Причины и основные тенденции международной трудовой миграции рабочей силы в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим целями моей курсовой работы являются:
Выявление причин и основных тенденций международной трудовой миграции рабочей силы;
Рассмотрение основных проблем трудовой миграции;
Изучить влияние международной трудовой миграции рабочей силы на развитие мировой экономики;
Проанализировать последствия международной миграции рабочей силы.

Оглавление

Введение……….……………………………………………………………1
Глава 1. Теории международной миграции рабочей силы………………5
1.1. Причины международной трудовой миграции………………….5
1.2. Виды международной трудовой миграции………………………6
1.3. Направления миграции рабочей силы……………………………9
Глава 2. Государственное регулирование международной трудовой миграции……………………………………………………………………………10
2.1. Последствия трудовой миграции………………………………..10
2.2. Особенности трудовой миграции………………………………..12
2.3. Государственная миграционная политика……………………...13
Глава 3. Последствия привлечения иностранной рабочей силы в Россию…………………………………………………………………………….…19
3.1. Особенности привлечения мигрантов…………………………...19
3.2. Сферы занятости мигрантов……………………………………...22
3.3. Эксплуатация труда нелегальных мигрантов и теневая экономика……………………………………………………………………………….…26
Заключение………………………………………………………………………………...30
Список литературы…………………………………………………….…31
Приложение……………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

МИГРАЦИЯ - КУРСОВАЯ.doc

— 291.00 Кб (Скачать)

Но иммиграция порождает в принимающих странах ряд проблем и противоречий:12

  • обостряется ситуация на национальном рынке труда, рост напряженности;
  • повышается социальная напряженность в стране, националистическое настроение, межнациональные конфликты;
  • увеличивается безработица;
  • растут социальные расходы государства;
  • растут правонарушения;
  • вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;
  • провоцируются национальные и этнические конфликты между местным и коренным населением и иммигрантами;
  • Во многих странах иммигранты заполняют вакантные места, на которые не претендует местное население.

Положительные последствия миграции рабочей силы для страны-экспортера:13

    • сокращается безработица и расходы по ее социальному обслуживанию;
    • приток в страну части доходов эмигрантов (это улучшает платежный баланс страны). Денежные переводы представляют собой наиболее ощутимую выгоду международной миграции;
    • инвестирование доходов эмигрантов в отечественную экономику (что способствует ее развитию).

Отрицательные последствия эмиграции:14

    • отток квалифицированной рабочей силы («утечка мозгов»);
    • дефицит квалифицированной рабочей силы в стране-экспортере;
    • потеря части доходов, связанных с подготовкой рабочей силы;
    • ухудшение демографической ситуации;
    • снижение налоговых поступлений в госбюджет.

2.2. Особенности трудовой  миграции

Международная миграция рабочей силы на современном этапе имеет особенности:15

  • Возрастание масштабов миграции;
  • К концу XX в. центрами притяжения рабочей силы стали страны и регионы ускоренного экономического развития, а не колонии, как раньше;
  • Увеличение внутриконтинентальной миграции;
  • Появление новых центров притяжения миграции. В настоящее время в мире сложились и функционируют 7 мировых центров притяжения рабочей силы: страны Западной Европы, Северная Америка, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, Австралия, Азиатско-Тихоокеанский регион, страны Латинской Америки, страны Африки (Северная Африка и ЮАР);
  • Промышленно развитые страны продолжают оставаться главными мировыми центрами притяжения рабочей силы;
  • Сформировался круг государств «специализирующихся» на экспорте своих трудовых ресурсов: Югославия, Пакистан, Турция, Польша, Испания, Португалия, многие из стран с переходной экономикой;
  • Среди трудящихся-мигрантов преобладают молодые люди (до 35 лет) преимущественно рабочих профессий;
  • Высок уровень нелегальной иммиграции во всех мировых центрах притяжения рабочей силы, что заставляет правительства ужесточать борьбу с ними;
  • Усиление значения государственного и международного регулирования трудовой миграции;
  • Усиление роли ТНК в миграционных процессах.
    1. Государственная миграционная политика.

 

 Государственная миграционная политика — это политика государства, которая направлена на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее.16

Миграционная политика подразделяется на иммиграционную и эмиграционную.

Существуют  три направления иммиграционной политики:17

  • Политика, основанная на ограничении пребывания иммигрантов в стране, о чем иммигранты сразу же предупреждаются;
  • Политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи;
  • Политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.

У большинства принимающих стран имеется селективный подход при регулировании иммиграции.18 Смысл его в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны стране, и при этом ограничивает въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов изменяется от страны, к стране, но обычно подразделяется на одну из следующих категорий:19

1. Работники, которые за минимальную оплату готовы выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу (к ним относятся строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие);

2. Специалисты для новых и  перспективных отраслей (к ним относятся программисты, банковские служащие);

3. Представители редких профессий (к ним относятся огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения);

4. Специалисты с мировым именем (к ним относятся музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели);

5. Крупные бизнесмены, которые переносят свою деятельность в принимающую страну, инвестируют капитал и создают новые рабочие места.

Основные ограничения иммиграционных потоков в законодательствах стран:

1) профессиональная квалификация. К уровню образования и стажу работы по специальности в странах, которые принимают мигрантов, существуют жесткие требования. Приоритет при найме на работу отдается тем специалистам, которые имеют 3-5 лет стажа работы по специальности;

2) ограничения личного характера. Также существуют довольно жесткие требования к состоянию здоровья в принимающих странах. (Люди, зараженные вирусом СПИД, наркоманы, психически больные люди – в страны не допускаются). Иммигранты обязаны предоставлять справку о состоянии своего здоровья, и эта справка должна быть заверена консульским учреждением принимающей страны, или же пройти медицинское обследование. Также, лицам, имеющим ранее судимость за

уголовные преступления, членам террористических организаций во многих случаях запрещается  иммигрировать.

3) количественное квотирование – метод государственного регулирования импорта рабочей силы.

Количественные квоты устанавливаются многими странами, принимающими иммигрантов.20 Квоты могут быть:

    1. вводятся для всей экономики в целом, определяя максимальное количество иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов;
    2. вводятся в рамках отдельных отраслей, определяя максимальное количество иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли;
    3. вводятся в рамках отдельных предприятий, определяя максимальное количество иностранных рабочих на одном предприятии;
    4. вводятся как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение одного года.

4) экономическое регулирование – это метод, который вводит финансовые ограничения. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить.21

5) временные ограничения. Многими странами устанавливаются максимальные сроки пребывания иммигрантов (иностранных работников) на их территории, по истечении которых они должны получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней, в противном случае они должны будут покинуть принимающую страну. В большинстве случаев для лиц, имевших в принимающей стране статус стажеров или студентов, предусматриваются жесткие правила, которые не позволяют продлить свое пребывание в стране, требующие обязательного выезда на родину, пребывания там минимум в течение нескольких лет, только после чего они приобретают право вновь приехать в принимающую страну;22

6) географические приоритеты. Многие страны, принимающие иммигрантов, законодательно устанавливают географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительство проводит в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона;23

7) запреты. Существуют явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу, которые обычно содержатся в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено. Запретами, которые прямо перечисляют отрасли и специальности, в которых работать иностранцам нельзя называются явными запретами. Запретами, которые наоборот, устанавливают перечень отраслей и специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, не допуская иностранцев называются скрытыми запретами. Обычно для любых передвижений иммигранта, изменения специальности, смены места работы требуется получать дополнительное разрешение иммиграционных властей, которые могут и отказать в его выдаче. Запрещена конечно же нелегальная иммиграция, которая в большинстве стран пресекается полицейскими методами, которые, правда, далеко не всегда эффективны;

8) программы стимулирования реэмиграции. Это такие программы, которые включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину.24

Выделяют следующие направления эмиграционной политики государств:

    • стимулирование трудовой миграции;
    • ограничение трудовой миграции;
    • создание условий для реэмиграции;
    • создание условий для адаптации реэмигрантов на родине.

Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:25

  • жесткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими финансовых и юридических гарантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов;
  • лимитирование выдачи загранпаспортов;
  • введение эмиграционных квот;
  • установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет;
  • проведение таможенной политики, предусматривающей таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов;
  • разработка программы рабочих мест для реэмигрантов;
  • выдача кредитов и предоставление льгот реэмигрантам на постройку и приобретение жилья, выдача кредитов для открытия собственного бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РОССИЮ.

3.1. Особенности привлечения  мигрантов

В ситуации сложности современных социальных процессов трудно на-дежно предсказать и спрогнозировать все последствия (политические, экономические, демографические, культурные и т.д.) массовых миграций.26

С одной стороны, миграционные процессы выполняют функцию перераспределения населения мира: компенсируют нехватку трудовых ресурсов в одних регионах (демографически  слабых, но экономически сильных) и демпфируют их избыток в других (демографических сильных, но экономически слабых).

С другой стороны, этническая миграция сегодня – это, в какой-то степени новый тип колонизации, захвата территории и ресурсов. Отсюда вытекает рост социальной напряженности и этнических конфликтов.

С миграционными проблемами россияне знакомы.27 Гастарбайтеров (с перев. с немецкого – приглашенный из другой страны рабочий), чаще всего из бывших советских республик, в основном Средней Азии, можно увидеть в разных регионах России. Сформировались даже мифы профессионального разделения труда. Ранее считалось, что ремонт квартир часто занимают молдаване. После появления телепередачи «Наша Раша» возник миф, что по-настоящему ремонтом занимаются таджики, а не молдаване. Дополняет картину репортажи по телевизору: китайцы, вьетнамцы – на подпольных обувных, пошивочных мастерских. Известен скандал с высылкой нелегальных грузинских мигрантов. Да еще многие, наверное, знают, что у США большие проблемы с нелегальными мигрантами – американцы даже решили частично стеной отгородиться от Мексики, чтобы пресечь поток мексиканцев-нелегалов в США. Иногда в телерепортажах показывают очередное задержание пограничниками или спасение тонущих небольших переполненных людьми баркасов, которые из Африки пытаются приплыть в Европу (Италию, Францию и др. страны), соседствующие через море с Европой. (Приложение1).28

В начале ноября Всемирный банк опубликовал  доклад о миграции/ перемещении людей через границу с учетом туристов/ и доходах мигрантов в 2009 и в 2010 г.29

В мировом миграционном пространстве Россия занимает  статус страны, принимающей мигрантов. Положительный миграционный баланс сегодня демографически оправдан: он частично возмещает катастрофическую убыль собственного населения и возникающий при этом дефицит трудовых ресурсов. В сложившейся ситуации ставится ряд актуальных вопросов:

    • Какие тенденции прослеживаются во взаимоотношениях между мигрантами, приезжающими в Россию, и коренным населением?
    • Какая формируется модель взаимодействия между мигрантами и принимающей средой: модель интеграции или изоляции?
    • Как повлияет миграция на социальную стабильность и устойчивость общества?

Ниже я привожу данные VI этапа Мониторинга социальной сферы России,

которые позволяют очертить некоторые, протекающие в этой сфере тенденции.30

Результаты исследований показывают, что в настоящее время между мигрантами и принимающей средой  увеличивается социальная дистанция, растет социальный разрыв, а также растет культурная дистанция между мигрантами и местным населением. Мигранты и коренные жители России стремятся обособиться и изолироваться друг от друга, создать свои собственные социокультурные пространства на единой территории страны, региона, города.

При ответе на вопрос «Считаете ли Вы, что для преодоления дефицита населения и рабочей силы в  России следует привлекать мигрантов на временную работу?» мнения россиян разделились: 44,6% респондентов считают, что следует, и примерно столько же (43%) – что не следует.31

Информация о работе Причины и основные тенденции международной трудовой миграции рабочей силы в мировой экономике