Предпринимательство в РФ,РТ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Основу рыночной экономики любой страны составляет предпринимательство, осуществляемое малыми и средними предприятиями.
Предпринимательство как одно из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Файлы: 1 файл

предпринимательская деятельность РФ,РТ.docx

— 66.27 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Основу рыночной экономики любой страны составляет предпринимательство, осуществляемое малыми и средними предприятиями.

 Предпринимательство  как одно из конкретных форм  проявления общественных отношений  способствует не только повышению  материального и духовного потенциала  общества, не только создает благоприятную  почву для практической реализации  способностей и талантов каждого  индивида, но и ведет к единению  нации, сохранению ее национального  духа и национальной гордости.

Статистика показывает, что  в развитых странах на долю их производства приходится более половины всей производимой продукции. В России этот показатель гораздо ниже в силу несовершенства законодательства, регулирующего сферу  предпринимательства, недостаточного инвестирования, высокой налоговой  нагрузки и т.д.

Важность развития предпринимательства  в Татарстане  нельзя переоценить.

Во-первых, предпринимательство  обеспечивает необходимую мобильность  в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.

Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и  сравнительно быстро окупаться.

 В-третьих, создавать  атмосферу конкуренции. В-четвертых,  он создает ту среду и дух  предпринимательства, без которых  рыночная экономика невозможна.

Важной функцией предпринимательства  является его социальная функция, связанная  с возможностью поглощать большую  часть незанятой рабочей силы, снижать социальную напряженность, возникающую в условиях хронической  безработицы, экономических кризисов.

Экономически выгодно  и актуально, чтобы появление  большого числа в России малых  фирм привело к созданию новых  рабочих мест, принесло реальные деньги в бюджет государства, что особенно важно, учитывая необходимость возрождения  экономики Российской Федерации  в современных условиях рынка.

Но предпринимательству  также нужна поддержка, для чего необходимо:

- качественное улучшение  информационно-методической базы;

- проведение инвентаризации  бездействующих производственных  площадей крупных госпредприятий;

- разработка и распространение  на этой основе различных экономических и правовых механизмов, использования объектов государственной собственности субъектами предпринимательства;

- обеспечение правовых  и организационных основ участия  субъектов предпринимательства  в приватизации федерального  имущества.

Во всем вышесказанном  и заключается актуальность избранной  нами темы исследования.

Целью данной работы является исследование процессов становления  и развития предпринимательства  в  Республике Татарстан.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- изучение учебно-методической  и научной литературы, статей, журналов  и других материалов по теме  работы, информации ресурсов Интернета  по вопросам работы;

- исследование понятия  и основных характеристик предпринимательства;

- исследование предпринимательства  как элемента современной рыночной  системы;

- исследование правового  регулирования и организации  предпринимательства в Республике  Татарстан;

- анализ проблем в области  развития предпринимательства.

Объектом исследования в  работе является предпринимательство  как социально- экономическое явление.

Предмет исследования - развитие предпринимательства в России и  Республике Татарстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание малого и среднего бизнеса.
    1. Особенности малого и среднего бизнеса.

Малый бизнес - бизнес, опирающийся  на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. У малого и среднего бизнеса есть своя организация — «Опора России».

Деятельность субъектов  малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации», в котором  указаны критерии отнесения предприятия  к малому бизнесу.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся  внесенные в единый государственный  реестр юридических лиц потребительские  кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных  и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные  в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным  ниже условиям.

Доля внешнего участия  в капитале малого и среднего бизнеса  не должна превышать 25 %.

Для юридических лиц —  суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных  юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и  иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических  лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов  акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования); (п.1 ч.1 ст.4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

В зависимости от средней  численности работников за календарный  год предприятия подразделяются на:

    • микро предприятия — до 15 работников;
    • малые предприятия — до 100 работников;
    • средние предприятия — до 250 работников.

С 1 января 2008 г. согласно постановлению  Правительства Российской Федерации  от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год  без учета налога на добавленную  стоимость для следующих категорий  субъектов малого и среднего предпринимательства:

    • микро предприятия — 60 млн. рублей;
    • малые предприятия — 400 млн. рублей;
    • средние предприятия — 1 млрд. рублей.

Анализ возможностей и  ограничений развития МСБ требует  определения его социально-экономических  характеристик и отличительных  особенностей. К таковым относится, во-первых, то обстоятельство, что малые и средние предприятия вносят значимый вклад в стабилизацию социальной ситуации в стране, решая наиболее острые проблемы, связанные с напряженностью в обществе (прежде всего, вопрос занятости), не требуя значительных затрат со стороны государственного бюджета.

Во-вторых, МСБ производит и поставляет широкий спектр товаров  и услуг, создает новые рынки, способствуя расширению ассортимента товаров и услуг.

В-третьих, малые и средние  компании способствуют повышению общеэкономической  эффективности, выступая в качестве субподрядчика и поставщика крупных  предприятий. В-четвертых, МСБ способствует снижению транзакционных издержек взаимодействия субъектов на рынке, гибко реагируя на изменения внешних условий, меняющиеся запросы и потребности клиентских групп, обеспечивая информационную открытость и близость к потребителю. Отдельно необходимо упомянуть о свойствах малого бизнеса: создавать и внедрять инновации; и его роли в формировании в обществе «духа предпринимательства».

Экономика развитых стран  представляет собой двухуровневую  систему, один уровень которой составляют крупные компании, а другой –  малые и средние предприятия. Общая эффективность определяется качеством функционирования каждого  из этих уровней. Крупные (транснациональные) компании зачастую пользуются поддержкой правительств, формируют для себя индивидуальную институциональную  среду с целью получения конкурентных преимуществ на мировых рынках. Такие  компании, в основном придерживаясь  общеэкономических правил, отклоняются  от них по согласованию с государством, если тому не препятствуют наднациональные  организации и институты.

В отличие от крупных, малые  и средние предприятия развитых стран обеспечивают благосостояние основной массы населения. Они чаще действуют на внутренних региональных рынках, не имея выхода и влияния  на центральное правительство. Однако адекватные условия для развития малого и среднего бизнеса создаются за счет эффективного государственно-частного взаимодействия: правительства привлекают компании при подготовке и изменении институциональной среды.

Обозначенные выше особенности  характерны для малого и среднего бизнеса в развитых странах. В России они принимают несколько иные очертания.

Одним из важных факторов, влияющим на эффективность взаимодействия государства  с малым и средним бизнесом в России, является непродолжительный, если сравнивать с развитыми странами, период существования самого института  предпринимательства. Законодательная  база для бизнеса на территории нашей  страны была заложена в 1987 г. с принятием  законов «Об индивидуальной трудовой деятельности» и «О кооперации в  СССР». Очевидно, что за немногим более  чем двадцатилетний период затруднительно построить эффективную систему  государственно-частного взаимодействия. «Отягощающим» фактором послужило  и то, что формирование отношений  власти и предпринимательства сопровождалось частой сменой социально-экономических  и политических реалий в условиях незрелости бизнес-среды.

Низкая эффективность  государственно-частного взаимодействия на начальном этапе можно проиллюстрировать. Постановлением Совета министров в 1987 г. было разрешено создать хозрасчетные центры научно-технического творчества молодежи. По замыслу предполагалось, что они станут основой инновационного развития экономики. Однако вскоре центры отошли от первоначальной ориентации, занявшись различными формами коммерческой деятельности, например, перепродажей сырья закупленного по государственной  цене. При этом они не платили  налогов, лишь отчисляя часть дохода в местные фонды, которые поощряли полулегальную деятельность центров  такого рода.

В дальнейшем факторами, препятствующими  развитию предпринимательства в  России, стала неразвитость правовой среды, отсутствие необходимой инфраструктуры, административные барьеры, криминал, социально-экономическая  нестабильность. Показательно, что  рост числа малых и средних  предприятий в стране происходил до 1994 года, а в последующий период их число находилось на уровне, примерно 1 миллиона. В конце 1990-х годов  мировая экономическая конъюнктура  способствовала увеличению интереса власти к крупному бизнесу, а не к малому и среднему. Происходило укрепление позиций бюрократии, сочетавшееся с  усилением административного давления на малое и среднее предпринимательство. В начале 2000-х годов малый и  средний бизнес оказался на периферии  российской политики и экономики.

Особой чертой взаимодействия власти с малого и среднего бизнеса в России является «своизм» – стремление отдельных представителей малого и среднего бизнеса сформировать для себя индивидуальные условия при работе с чиновниками. Такие отношения, при которых общие правила игры для МСБ нарушаются в ущерб интересам отдельных игроков, существенно ограничивают возможности экономического роста страны. Во-первых, они подавляют состязательность и конкуренцию как фундаментальное свойство малого и среднего бизнеса. Во-вторых, создают барьеры для входа на рынок новых участников.

Формирование данной модели является, по всей видимости, следствием трансформационного спада отечественной  экономики в условиях, когда были ограничены возможности коллективного  участия субъектов МСБ в согласованном  взаимодействии для получения общеэкономической  выгоды. Каждый субъект МСБ выживал  в одиночку. При низком качестве институциональной среды это  вело к порочной практике «решения конкретных вопросов с конкретными  чиновниками».

Характерной чертой российского  малого (преимущественно) и среднего предпринимательства является «третьестепенность»  его инновационной функции. В США на долю малых предприятий приходится половина патентуемых инноваций. В России малые предприятия – сфера «экономического выживания» для значительной части населения. Инновационность малого бизнеса в России заключаются в активном внедрении и адаптации иностранных технологий. Малое предпринимательство оказывается своеобразной «губкой», впитывающей и распространяющей на локальном уровне инновации, созданные за рубежом. Слабость инновационной составляющей МСБ России связана с тем, что «низкоинтеллектуальная» деятельность в данном секторе (торговля, общественное питание) гораздо менее рискованна и более доходна. Вторая причина слабости «интеллектоемкого» бизнеса проистекает из отсутствия или слабости соответствующей инфраструктуры.

Информация о работе Предпринимательство в РФ,РТ