млрд. долл. Основную массу этих финансовых ресурсов предстоит, конечно, мобилизовать внутри страны. Вместе с тем предполагается возможность ежегодного привлечения до 10 млрд. долл. прямых инвестиций извне. Но на международном рынке производительных капиталов, годовой объем которого оценивается в 200 млрд. долл., идет острая борьба за иностранные инвестиции между десятками стран-претендентов. Побеждает тот, кто может создать благоприятный инвестиционный климат: обеспечить политическую и экономическую стабильность, грамотную систему налогов, гарантии репатриации прибыли и основного капитала. Россия, увы, не может похвастать успехами ни в одной из этих областей. В 2007 г. в мировом рейтинге инвестиционных рисков она находилась лишь на 79 месте, сильно уступая Чехии (37 место), Китаю (40), Венгрии (41), Польше (47 место) и ряду других стран с переходной экономикой. Осенний (2008 г.) финансовый и банковский крах отбросил Россию далеко назад даже с этого непрестижного места.
Сложнее обстоит дело с иностранными портфельными инвестициями, т.е. с вложениями капиталов нерезидентов в отечественные акции и долговые ценные бумаги. Такие капиталы весьма подвижны: под влиянием тех или иных причин они могут быстро и широкомасштабно хлынуть на фондовый рынок страны с целью скупки их владельцами акций перспективных компаний или выгодных облигаций, но в случае малейшего ухудшения конъюнктуры столь же быстро покинуть этот рынок. Приходя в страну, такой «блуждающий» капитал подпитывает оборотные фонды ее предприятий, расширяет возможности их маневра в условиях всеобщего дефицита финансовых ресурсов. Поэтому приток иностранных портфельных инвестиций в принципе желателен. До последних лет он был невелик и не мог оказывать серьезного влияния на российскую экономику.
Ситуация изменилась с появлением в 1993 г на отечественном рынке ценных бумаг государственных краткосрочных обязательств (ГКО), а позднее - облигаций федерального займа (ОФЗ) и других долговых обязательств государства на очень выгодных для покупателей условиях. Вначале этот общепринятый в мировой практике инструмент пополнения бюджета занимал в России скромное место. Но далее эмиссия государственных ценных бумаг вышла за разумные пределы. Приток портфельных инвестиций извне стал быстро расти, а их доля в общем импорте иностранных капиталов стремительно увеличилась. Их пирамида стала с невероятной скоростью расти. К августу 2008 г. общий объем рынка ГКО-ОФЗ достиг около 400 млрд. руб. (64 млрд. долл.). На погашение долгов уходила все большая часть доходов федерального бюджета. Заимствование ресурсов таким способом завело страну в тупик, и в июле 2008 г. пришлось прекратить эмиссию очередных порций ГКО (Государственные краткосрочные облигации) и ОФЗ (Облигации Федерального Займа ). Это вызвало бегство отечественных и иностранных портфельных инвестиций с рынка государственных ценных бумаг и закономерно завершилось в конце августа финансовым крахом.
Все вышесказанное свидетельствует: врастание России в мировую экономику - процесс сложный и небезопасный.
Стратегия
врастания России в мирохозяйственную
систему была и остается единственно
правильной. Это подтверждается всем
мировым опытом, в особенности
опытом большинства развивающихся
стран. Эмпирический факт: на протяжении
двух десятилетий (с 1999 г. по 2004 г.) у развивающихся
стран с закрытой экономикой среднегодовой
темп экономического роста составил 0,69
%, с открытой - 4,49 %. В пользу открытости
убедительно свидетельствует и практика
наших ближайших соседей, долгие десятилетия,
также изолированных от мировой экономики,
- Китая, Польши, Венгрии, Чехии, Эстонии
и др.
§2.Влияние внешних экономических связей на развитие и размещение производительных сил.
Радикальная экономическая реформа, кардинальное изменение геополитического положения России существенно повысили роль внешнеэкономического фактора в развитии страны. Усиление внешнеэкономического фактора объективно диктуется проводимыми рыночными преобразованиями, формирующими качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним.
Внешние
экономические связи
В структуре внешних экономических связей РФ наиболее значительную роль играют:
Внешняя торговля.
Внешняя
торговля — традиционная и наиболее
развитая форма внешнеэкономических
связей. В начале ХХ в. доля России в
мировом товарообороте
Начавшаяся в 1930-е гг. индустриализация кардинально изменила структуру внешней торговли и уже к началу Второй мировой войны на долю промышленных товаров приходилось 2/3 советского экспорта. Несмотря на рост внешнеторгового оборота, который только за 1960-1985 гг. увеличился почти в 5 раз, доля страны в мировой торговле в конце 1980-х гг. составляла лишь 4%, т. е. практически не возросла по сравнению с царской Россией. В канун своего распада СССР выступал как топливно-сырьевая кладовая мира (почти 60% советского экспорта приходилось на топливо, электроэнергию, руды и металлы) и крупнейший (наряду с США) оружейный цех планеты. Экспорт оружия из СССР в 1989 г. составил 21,8 млрд. долл. против 11,9 млрд. долл. у США. На вырученную валюту закупались машины, оборудование (40% импорта), продовольствие (17%) и промышленные товары народного потребления (16%). Почти 2/3 советского внешнеторгового оборота приходилось на 12 социалистических стран.
Нынешняя Россия унаследовала положительное сальдо внешнеторгового баланса. С 1999 г. наблюдается неуклонный рост стоимостного объема российского экспорта при крайней неустойчивости объемов импорта, испытывающих колебания то в одну, то в другую сторону. (См. Приложение №1)
Доля России в мировом экспорте в 2007 г. составила 2,7%. В структуре российского экспорта в 2007 г. на долю пяти товарных групп приходилось почти 93% экспорта (минеральные продукты — 64,8%, металлы — 16,0%, химические товары — 5,9%, лесоматериалы — 3,5%, сельскохозяйственное сырье — 2,6%), на долю продукции машиностроения — лишь 5,6%. Ведущую роль в экспорте продолжают играть энергоносители и металлы. За рубеж вывозится 2/5 добываемой в стране нефти, 1/3 газа, до 90% производимых в стране алюминия, меди, олова, цинка, почти 80% минеральных удобрений и около 90% отечественной целлюлозы. Минеральное сырье стоит на мировом рынке недорого, а наша страна экспортирует сырье большей частью в исходном состоянии. К тому же значительная часть вывозимой продукции (минеральные удобрения, природный газ, цветные металлы) требуется и национальному хозяйству.
Структура экспорта и сложившееся размещение производства позволяет выделить основные “валютные цехи” страны, большинство из которых расположено в глубине российской территории, в малонаселенных и моноотраслевых районах. Это прежде всего север Западной Сибири, обеспечивший в 2006 г. 13,9% российского экспорта, где формируются экспортные потоки нефти и газа, а также Восточная Сибирь — 5% (экспорт цветных металлов, леса, целлюлозно-бумажной продукции). Из староосвоенных районов видную роль в экспорте играют Центр — более 2/5 (Московский регион) и Урало-Поволжье — около 1/5 (природный газ, нефтепродукты, минеральные удобрения).
На долю России в мировом импорте в 2007 г. пришлось 1,5%. Традиционно важнейшие позиции импорта России занимают машиностроение, продовольственные товары и потребительские товары массового спроса. Важнейшей статьей импорта остаются машины и оборудование (51,0% в 2007 г.), что связано со сложившимся кризисом в этой важнейшей отрасли промышленности. Большой удельный вес в импорте России имеют сырьевые товары, некоторые металлы, трубы, химические продукты. Сильно возросла в составе импорта роль продовольственных товаров (13,8% в 2007 г.). По оценкам, около половины потребляемого в России продовольствия поступает из-за рубежа, что серьезно подрывает продовольственную безопасность страны.
Последнее
десятилетие характеризуется
Среди
стран СНГ, ведущими торговыми партнерами
России являются Белоруссия (31,6% товарооборота
со странами СНГ), Украина (36,1%) и Казахстан
(20,1%). Как и со странами дальнего зарубежья,
основу экспорта составляет топливо, в
широких масштабах вывозятся также машины,
оборудование и химические продукты. Импортируются
в основном сельскохозяйственная продукция,
машины и оборудование, металлы и руды
металлов.