Предпринимательство: сущность и значение в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 09:12, курсовая работа

Краткое описание

В первой главе предпринимательство рассматривается в узком смысле как особый вид деятельности направленной на получение прибыли и вместе с тем дается характеристика прибыли.
Во второй главе предпринимательство рассматривается как основная производительная сила экономического развития, а предприниматель как инноватор, ведущий инновационное производство, используя свои инновационные и рисковые способности с целью получения предпринимательского дохода.
А в третьей главе рассматривается государственное регулирование в сфере предпринимательской деятельности.

Оглавление

Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Предпринимательство в узком смысле.................................................5
1.1. Виды, функции, источники экономической прибыли................................5
1.2. Развитие российского предпринимательства в эпоху петровских преобразований....................................................................................................10
Глава 2. Предпринимательство в широком смысле……...…….………......……..15
2.1. Новаторская деятельность предпринимателя...…...........................................15
2.2. Организационно – правовые формы предпринимательства.....................21
Глава 3. Государственное регулирование предпринимательства……..............28
3.1. Государственное регулирование.................................................................28
3.3. Стимулирование предпринимательской активности................................30
Заключение...........................................................................................................35
Список использованной литературы.................................................................36

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

Стремление получить экономическую прибыль, обойти конкурентов, укрепить свои позиции на рынке – постоянно действующий мотив предпринимательской деятельности, толкающий экономику вперед, к постоянному развитию. С одной стороны, ожидание экономической прибыли наиболее эффективное использование ресурсов. Рассчитывая на получение экономической прибыли, предприниматель стремится организовать производство и сбыт продукции, чтобы добиться снижения затрат, повышения отдачи от используемых факторов производства, и с этой целью он осуществляет технические нововведения, осваивает новые производства. В конечном итоге это способствует экономическому росту и более полному удовлетворению потребностей.

С другой стороны, существование экономической прибыли способствует эффективному распределению ресурсов между альтернативными способами их применения. Наличие в какой-либо отрасли прибыли, превышающей средний нормальный ее уровень, сигнализирует о большей привлекательности данной сферы приложения ресурсов. Это сигнал о том, что на данный вид продукции существует высокий спрос, и что общество заинтересовано в расширении ее производства. В ответ на полученный сигнал, в эту отрасль направляются ресурсы из других отраслей, где их использование приносит меньший доход. Соответственно, в результате такого перелива ресурсов возрастает в целом эффективность функционирования экономической системы. Но прибыль не только создает стимулы для расширения производств, продукция которых пользуется спросом, но и выступает источником финансирования такого расширения. Предприятия, получающие более высокую прибыль, имеют возможность, по крайней мере, часть этой прибыли направить обратно в производство в качестве инвестиций, - причем не только на расширение масштабов производства, но и на его совершенствование, на разработку и внедрение новой техники и т. д. Другими словами, получение фирмой экономической прибыли сегодня создает не только стимулы для предпринимательства, но и реальные возможности для получения такой прибыли в будущем.

Важно подчеркнуть, что неопределенность, приносящая экономическую прибыль одним предприятиям, одновременно порождает убытки для других. Однако постоянная угроза, убытков является таким же мощным стимулом, как и желание получить прибыль.[3]

 

1.2. Развитие российского предпринимательства в эпоху петровских преобразований

 

Сословная структура России не знала отдельного сословия предпринимателей. Предпринимательством в России могли заниматься представители различных сословных групп – от бояр до крестьян. Петр I также не считал, что для развития промышленности и торговли нужно создавать особое сословие. Тем более он не задумывался над проблемой политических прав и свобод подобного сословия. Одним из распространенных методов развития промышленности и торговли Петр I считал метод государственного принуждения и насилия.

По Соборному уложению 1649 г. именно купец, как торговый человек, получающий большие прибыли от занятий торговлей, становится обладателем капиталов, таким образом, торговое предпринимательство становится главным делом российского купечества. Торговый капитал формируется раньше промышленного, и только затем очень медленно и неспешно направляется в отрасли, связанные с промышленным производством. Первоначальное накопление капитала происходит в торговом предпринимательстве. Петровская эпоха радикальных и всесторонних преобразований придала ей новый импульс и ускорение.
Укрепление государственной мощи невозможно без развития тяжелой промышленности, активной торговли и ремесла. Хорошо развитая торговля, как внутренняя, так и внешняя,  обеспечивала приток денежных средств в казну, без которых невозможны были все грандиозные начинания и победные военные операции.

На формирование экономической стратегии Петра I большое влияние оказали господствующие в Западной Европе идеи позднего меркантилизма, а на выработку хозяйственной политики - институциональные введения и достижения второй половины XVII в.: Соборное уложение 1649 г., Таможенный (торговый) устав 1667 г. Эти документы стали основой для подъема и экономического развития государства.

В торговом предпринимательстве активно действовала верхушка – гости, представители гостиной и суконной сотен. Многие из них стали обладателями больших капиталов и свободных денежных средств.

Петровскую политику в отношении предпринимательства не следует воспринимать как нечто единое и сразу сложившееся. Важнейшим стимулом в развитии торгового предпринимательства стала Северная война 1700-1721 гг.

Строительство в устье Невы Санкт-Петербурга и превращение  его в столицу отразилось не лучшим образом на положении купечества. Наиболее состоятельные семьи были принудительно переселены в новый, еще мало благоустроенный прифронтовой город. Чтобы Петербург быстрее превратить в главный порт страны, было запрещено торговать через Архангельск.

Осознание правительством факта подрыва материальной базы купечества пришло довольно поздно, когда основы многих капиталов были безвозвратно утеряны. Изменения в торгово-промышленную политику начали вводиться в конце 10-х гг. Приближение победного окончания Северной войны обусловили перемены в отношении частного предпринимательства. Обозначился переход к принципам протекционизма в торгово-промышленной политике. Купцов начали освобождать от выполнения повинностей по сбору налогов, податей и пошлин. Свобода предпринимательства и торговли давала возможность расширять палитру и разнообразить источники доходов для пополнения казны.

   Внутренняя торговля

Главным направлением предпринимательской деятельности населения была внутренняя торговля. К торгам были причастны не только купцы, занимающиеся ею профессионально, Нои крестьяне, горожане, служивые люди, даже дворяне или их уполномоченные. Многочисленный и разнообразный мир торговых людей делился на три уровня:

Верхний уровень составляли состоятельные купцы, входившие в состав гостей и гостиной сотни, а также состоятельные тяглецы преимущественно московских слобод.

К среднему уровню относились розничные торговцы, имевшие свои стационарные торговые помещения и размер «десятой деньги» в 1-2 руб.

Низший уровень вбирал в себя всех мелочных бродячих торговцев, ведущих торг вразнос с рук и лотков.

Крупнейшими торговыми городами страны были Астрахань, Архангельск, Новгород Великий, Псков, Нижний Новгород, Казань и др. Местом оживленных торгов выступали ярмарки – временные центры торговой жизни наиболее предприимчивых и преуспевающих купцов. К ним относились Макарьевская, Свенская, Ирбитская, Важская (Благовещенская).

К концу царствования Петра I принудительное переселение купцов в Петербург закончилось. Теперь купцы, чувствующие открывающиеся большие перспективы в новой столице для торгового предпринимательства переезжали сюда добровольно.

Русские торговые люди видели своих главных конкурентов в иностранных купцах. Их сила была в наличии у них кредитных учреждений и в объединении в компании.

В первой четверти XVII в. наблюдается усиление роли дворян в торговом предпринимательстве. К этому их особенно побуждает Указ о единонаследии 1714 г. Младшим сыновьям, не получившим недвижимость, ничего не остается как заняться учением, службой или торговлей, которая стала ставиться в один ряд с военной и гражданской деятельностью. Многие представители высшей знати благоволили к коммерческой деятельности.

   Внешняя торговля

Не меньшее значение, чем промышленному развитию и внутренней торговле, Петр I уделял внимание внешнеторговым связям. Для активизации внешней торговли России необходимо было утвердиться на морских побережьях. Стремлению завоевать выход в Черное море отвечали Азовские походы 1695-1696 гг. Но неудачный Прутский поход 1711 г. привел к потере Азова и резкому свертыванию внешнеторговой деятельности в Азовско-Черноморском регионе.

Более удачной оказалась борьба на северо-западе страны за выход к Балтийскому морю. До выхода на Балтийское побережье единственным внешнеторговым портом России был Архангельск. Главными торговыми партнерами России выступали Англия и Германия. Россия расширяла свои торговые связи, заключая конвенции и двусторонние договоры с Францией, Италией, Голландией.

Принудительное изменение направление грузопотоков из Архангельска в Петербург, предпринятое Петром I в 1713 г. наносило заметный ущерб негоциантам, вызывало с их стороны неповиновение и стремление отстаивать свои коммерческие интересы и права, сохранение налаженных торговых путей и связей.

Картина заметно изменилась после победы России и заключения Ништадтского мира в 1721 г. Десятки иностранных купцов стали открывать, а Санкт-Петербурге свои конторы и переселяться из московской Немецкой слободы в новую столицу на постоянное жительство.

Для торговли с Азией расширялись рынки в Сибири, на Дальнем Востоке и на Каспии. Главными российскими воротами на Восток оставалась Астрахань.

Торговля способствовала укреплению двусторонних и дипломатических отношений. Для защиты российских торговых интересов в иностранных государствах стали учреждать русские консульства. Первое было открыто в Амстердаме (1707 г.), затем в Венеции, Гамбурге, Париже, Бреславле, Антверпене, Вене, Кадиксе, Лиссабоне. Консулы собирали сведения о торговле, содействовали совершению двусторонних торговых сделок, свидетельствовали завещание в случае смерти купца, охраняли его имущество, но главное помогали российским людям советом и делом.

Государственная политика в отношении торгового предпринимательства с середины 90-х гг. XVII в. и до 1718 г. отмечена противоречивыми тенденциями. В условиях мобилизации всех ресурсов для ведения войны сковывалась и подавлялась частная предпринимательская инициатива. Одновременно с этим делались определенные шаги для введения элементов самоуправления для торгово-посадских людей, поощрения создания компанейских форм предпринимательства, открытия биржи. Только к концу Северной войны, в успешном исходе которой для России уже никто не сомневался, наметился определенный поворот в государственной экономической политике. Сущность перемен состояла в том, чтобы, сохраняя этатизм, дать определенную свободу действия, позволяющую раскрыть и использовать имеющиеся финансовые, организационные и интеллектуальные возможности купечества.[4]

 

 

 

 

Глава 2. Предпринимательство в широком смысле

 

 

   2. 1. Новаторская деятельность предпринимателя

 

Основным разработчиком теории новаторской деятельности предпринимателя является известный американский экономист Йозеф Шумпетер в книге «Теория экономического развития», которая вышла в 1911 г., он трактует понятие «предприниматель» как новатора. Функция предпринимателя, утверждает Шумпетер, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста:

Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент.[5] 

Он считал предпринимателя основной производительной силой экономического развития. По Й.Шумпетеру, экономическая система саморазвивается тогда, когда в ней непрерывно воспроизводятся новые комбинации факторов воспроизводства. Хозяйственных субъектов, которые активно осуществляют эти новые комбинации в процессе воспроизводства, Й.Шумпетер определил как предпринимателей. При этом он подчеркивал, что право собственности не является существенным признаком предпринимательства. Понятие «предприниматель» определяется его функцией и способностями тех индивидуумов, которые действительно ее осуществляют при любой общественной формации. Субъекты хозяйствования, перестающие осуществлять новые комбинации, перестают быть предпринимателями.

Предпринимательскую функцию могут выполнять люди, обладающие способностями инноватора. Это особый тип хозяйствующих субъектов. Труд предпринимателя – качественно новый труд по сравнению с обычным хозяйственным субъектом, использующим стационарные средства производства, технологи, методы хозяйствования и т.д. Это труд инноватора.

По Й.Шумпетеру, экономический процесс предпринимательства заключается не в процессе получения «среднестатистической» прибыли, а в процессе получения сверхприбыли - предпринимательской прибыли результате осуществления новых комбинаций в процессе воспроизводства. Это направление в развитии теории предпринимательства по существу игнорируется статичными экономическими теориями, господствующими в наше время.

По-новому взглянул на эту проблему английский экономист лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г. Фридрих фон Хайек (1899-1984). По его мнению, сущность предпринимательства – это поиск и изучение  новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности[6]. Последний тезис представляется очень важным.

Ряд функций, таких, как принятие решения, несение ответственности, связывает предпринимательство с управленческой деятельностью. Вместе с тем отождествлять предпринимателя  с менеджером не следует. Функциональная сущность того и другого различна. С одной стороны, понятие «предпринимательство» шире понятия «управленческой деятельности». С другой, эффективное управление (менеджмент) со всеми его нынешними функциями по силам предпринимателю.

Интересно проследить эволюцию терминов «предприниматель» (в средние века - антрепренер) и «предпринимательство»:[7]

      1725 г. Ричард Кантильон: предприниматель – это человек, действующий в условиях риска.

Информация о работе Предпринимательство: сущность и значение в экономике