Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:37, курсовая работа
Цель, предмет и объект исследования определили необходимость постановки следующих задач:
1. Рассмотреть предприятие как субъект предпринимательской деятельности.
2. Изучить нормативно-правовое регулирование деятельности предприятий.
3. Более подробно разобрать организационно-правовые формы предприятий.
4. Установить главные принципы деятельности предприятия (фирмы).
Одной из разновидностей картеля являются синдикаты, представляющие собой совокупность предприятий с централизованной функцией сбыта или снабжения. Участники синдиката теряют при этом коммерческую независимость, сохраняя юридическую и производственную.
Концентрируя в единых органах сбыта определенный вид продукции, синдикаты получают возможность регулировать условия продажи на рынке. При концентрации снабженческих функций предприятия, входящие в состав синдиката, экономят на издержках производства за счет оптовых закупок сырья, материалов и комплектующих.
Еще одной разновидностью объединения на основе картельного соглашения является пул, получивший распространение в области использования проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул.
В условиях рыночной экономики широкое распространение получили холдинговые компании. Холдинг — акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных предприятий для осуществления контроля над их операциями. На основе принципа концентрации образуются такие объединения, как синдикаты, тресты, концерны и другие разновидности. Трест является примером наиболее тесного объединения предприятий. Предприятия, входящие в его состав, теряют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность и превращаются в подразделения треста. Тресты могут объединять предприятия одной или нескольких отраслей. Слияние предприятий в трест может происходить либо через включение одного предприятия в состав другого, либо образованием нового предприятия.
Широко распространенной формой интеграции предприятий является концерн. Концерн представляет собой горизонтальное, вертикальное или диверсификационное объединение предприятий, которые сохраняют свою юридическую самостоятельность, но финансовый контроль и определенные функции по снабжению, производству и маркетингу взяты в единое управление.
Для создания концерна требуется провести серьезную подготовительную работу. В ее основе — умение показать те преимущества, которые могут иметь предприятия, вошедшие в состав концерна.
Можно выделить пять направлений в системе мотивационного механизма концерна: научно-техническое, производственное, организационное, финансовое, социальное. Варианты создания концерна и отношения между предприятиями внутри него могут быть различными. Так, в концерне, основанном на подчинении, одно из предприятий владеет контрольным пакетом акций и господствует на основе владения капиталом над другими предприятиями. Имеют место концерны, основанные на равноправии предприятий, интегрирующихся под общим руководством.
Финансово-промышленные группы
В настоящее время на первый план российских экономических преобразований выходит формирование предприятий в финансово- промышленные группы (ФПГ). В этих хозяйственных структурах аккумулируются интегрированные возможности финансового, промышленного и торгового капитала. ФПГ могут во многом содействовать стабилизации экономики в нашей стране.
Важнейшие предпосылки, обусловливающие необходимость создания ФПГ, следующие:
> необходимость соединения процессов приватизации, демонополизации и структурной перестройки промышленности;
> острая потребность в создании новой системы инвестирования промышленности;
> рост количества коммерческих банков и торговых фирм, являющихся потенциальными инвесторами в промышленность;
> наличие серьезного финансово-инвестиционного кризиса в промышленности, особенно в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
> необходимость укрепления и обновления сложившихся технологических цепочек и кооперированных связей, в том числе с государствами СНГ;
> сложность и недостаток опыта выхода отечественных предприятий на внешний рынок;
> потеря значительной доли внутреннего товарного рынка России из-за появления на нем крупных зарубежных компаний.
ФПГ создаются не только на базе технологически и кооперационно связанных предприятий, но и на основе диверсификации деятельности промышленных предприятий.
Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания либо основные и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу.
Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками ФПГ на условиях, определяемых собственником их имущества.
В состав участников ФПГ могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе.
ФПГ, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств — членов СНГ, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы. Для таких ФПГ национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности.
Выводы по Главе 1
В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие выступает ее основным звеном. Именно оно определяет деловую активность национального хозяйства, именно здесь происходит создание продукции, непосредственная связь работника с капиталом. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного использования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. При этом предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов участвуют в реализации социальных программ.
Складывающаяся в России рыночная система хозяйствования обусловливает необходимость переосмысления форм и методов ведения экономики предприятия. Очевидно, что они должны быть иными, чем ранее: многообразными по форме, быстро адаптирующимися к меняющейся обстановке и предполагающими предпринимательское поведение во взаимодействии одновременно со многими субъектами рыночной экономики.
У предприятий постоянно возникают вопросы, требующие решения: как должна работать экономика предприятия; от чего зависит эффективность ее ведения; как работать с поставщиками и потребителями; в каких случаях необхо-дима ориентация на оптовую торговлю и в каких - на розничную; как стимулировать высокопроизводительный труд; какие факторы определяют успех в конкурентной борьбе и т.д.
Поиск ответов на эти вопросы нередко происходит на основе так называемого метода проб и ошибок, что в нынешних условиях дорого обходится не только предприятию, но и обществу в целом. Основной причиной этого является не простое умение, а скорее, незнание руководителями форм и методов работы в условиях рыночной системы хозяйствования.
Глава 2. Главные принципы деятельности предприятия
2.1.Создание нового предприятия
Образование нового предприятия или расширение действующего определяется следующими факторами:
- наличием неудовлетворенного спроса на продукцию (услуги);
- наличием капитала и ресурсов, необходимых для организации производства продукции;
- уровнем развития науки и техники в соответствующей отрасли производства.
Создание нового предприятия в основном преследует следующие цели:
- выпуск продукции (оказание услуг), в которой нуждаются потребители и получение прибыли за счет ее реализации;
- вовлечение в производство незанятого трудоспособного населения и решение тем самым социальной проблемы безработицы;
- вовлечение в производство имеющихся дополнительных природных ресурсов;
- изготовление принципиально новых видов промышленной продукции и использования передовых достижений науки и техники;
- удовлетворение личных интересов отдельных граждан или группы лиц, создающих малые предприятия для индивидуальной или совместной деятельности.
Создание предприятия предусматривает выполнение ряда обязательных этапов:
- определение состава учредителей и разработка учредительных документов;
- заключение учредителями договора о создании и деятельности предприятия;
- утверждение устава предприятия и оформление протокола №1 ;
- открытие временного счета в банке;
- регистрация предприятия;
- передача сведений о предприятии для включения в государственный реестр;
- внесение участниками предприятия полностью своих вкладов в банк;
- открытие постоянного расчетного счета в банке;
- регистрация предприятия в районной налоговой инспекции;
- получение разрешения на изготовление круглой печати и углового штампа;
- изготовление круглой печати и углового штампа.
Одним из наиболее сложных этапов организации своего дела (предприятия) является подготовка учредительных документов: Устава предприятия и Договора учредителей о создании предприятия.
Оформление учредительных документов
Единой формы устава не существует. Однако в нем должны быть отражены:
- организационно-правовая форма предприятия;
- наименование и местонахождение предприятия;
- предмет и цели деятельности;
- органы управления и контроля, их компетенция;
- размер уставного фонда и источников его образования;
- учредители, их адреса и денежный вклад каждого учредителя;
- порядок распределения прибыли и возмещение убытков;
- система учета и отчетности;
- условия реорганизации и прекращения деятельности.
Как правило, в устав включаются правовые основы деятельности предприятия, положения об организации, оплате и стимулированию труда, социальном обеспечении работников, порядке разрешения споров, страховании имущества.
Устав рекомендуется составлять предельно внимательно. Любая коммисоя начинает проверку предприятия с выяснения соответствия практической деятельности, указанной в уставе. В случае несоответствия может встать вопрос о перерегистрации предприятия или даже приостановки его деятельности. Во избежание возможных конфликтов между участниками и работниками предприятия как в части управления, так и части распределения прибыли, в уставе следует особенно подробно иоговорить вопросы собственности и распределения доходов.
Состав владельцев предприятия, предприниматель выступает одновременно и как гражданин, имеющий личное имущество, и как представитель юридического лица – предприятия. Для того, чтобы имущественная ответственность частного лица и предприятия не пересекались, при организации предприятия необходимо отразить это в уставе и обособить личное имущество от имущества предприятия необходимо на случай банкротства или иных финансовых проблем. Для этого необходимо при создании предприятия составить баланс, в котором отразить стоимость имущества предприятия и его денежные средства. К балансу следует приложить инвентарный список данного имущества.
В Договоре учредителей о создании и деятельности предприятия указывается его организационно-правовая форма. При этом рекомендуется руководствоваться следующим:
- если учредитель единственный владелец, то следует открыть частное предприятие (ИП);
- если учредителей двое или более, то наиболее эффективной формой будет общество с ограниченной ответственностью;
- если учредителей несколько и требуется значительные капитальные вложения, которые не могут быть полностью обеспечены за счет средств учредителей, то следует создавать акционерное общество и получить дополнительные средства за счет выпуска и продажи акций.
Кроме этого в Договоре учредителей отражаются сроки внесения вкладов в уставной фонд и их вид (денежные средства, здания, оборудование, земельные участки, ценные бумаги и т.п.), а также другие вопросы создания предприятия и организация его деятельности.
В протоколе №1 собрания учредителей фиксируется решение о назначении директора предприятия и председателя ревизионной комиссии.
2.2. Государственная регистрация предприятий
Государственная регистрация создаваемого предприятия осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации».
При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрируемый орган представляются;