Преграничные регионы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 00:04, реферат

Краткое описание

Огромные пространства России оказались в положении пограничных, сформировав так называемую зону 'нового приграничья'. 24 субъекта России оказались в положении приграничья впервые, 3 субъекта РФ приобрели дополнительные границы со статусом государственных. В недалеком прошлом они имели абсолютно прозрачный характер, являясь по основным параметрам формальными. В настоящее время в связи с изменением их политического статуса открытость границ резко понизилась, а барьерная функция возросла, что привело к изменению условий и факторов социально-экономического развития территорий "нового приграничья" России.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………2
1. Приграничный пояс России: проблемы и тенденции развития…………4
2. Социально-экономические и геополитические особенности
приграничных субъектов Российской Федерации………………………….7
3. Роль приграничного сотрудничества в развитии приграничных
регионов ……………………………………………………………………10
4. Развитие приграничного сотрудничества……………………………..19
Заключение …………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Приграничные регионы.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение ………………………………………………………………………2

1. Приграничный пояс России: проблемы и тенденции развития…………4

2.  Социально-экономические и геополитические особенности   

приграничных субъектов  Российской Федерации………………………….7

3. Роль приграничного сотрудничества в развитии приграничных

регионов ……………………………………………………………………10

4. Развитие приграничного  сотрудничества……………………………..19

Заключение …………………………………………………………………21

Список литературы…………………………………………………………24

 

ВВЕДЕНИЕ

Огромные пространства России оказались в положении пограничных, сформировав так называемую зону 'нового приграничья'. 24 субъекта России оказались в положении приграничья впервые, 3 субъекта РФ приобрели дополнительные границы со статусом государственных. В недалеком прошлом они имели абсолютно прозрачный характер, являясь по основным параметрам формальными. В настоящее время в связи с изменением их политического статуса открытость границ резко понизилась, а барьерная функция возросла, что привело к изменению условий и факторов социально-экономического развития территорий "нового приграничья" России.

Объект: государство.

Предмет: приграничные регионы России.

Цель: осветить основные формы и методы осуществления функций приграничных регионов России, рассмотреть теоретические основы вопроса о функциях и роли государства.

Задача: 

• раскрыть проблемы и тенденции развития приграничных регионов России, а также социально-экономические и геополитические особенности приграничных субъектов Российской Федерации;

• рассмотреть особенности развития российского порубежья и роль приграничного сотрудничества в развитии приграничных регионов;

• раскрыть развитие приграничного сотрудничества.

Приграничные территории - это территории государства, прилегающие  к государственной границе, выполняющие  особые приграничные функции и обладающие в связи с этим специфическими особенностями. Главным фактором, обуславливающим специфику приграничья, является его географическое положение.

Суть экономико-географического  подхода к исследованиям приграничных территорий состоит в том, что география помогает понять принципиальную неоднородность приграничья, оценить ее индивидуальные особенности и дать рекомендации по формированию системы региональной политики применительно к приграничным регионам.

В связи с выше сказанным, практическое значение приобретает разработка методических основ оценки значимости государственной границы и приграничных территорий. Последнее, обуславливается тремя основными факторами: социально-экономическим потенциалом приграничных территорий, геополитической значимостью и индивидуальными особенностями границы. Однако, значимость государственной границы может проявляться по-разному: не только через ее контактную (развитие приграничного сотрудничества, создание СЭЗ и т.д.), но и барьерную функцию (геополитическая ситуация, территориальные споры и др.).

 

  1. Приграничный пояс России: проблемы и

тенденции развития.

Наблюдается устойчивый рост научного интереса к проблематике государственных границ и приграничных районов. Это обусловлено глобализацией экономики, развитием регионального сотрудничества, кардинальными изменениями на политической карте мира, тенденциями к углублению демократии в общественном развитии

Государственные границы  влияют на развитие приграничных районов  и  страны в целом через свои фундаментальные свойства - барьерность и контактность.[1,с.35-46]

Обособляясь от внешнего мира посредством границ, государство  защищает интересы национальных производителей и потребителей и тем самым  реализует свою протекционистскую  функцию.

  Контактность выражается в проводимости национальных границ для перемещения через них товаров, людей, финансов, информации. Она обусловлена степенью либерализации внешних гуманитарных и экономических связей, регулируемых нормативно-правовыми актами; развитостью институтов, обеспечивающих двусторонние и многосторонние международные связи (торговые палаты и представительства, двусторонние комиссии, советы, фонды, ассоциации и т.д. по содействию развитию международных экономических и гуманитарных контактов, консалтинговые и посреднические компании и др.);  уровнем развития пограничной инфраструктуры (транспортной, таможенной, туристической и др.); уровнем экономического развития приграничных территорий и характером их участия в международных связях.

Преследуя определенные экономические, политические и гуманитарные цели, государства создают довольно сложный механизм  общения с внешним миром, в котором сочетаются элементы либеральной и протекционистской политики. Общемировой тенденцией последних десятилетий является: постепенная либерализация; она ускорила формирование внешнеторговых связей с понижением тарифных ставок и сокращением нетарифных ограничений.

Изменение соотношения  между контактностью и барьерностью государственных границ происходит неравномерно у стран разного  уровня развития и разной степени вовлеченности в процессы глобализации. Например: развитые страны стремятся устранить барьеры на пути движения капиталов, информации, услуг, но одновременно поставить мощный заслон на пути перемещения рабочей силы и регламентировать поступление товаров из бедных стран с низкой стоимостью рабочей силы путем введения квот, контингентов, жестких требований к  качеству, ограничений по объемам поставок тех или иных товаров в рамках межгосударственных соглашений и т.д.

Бедные страны, в свою очередь, хотят расширить свое присутствие на товарных рынках развитых стран, иметь гарантированную возможность экспорта рабочей силы и получать стабильную финансовую подпитку от развитых стран. Согласование разнообразных и противоречивых либерализационных интересов отдельных стран в рамках ВТО представляет весьма сложную, а подчас и неразрешимую задачу.

В целом общей закономерностью  является прямая зависимость контактности границ от:  уровня развития стран-партнеров,  сходства уровней развития,  однотипности   экономических и правовых систем,  взаимной близости и соседства. При неисполнении этих условий соответственно  возрастает значение барьерных функций государственных границ.

Проблематика приграничья  содержит в себе многие противоречия характерные для современного этапа развития. Среди них следует выделить противоречия между:  глобализацией экономики, опирающейся на широкую либерализацию межгосударственных экономических отношений, и протекционистской сущностью государств;  культурной унификацией в рамках глобализма и национальной (региональной) культурной идентичностью;  богатыми (центральными) и бедными (периферийными) странами и районами стран;  международной региональной интеграцией (сотрудничеством) стран и их суверенитетом;  политическими центрами, стремящимися укрепить или сохранить властную вертикаль, и подчиненными им территориями, желающими расширения своих прав и полномочий и в частности в том, что касается международной деятельности. По сути, эти противоречия можно свести к проблеме соотношения однородности и различий (континуальности и дискретности) в динамике мирового пространства, в которой ключевую роль играют государственные границы и приграничные территории.

Особое значение проблематика приграничных районов имеет для  России, имеющей громадный пограничный периметр, который составляют весьма различные по природным, демографическим, экономическим и т.д.  характеристикам территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Социально-экономические и геополитические особенности приграничных субъектов Российской Федерации

 Общая протяженность  государственных границ России  равняется 60933 км, в том числе  38807 км морских. Среди 89 субъектов  РФ у 48 одна из границ совпадает  с межгосударственной, проходящей  по морю, суше или рекам. По  этому формальному признаку мы  и определяем приграничные субъекты РФ.  Причем у 21 межгосударственные границы являются старыми, унаследованными от советского периода. У стольких же они являются новыми, возникшими в связи с распадом СССР.  У Астраханской, Калининградской и Ленинградской областей, Краснодарского края, Республик Дагестан и Алтай межгосударственные границы представляют собой сочетание старых и новых границ.

Большая часть периметра  морских границ приходится на арктические  моря (19,7 тыс. км) с небольшим по объему или практически отсутствующим международным судоходством. Поэтому приполярные субъекты федерации с определенной долей условности можно относить к приграничными.

От Республики Карелия  при движении на восток и до Республики Алтай плотность населения в  приграничных субъектах РФ существенно меньше среднероссийской - 8,6 чел. на кв. км. В этом громадном по площади и протяженности окраинном ряду регионов небольшое исключение составляет только Приморский край. Наиболее высокую плотность населения - более 50 чел. на кв. км в остальной части периметра приграничных субъектов РФ имеют Краснодарский край, Калининградская и Белгородская области, республики Северная Осетия и Кабардино-Балкария.

У большинства приграничных субъектов РФ объем РВП на душу населения ниже среднего по стране уровня (у 39 из 48). Среди рассматриваемых регионов наиболее высок этот показатель у Ямало-Ненецкого АО.

Только у 6 субъектов  РФ отношение денежных доходов населения  к прожиточному минимуму выше среднего по России значения. Эти показатели в самом общем виде отражают, с одной стороны, глубинное внутриматериковое размещение экономики страны, высокую долю ее ресурсной составляющей, а, с другой, бедность и социальное неблагополучие большинства приграничных регионов. Такая территориальная организация российской экономики имеет историческое объяснение. Положение вблизи государственной границы бывшего СССР сдерживало экономическое развитие приграничных территорий. Военноопасный, барьерный характер границ 20 - 60 гг. вынуждал размещать производство в глубинных районах страны. Кроме того большая часть пограничного периметра проходит по неосвоенным слабозаселенным пространствам российского Севера и Востока. Новые границы, возникшие в результате распада СССР, также проходят в своем большинстве по экономическим лакунам, расположенным между столичными и региональными центрами новых государств.

В результате этого наследия пояс приграничных территорий сегодня в  среднем является менее развитым и экономически более депрессивным, чем схожие по уровню освоенности  глубинные территории. Необходимо подчеркнуть также и то, что большинство регионов российского порубежья имеют крайне слабый потенциал участия во внешнеэкономических связях.[2,с.30-32] Сегодня пояс приграничных субъектов РФ представляет собой своего рода структурный барьер вхождения России в мировую экономику.

Исторически страны - непосредственные соседи играют важную экономическую  и политическую  роль для России. Они сильно различаются по размерам и структуре хозяйства, уровню развития, культурным особенностям. Необходимо подчеркнуть, что, будучи сравнительно бедной страной (ВВП на душу населения составляет около 3 тыс. долл., что в 7-10 раз меньше, чем у наиболее развитых стран мира), Россия большей частью своего периметра граничит с еще более бедными странами. Особенностью является также и то, что большая часть приграничных территорий, соседних с Россией стран, являются менее развитыми их частями.

В культурно-цивилизационном плане  регионы, выходящие к старым  государственным  границам, одновременно граничат с  иными культурными системами: европейской и китайской. Граница с Монголией не является пороговым культурным рубежом, поскольку Бурятия и Тува близки к  монголо-ламаистской культурной системе. Еще ярче это выражено у новых границ с Белоруссией и Украиной, которые проходят по территориям однородным в культурном отношении. На Кавказе государственные границы соприкасаются со странами  относящимся к разным культурным системам. Но на значительной ее части культурный рубеж (исламский) смещен вглубь России. Граница с Казахстаном формально является границей с исламским миром.[3] Но в силу высокой доли русского населения в приграничных с Россией районах Казахстана можно говорить о смещении культурного рубежа относительно государственной границы вглубь этой страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Роль приграничного сотрудничества в развитии приграничных регионов

В экономической и  культурной жизни приграничных районов  России важную роль играет сотрудничество со смежными регионами соседних стран. Оно осуществляется при отсутствии специального законодательства.

Его правовую базу образуют нормативно-правовые документы, регулирующие отношения на трех юридических ярусах. Первый составляют федеральные юридические  акты образующие основы правового режима международных связей и внешнеэкономической  деятельности федерации и ее субъектов. Наиболее важными среди них являются законы «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и «О международных договорах Российской федерации», «Таможенный кодекс и таможенный тариф», «О государственной границе РФ».

Информация о работе Преграничные регионы