Предпринимательство в РФ,РТ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Основу рыночной экономики любой страны составляет предпринимательство, осуществляемое малыми и средними предприятиями.
Предпринимательство как одно из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Файлы: 1 файл

предпринимательская деятельность РФ,РТ.docx

— 66.27 Кб (Скачать)

В качестве особенности отечественного малого и среднего бизнеса можно выделить специфику конкуренции. Развитие конкуренции в предпринимательской среде между компаниями является существенным свойством малого и среднего бизнеса в экономике развитых стран. В России малого и среднего бизнеса вносит слабый вклад в формирование конкурентного поля как «своего», так и общего с крупным бизнесом. Это обусловлено тем, что, во-первых, деятельность корпораций и малых компаний находится в российской экономике в разных хозяйственных нишах. Во-вторых, отечественные представители малого и среднего бизнеса склонны использовать нерыночные методы конкуренции. В частности, отечественные малые предприятия склонны ориентироваться на цены конкурентов, а не на спрос.

Одним из определяющих для  развития малого и среднего бизнеса в России является социокультурный фактор. Согласно опросам, доля желающих стать предпринимателями в России составляет не более 2% населения. Очевидно, что это желание, напрямую, определяет потенциал развития малого и среднего бизнеса в стране. Например, в Соединенных Штатах желающих заняться бизнесом около 70% населения. При этом если на долю малого предпринимательства в нашей стране приходится порядка 14% ВВП, то в США – около половины. По всей видимости, влияние на желание заниматься предпринимательством оказывает не только низкое качество институциональной среды. За рубежом дух предпринимательства в сочетании с развитым индивидуализмом во многом предопределяет большое стремление людей заниматься бизнесом. В целом, по оценкам экспертов развитие российского малого предпринимательства происходит по модели, свойственной странам «развивающихся рынков».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 . Виды малого и среднего  бизнеса.

     Малое и среднее предпринимательство может быть:

— производственным;

— коммерческим;

— финансовым;

— консультативным.

Производственное предпринимательство  имеет следующие видовые формы:

1. Коммунанты — малые предприятия, которые специализируются на производстве отдельных узлов и компонентов, а также на их сборке.

2. Патиенты — малые предприятия, которые специализируются на выпуске готовой конечной продукции, с использованием местных источников сырья и материалов. Чаще всего выпускают продукты питания, обувь,  одежду.

3. Эксплеренты — малые предприятия, которые специализируются на научных и конструкторских разработках, на коммерческом продвижении инновационного товарного продукта на рынке, производстве и реализации пробных партий инновационных изделий.

По характеру своего развития организации малого и среднего бизнеса разделяются на:

— жизнеобеспечивающие малые и средние бизнес-организации — рентабельные организации малого и среднего бизнеса, которые обеспечивают владельцу достойный уровень жизни;

— нежизнеобеспечивающие малые и средние бизнес-организации — организации малого и среднего бизнеса, которые по различным причинам недостаточно прибыльны и не обеспечивают своим владельцам необходимый уровень жизни.

— быстрорастущие малые  и средние бизнес-организации — организации малого и среднего бизнеса, с высокими темпами роста и высокой рентабельностью. Ориентированы на внедрение новых технологий, расширение рынков сбыта и выход за пределы малого и среднего бизнеса.

Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы  производства и обращения, глубокие изменения экономических условий  хозяйствования вызывают необходимость  поиска и внедрения нетрадиционных для народного хозяйства нашей страны методов обновления материально технической базы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Одним из таких нетрадиционных методов является лизинг, аутсорсинг и франчайзинг.

Франча́йзинг (англ. franchise, «лицензия», «привилегия»), франшиза (от фр. franchir, «освобождать»), коммерческая концессия — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.

Преимущества франчайзинга

Для франчайзера приоритетная выгода франчайзинга заключается в том, что он получает хоть и небольшой, но гарантировано-стабильный объем продаж своей продукции, так как франчайзи обязаны покупать у него определенные договором партии товара, расходных материалов или иной продукции/услуг. Если доход стабильный, то его можно с успехом планировать на будущее, а значит, развивать новые направления.

 При всем при этом  франчайзер не обременен трудностями, связанными с рядом расходов, которые есть у обычных игроков, — обучение и подбор персонала, контроль качества и тд.

Преимущества для франчайзи:

  • Использование проверенной бизнес-системы
  • Возможность открыть собственное дело
  • Возможность выбора отрасли
  • Возможность снизить риски
  • Удачный выход на рынок обеспечен
  • Минимальные затраты на рекламу и маркетинг
  • Получение доступа к базе знаний франчайзера
  • Гарантированная система поставок

Но франчайзи вынуждены следовать правилам и ограничениям, установленным франчайзером, даже если они не приносят максимальной пользы бизнесу.

Существует много компаний, которые предоставляют «бизнес  под ключ». При этом следует отметить, что название «компания-франчайзер» не означает, что компания все свои мощности предлагает для франчайзинга, она может некоторое количество объектов иметь и в своей «личной» собственности.

Вопреки расхожему мнению, только 15 % ресторанов McDonald’s в мире принадлежат непосредственно компании «McDonald’s Corporation», все остальные являются собственностью генеральных (национальных) дистрибьютеров (франчайзи). Условия использования очень жесткие — договором регламентируются такие мелочи, как цветовая гамма и размер столиков.

Известный производитель  спортивной одежды Columbia sportswear company в настоящее время полностью перешел на продажи по франчайзингу. Условия использования не очень жесткие, главные требования — наличие торговой площади не менее 100 кв. м. в отдельно стоящем здании на проходной торговой улице или в торговом центре и стартовая закупка товара минимум на $80 тыс.

В России франчайзинговой деятельностью известны компании 1С (в 2012 году насчитывается около 4 500 франчайзи), X5 Retail Group — 690 крупных магазинов-франчайзи («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Копейка») в 2011 году.

Ли́зинг (англ. leasing от англ.  to lease — сдать в аренду) — вид финансовых услуг, связанных с кредитованием, приобретения основных фондов.

Лизингодатель обязуется  приобрести в собственность определённое лизингополучателем имущество у  указанного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество  за плату во временное владение и  пользование. Чаще всего это осуществляется для предпринимательских целей, однако с 1 января 2011 года в России это  не обязательно. В мировой практике широко распространён потребительский  лизинг. Договор может предусматривать, что выбор продавца и приобретаемого имущества делает лизингодатель. Лизингополучатель  может изначально являться собственником  имущества.

По сути, лизинг — это  долгосрочная аренда имущества с  последующим правом выкупа, обладающая некоторыми налоговыми преференциями.

Предметом лизинга являются любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество.

Предметом лизинга не могут  быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено  для свободного обращения или  для которого установлен особый порядок  обращения.

Предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование  лизингополучателю, является собственностью лизингодателя. Предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору финансового  лизинга, учитывается на балансе  лизингодателя или лизингополучателя  по соглашению сторон.

Приобретение основных средств в форме лизинга позволят снизить налоговую нагрузку предприятия. В частности, платежи по лизинговым договорам уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (являются затратами). Кроме этого, ускоренная амортизация (с коэффициентом 3) позволяет балансодержателю снижать базу для расчёта налога на имущество и дополнительно снизить базу расчёта налога на прибыль. Планирование потоков НДС при лизинге требует тщательного подхода в соответствии с действующими нормативными документами и, иногда, может обеспечить дополнительные выгоды при лизинге.

Особым случаем является возвратный лизинг, при котором лизингополучатель  является одновременно и продавцом  лизингового имущества. То есть организация  берет в лизинг оборудование (или  другое имущество), которое изначально принадлежало ей самой. При возвратном лизинге между лизингодателем (лизинговой компанией) и организацией заключаются  два договора: по купле-продаже имущества  и сдаче его в лизинг. Оба  документа подписываются одновременно.

Возвратный лизинг не предполагает каких-либо изменений в производственном процессе. Он предназначен для покрытия недостатка в оборотных средствах  компании, которая получает единовременно  деньги за «проданное» имущество. Эту  сделку можно сравнить с выдачей  кредита под залог. Только для  лизингополучателя расходы по лизинговому  договору, как правило, ниже, чем  проценты по банковским кредитам. Другая структура налогообложения и  амортизации может обеспечить возвратному  лизингу дополнительную привлекательность.

Аутсо́рсинг (от англ. outsourcing: (outer-source-using) использование внешнего источника/ресурса) — передача организацией на основании договора определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года). Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания.

Главным источником экономии затрат с помощью аутсорсинга является повышение эффективности предприятия в целом и появление возможности освободить соответствующие организационные, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы развивать новые направления, или сконцентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания.

В российской предпринимательской  практике на аутсорсинг чаще всего передаются такие функции, как ведение бухгалтерского учёта, обеспечение функционирования офиса, переводческие услуги, транспортные услуги, поддержка работы компьютерной сети и информационной инфраструктуры, рекламные услуги, обеспечение безопасности.

По мнению специалистов Института  аутсорсинга (Outsourcing Institute, США), аутсорсинг бизнес-процессов является динамично развивающимся видом оптимизации деятельности предприятий, причем наибольший рост наблюдается в сфере финансов и бухгалтерского учета. Статистика, собранная в 1997 году Американской ассоциацией менеджмента, показала, что уже тогда 20 % из числа 600 опрошенных фирм передали на аутсорсинг хотя бы некоторую часть финансовых и бухгалтерских операций, а 80 % — часть административных функций.

Аутсорсинг позволяет компании-заказчику сократить издержки и значительно снизить трудоёмкость и затраты на эксплуатацию информационных систем и приложений, сконцентрироваться на основных бизнес-процессах компании, не отвлекаясь на вспомогательные.

Выгоды:

  • снижение стоимости реализации бизнес-процесса, а именно:
  • сокращение и контроль издержек (как правило дешевле, чем зарплата штатной единице)
  • экономия на налогах на зарплату штатной единице (иногда)
  • освобождение внутренних ресурсов компании для других целей (возможен синергетический эффект)
  • увеличение качества получаемых продуктов или услуг:
  • фокусирование компании на основной деятельности (как фирмы-заказчика, так и исполнителя — здесь также возможен синергетический эффект)
  • использование специализированного оборудования, знаний, технологий
  • снижение рисков, связанных с реализацией бизнес-процесса:
  • использование конкуренции на рынке исполнителя
  • сокращение влияния неуправляемых факторов (нехватка комплектующих)
  • разделение и частичная передача другой компании рисков
  • дополнительный доступ к финансам (на фондовом рынке) — повышение инвестиционной привлекательности фирмы

Информация о работе Предпринимательство в РФ,РТ