Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:54, курсовая работа
Актуальность. Основу рыночной экономики любой страны составляет предпринимательство, осуществляемое малыми и средними предприятиями.
Предпринимательство как одно из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
При использовании аутсорсинга в России проявлялись следующие его недостатки:
Одним из первооткрывателей аутсорсинга считается всемирно известная фирма Kodak. В начале 90-х годов прошлого века руководство компании пришло к неожиданному решению — достижение мирового лидерства в сфере высоких технологий не является основной целью компании. В результате, топ-менеджеры решили передать все IT-звено компании IBM, которая как раз и стремилась к лидерству в упомянутой сфере. Процесс, как и предполагалось, оказался взаимовыгодным. Kodak обеспечила себе отличное обслуживание информационных систем, а IBM получила очень выгодный долгосрочный контракт. Сотрудники IBM получили возможности дальнейшего повышения квалификации.
Ещё одним примером внедрения аутсорсинга является иллюстрация современной стратегии развития компании Nike. Она пошла ещё дальше, передав на аутсорсинг производство спортивной одежды, распространение и реализацию. Сама же компания оставила за собой лишь дизайн производимой одежды и управление патентами, товарными знаками.
В европейских странах
интересы малого бизнеса
В ФРГ правительство стало оказывать широкую поддержку малым и средним предприятиям сразу после Второй мировой войны. Уже в 1948 г. в Германии был создан Банк кредитных гарантий для управления денежными средствами, поступающими на восстановление Европы по так называемому плану Маршалла. Одновременно были созданы и региональные кредитные корпорации. За период своего существования эта система предоставила мелким и средним предпринимателям более 100 тыс. гарантий на общую сумму около 10 млрд. марок. Благодаря таким мощным гарантиям было реализовано коммерческих кредитов, лизинговых контрактов и венчурного финансирования на общую сумму 14 млрд. марок.
После объединения Восточной и Западной Германии для возрождения малого бизнеса на территории бывшей ГДР правительство ФРГ наметило и осуществляет федеральную программу субсидирования мелких и средних фирм в целях повышения в них доли собственных средств.
Интересно отметить, что
с 1976 г. в ФРГ существует особое положение,
регулирующее участие мелких и средних
фирм в выполнении государственных
заказов. Если мелкие фирмы считают
себя обойденными в дележе таких
заказов, они могут обратиться с
жалобой в соответствующие
Важная часть программы
содействия мелким и средним предпринимателям
- обучение кадров, которое осуществляется
через системы торгово-
В США ведущим органом государственной поддержки малого бизнеса является Администрация малого бизнеса (Small Business Administration, SBA), ее региональные и местные отделения. Кроме того, в этом участвуют комитеты конгресса по делам малого бизнеса и многочисленные специальные органы в министерствах, ведомствах и местных органах власти.
SBA решает три важнейшие
задачи: обеспечение финансовой
поддержки малых и средних
предприятий; содействие в
Федеральный аппарат SBA насчитывает 1100 человек. Помимо этого в каждом из 50 штатов функционируют региональные отделения численностью по 30-40 человек. Чиновники SBA в центре и на местах не руководят предприятиями малого бизнеса. В их задачу входят предоставление информации о состоянии рынка, выполнение экспертных заключений для тех, кто только собирается начать собственное дело.
По данным Администрации малого бизнеса США, 60 % фирм начали свою работу на дому при поддержке Министерства труда США. Около 21 млн. американцев (17 % всех занятых) благодаря малому бизнесу работают при неполном рабочем дне.
В руководстве предприятиями малого бизнеса участвуют все больше женщин. 1,4 млн. предприятий малого бизнеса, владельцами которых являются женщины, получают за год 2,8 млрд. долл. прибыли. 60 % женского бизнеса сосредоточено на дому.
В малом бизнесе США 55 % инноваций поддерживается спонсорами ассоциации – SBA. На крупные предприятия поступает 26 % средств, направляемых из федерального бюджета на научные исследования и развитие, в то время как на предприятия малого бизнеса приходится лишь 11 % этих средств.
80-е годы XX в. были отмечены
в США резким ростом
Многочисленные мелкие инновационные
предприятия стали в США
Опыт США показывает, что в условиях ресурсной необеспеченности малого инновационного бизнеса важнейшим фактором его существования становится организация своеобразной сети его поддержки:
• финансовой (наличие многочисленных доступных источников рискового капитала);
• материально-технической (сдача в аренду и возможность покупки, в том числе на льготных условиях, средств производства – зданий и сооружений, техники, научного оборудования, транспортных средств, копировальной техники и т.д.);
• информационной (обеспечение возможностей пользования информационными сетями и техническими библиотеками, доступа к базам данных и т.д.);
• консультативной (развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчетности, оформления патентов).
На создание этой сети направлены сегодня усилия федерального правительства, штатов, местных органов власти, общественности, университетов, частного бизнеса.
Политика стимулирования
инновационной активности малого бизнеса
проводится на всех уровнях государственного
управления – от федерального правительства
до муниципалитетов. Главным в государственной
политике в этой области стало
создание своего рода инновационного
климата, т.е. обеспечение благоприятных
экономических, правовых, организационных,
психологических и других условий
для возникновения и развития
новых фирм, в первую очередь занятых
генерированием, освоением и коммерциализацией
научно-технических
Целенаправленное бюджетное
финансирование осуществляется в форме
безвозвратного субсидирования через
предоставление льготных займов и заключение
контрактов на разработку новой продукции
и технологии. В целом малый
бизнес США получает 3,4-4 % общих федеральных
затрат на исследовательские работы.
До трети расходов мелких фирм на исследования
и разработки в той или иной
форме финансируется
Программы безвозвратного субсидирования осуществляют в основном два федеральных ведомства: SBA и Национальный научный фонд (National Science Foundation, NSF).
Программы предоставления льготных
займов осуществляются SBA в виде прямых
займов, долевого участия в займах
коммерческих банков и гарантирования
займов коммерческих банков. Прямые займы
выделяются SBA из собственных кредитных
источников. Размер займа не превышает
150 тыс. долл. при максимальной ставке
7 %. Займы предоставляются на сроки:
до шести лет – на текущие нужды;
до 20 лет – на приобретение оборудования,
земельной собственности и
Однако, как показывает американская
практика, формы прямого субсидирования
через – государственные
Вторым важнейшим направлением
государственной инновационной
политики в отношении малого инновационного
бизнеса, осуществляемой на уровне федерального
правительства, является привлечение
частного капитала для финансирования.
Оно реализуется
Сегодня в США действуют
компании венчурного финансирования трех
типов: корпоративные (дочерние компании
крупных корпораций), независимые
и частные инновационные
Обследование рисковых предприятий в США показали, что 15 % фирм терпят неудачу, 25 % теряют больше, чем приобретают, 30 % едва сводят концы с концами и только около 30 % успешно действуют на рынке. И, несмотря на это, венчурный рисковый бизнес в США продолжает функционировать.