Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:54, курсовая работа
Актуальность. Основу рыночной экономики любой страны составляет предпринимательство, осуществляемое малыми и средними предприятиями.
Предпринимательство как одно из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Основу рыночной экономики любой страны составляет предпринимательство, осуществляемое малыми и средними предприятиями.
Предпринимательство
как одно из конкретных форм
проявления общественных
Статистика показывает, что в развитых странах на долю их производства приходится более половины всей производимой продукции. В России этот показатель гораздо ниже в силу несовершенства законодательства, регулирующего сферу предпринимательства, недостаточного инвестирования, высокой налоговой нагрузки и т.д.
Важность развития предпринимательства в Татарстане нельзя переоценить.
Во-первых, предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.
Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.
В-третьих, создавать
атмосферу конкуренции. В-
Важной функцией предпринимательства является его социальная функция, связанная с возможностью поглощать большую часть незанятой рабочей силы, снижать социальную напряженность, возникающую в условиях хронической безработицы, экономических кризисов.
Экономически выгодно и актуально, чтобы появление большого числа в России малых фирм привело к созданию новых рабочих мест, принесло реальные деньги в бюджет государства, что особенно важно, учитывая необходимость возрождения экономики Российской Федерации в современных условиях рынка.
Но предпринимательству также нужна поддержка, для чего необходимо:
- качественное улучшение
информационно-методической
- проведение инвентаризации
бездействующих
- разработка и распространение
на этой основе различных
- обеспечение правовых
и организационных основ
Во всем вышесказанном и заключается актуальность избранной нами темы исследования.
Целью данной работы является исследование процессов становления и развития предпринимательства в Республике Татарстан.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучение учебно-методической и научной литературы, статей, журналов и других материалов по теме работы, информации ресурсов Интернета по вопросам работы;
- исследование понятия
и основных характеристик
- исследование
- исследование правового
регулирования и организации
предпринимательства в
- анализ проблем в области развития предпринимательства.
Объектом исследования в работе является предпринимательство как социально- экономическое явление.
Предмет исследования - развитие предпринимательства в России и Республике Татарстан.
Малый бизнес - бизнес, опирающийся
на предпринимательскую
Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.
К субъектам малого и среднего
предпринимательства относятся
внесенные в единый государственный
реестр юридических лиц
Доля внешнего участия в капитале малого и среднего бизнеса не должна превышать 25 %.
Для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования); (п.1 ч.1 ст.4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
В зависимости от средней численности работников за календарный год предприятия подразделяются на:
С 1 января 2008 г. согласно постановлению
Правительства Российской Федерации
от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные
значения выручки от реализации товаров
(работ, услуг) за предшествующий год
без учета налога на добавленную
стоимость для следующих
Анализ возможностей и
ограничений развития МСБ требует
определения его социально-
Во-вторых, МСБ производит и поставляет широкий спектр товаров и услуг, создает новые рынки, способствуя расширению ассортимента товаров и услуг.
В-третьих, малые и средние компании способствуют повышению общеэкономической эффективности, выступая в качестве субподрядчика и поставщика крупных предприятий. В-четвертых, МСБ способствует снижению транзакционных издержек взаимодействия субъектов на рынке, гибко реагируя на изменения внешних условий, меняющиеся запросы и потребности клиентских групп, обеспечивая информационную открытость и близость к потребителю. Отдельно необходимо упомянуть о свойствах малого бизнеса: создавать и внедрять инновации; и его роли в формировании в обществе «духа предпринимательства».
Экономика развитых стран
представляет собой двухуровневую
систему, один уровень которой составляют
крупные компании, а другой –
малые и средние предприятия.
Общая эффективность
В отличие от крупных, малые и средние предприятия развитых стран обеспечивают благосостояние основной массы населения. Они чаще действуют на внутренних региональных рынках, не имея выхода и влияния на центральное правительство. Однако адекватные условия для развития малого и среднего бизнеса создаются за счет эффективного государственно-частного взаимодействия: правительства привлекают компании при подготовке и изменении институциональной среды.
Обозначенные выше особенности характерны для малого и среднего бизнеса в развитых странах. В России они принимают несколько иные очертания.
Одним из важных факторов, влияющим
на эффективность взаимодействия государства
с малым и средним бизнесом
в России, является непродолжительный,
если сравнивать с развитыми странами,
период существования самого института
предпринимательства. Законодательная
база для бизнеса на территории нашей
страны была заложена в 1987 г. с принятием
законов «Об индивидуальной трудовой
деятельности» и «О кооперации в
СССР». Очевидно, что за немногим более
чем двадцатилетний период затруднительно
построить эффективную систему
государственно-частного взаимодействия.
«Отягощающим» фактором послужило
и то, что формирование отношений
власти и предпринимательства
Низкая эффективность
государственно-частного взаимодействия
на начальном этапе можно
В дальнейшем факторами, препятствующими
развитию предпринимательства в
России, стала неразвитость правовой
среды, отсутствие необходимой инфраструктуры,
административные барьеры, криминал, социально-экономическая
нестабильность. Показательно, что
рост числа малых и средних
предприятий в стране происходил
до 1994 года, а в последующий период
их число находилось на уровне, примерно
1 миллиона. В конце 1990-х годов
мировая экономическая
Особой чертой взаимодействия власти с малого и среднего бизнеса в России является «своизм» – стремление отдельных представителей малого и среднего бизнеса сформировать для себя индивидуальные условия при работе с чиновниками. Такие отношения, при которых общие правила игры для МСБ нарушаются в ущерб интересам отдельных игроков, существенно ограничивают возможности экономического роста страны. Во-первых, они подавляют состязательность и конкуренцию как фундаментальное свойство малого и среднего бизнеса. Во-вторых, создают барьеры для входа на рынок новых участников.
Формирование данной модели
является, по всей видимости, следствием
трансформационного спада отечественной
экономики в условиях, когда были
ограничены возможности коллективного
участия субъектов МСБ в
Характерной чертой российского малого (преимущественно) и среднего предпринимательства является «третьестепенность» его инновационной функции. В США на долю малых предприятий приходится половина патентуемых инноваций. В России малые предприятия – сфера «экономического выживания» для значительной части населения. Инновационность малого бизнеса в России заключаются в активном внедрении и адаптации иностранных технологий. Малое предпринимательство оказывается своеобразной «губкой», впитывающей и распространяющей на локальном уровне инновации, созданные за рубежом. Слабость инновационной составляющей МСБ России связана с тем, что «низкоинтеллектуальная» деятельность в данном секторе (торговля, общественное питание) гораздо менее рискованна и более доходна. Вторая причина слабости «интеллектоемкого» бизнеса проистекает из отсутствия или слабости соответствующей инфраструктуры.