Предпринимательство и организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:56, реферат

Краткое описание

Центральное место в предпринимательских отношениях занимает фигура предпринимателя. Предприниматель - это лицо с особой правосубъектностью, которое зарегистрировано в соответствующем качестве в установленном законом порядке и самостоятельно на свой риск осуществляет предпринимательскую деятельность в любом ее виде.
Предприниматель выступает субъектом широкого спектра правоотношений, включая отношения на потребительском, финансовом рынках, рынке факторов производства, а так же отношения публично-правового характера.

Оглавление

1.Понятие предпринимательства и его макросреда и ее сущности…….3стр.
2.Фирма как организационная форма предпринимательства…………..9стр.
3.Организационно-правовые формы фирм……………………………...10стр.
4.Будущее предпринимательства в России……………………………..14стр.
5.Практикум……………………………………………………………...16стр.

Файлы: 1 файл

Контр. раб. по экономике.docx

— 50.59 Кб (Скачать)

рост ассигнований на исследования и разработки. В настоящее время  в наиболее раз-витых странах их величина составляет не менее 2-2,5% ВВП. Предприятия, действующие в наукоемких отраслях хозяйства, тратят на исследования и разработки в среднем до 15-25% выручки от реализации товаров и услуг, а иногда и много больше, тогда как 15-20 лет назад такие затраты не превышали 5-10%.

распространение стратегии  мелких улучшений. Это внедрение  небольших усовершенствований в  уже выпускаемые товары. Вместо того чтобы рисковать, предлагая крупные  новшества, многие предприятия занимаются мелкими усовершенствованиями производимых товаров. Они также покупают лицензии и практически копируют товары конкурентов.

ужесточение государственного контроля качества и безопасности товаров. Государственные органы надзора  изучают товары и запрещают те из них, которые могут оказаться  потенциально опасными. Ведется контроль качества пищевых продуктов, медикаментов, ожесточаются требования к безопасности товаров в автомобильной промышленности, в производстве одежды, электробытовых приборов, в строительстве.

. Природная среда. В  1960-х годах проявилось растущее  беспокойство общественности по  поводу загрязнения окружающей  природной среды. Законодатели  стали выдвигать различные меры  по ее охране. Изменения в окружающей  среде сказываются и на товарах,  которые предприятия производят  и предлагают рынку:

дефицит некоторых видов  ресурсов и сырья. Вода и воздух могут  показаться неисчерпаемыми видами природных  ресурсов, но существует серьезная  угроза их загрязнения. Снабжение продовольствием  может стать крупной проблемой, поскольку размеры сельскохозяйственных угодий ограничены.

использование возобновляемых ресурсов, таких, как лес и продовольствие, требует внимания. Острые проблемы возникают в связи с истощением невозобновляемых ресурсов, например, месторождений металлических руд (платины, цинка, меди, свинца, серебра).

рост загрязнения природной  среды. Промышленная деятельность почти  всегда наносит вред состоянию природной  среды. Существуют проблемы опасного уровня содержания химических загрязнителей в почве и продуктах питания, радиоактивного заражения, загрязнения упаковочными материалами, не поддающимися биохимическому разложению. В качестве альтернативы негативным тенденциям развития создается рынок средств по борьбе с загрязнением окружающей среды.

вмешательство государства  в процесс рационального использования  и воспроизводства природных  ресурсов. Предпринимательская деятельность находится под контролем как  со стороны государственных органов, так и со стороны влиятельных  групп общественности. Бизнес должен участвовать в поиске решения  проблем обеспечения экономики  материальными ресурсами и предотвращения загрязнения окружающей среды.

. Политическая среда.  Это законы, нормативные документы  государственных учреждений, требования  групп общественности, которые оказывают  влияние на различные организации  и отдельных лиц и ограничивают  свободу их действий. В России  быстро растет число законодательных  актов, регулирующих предпринимательскую  деятельность. Их основой является  Конституция РФ и Гражданский  кодекс. Важная причина государственного  регулирования - необходимость защиты  потребителей от недобросовестной  деловой практики. Руководители  предприятий должны хорошо знать  федеральные и местные законы, под действие которых подпадает  маркетинговая деятельность в  том или ином регионе.

. Культурная среда. Это  основные взгляды, культурные  ценности и нормы поведения,  определяющие взаимоотношения людей  друг с другом. На принятии  маркетинговых решений могут  сказаться особенности культурного  уклада стран - приверженность  населения основным культурным  ценностям и наличие субкультур  в рамках единой культуры:

Приверженность основным культурным ценностям. Для основных взглядов и духовных ценностей характерна высокая степень устойчивости. Например, большинство европейцев верят в  необходимость работать, вступать в  брак, быть честными. Эти верования  формируют специфические отношения  и поведение и влияют на их конкретные проявления в повседневной жизни. Традиционные взгляды и духовные ценности передаются от родителей к детям и подкрепляются  деятельностью основных институтов общества - законами, государственной  властью, церковью.

Субкультуры в рамках единой культуры. В любом обществе существуют субкультуры - группы людей с общими системами духовных ценностей, возникших  в результате общности их жизненного опыта или обстоятельств. Так, верующие одной религиозной концессии, жители изолированного региона отличаются сходным поведением. Можно выбрать  ту или иную субкультуру в качестве целевого рынка, основываясь на потребностях и характеристиках покупательского  поведения. Например, лишь безалкогольные напитки можно предлагать в регионы, населенные последовательными приверженцами  ислама, который запрещает употребление спиртного.

 

 

2.Фирма как организационная форма предпринимательства.

 

       Как мы уже заметили, фирма является, самостоятельным  субъектом, что в первую о

чередь означает свободу в принятии экономических решений.  Однако любое решение, касающееся деятельности фирмы, принимается с учетом результатов анализа внутренней и внешней среды. Внутренняя среда фирмы –это собственная экономика предприятия, охватывающая все составляющие его деятельности: производственные процессы, реализацию продукции, финансовое, материальное и кадровое обеспечение, систему управления.

Внешняя среда фирмы – это экономическая, правовая  и социальная среда,  в которой фирма работает, являясь частью национального хозяйства. Внешняя среда фирмы  может быть схематически представлена следующим образом:

 

Рынки  Государственное Рынки


 ресурсов  регулирование продукции



 

ФИРМА


 

 

 

Макроэкономическая

ситуация

 

Предпринимательский сектор национального хозяйства  обычно насчитывает огромное количество фирм, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенным являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему  фактору производства, правовому  статусу.

По формам собственности фирмы подразделяются на:

частные, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде монополистических объединений и их составных частей. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая).

государственные, под которыми понимаются как чисто государственные, в которых капитал и управление принадлежат государству.

По размерам фирмы делятся на малые, средние  и крупные.

Формы предпринимательства подразделяются на организационно – правовые и  организационно – экономические.

 

3. Организационно - правовые формы фирм.

 В числе организационно- правовой  различают следующие виды предприятий:

  1. хозяйственные товарищества и общества;
  2. производственные кооперативы;
  3. государственные и муниципальные  унитарные предприятия;
  4. некоммерческие организации(включая потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации/объединения, фонды и др.);
  5. индивидуальные предприниматели.

Хозяйственные товарищества и общества. Рассмотрим прежде всего хозяйственные товарищества и общества, так как это наиболее распространенные типы предприятий(фирм).

Товарищество, представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае,  когда в организации предприятия решают принять участия два или более партнера. Важное преимущество товарищества  - возможность привлечения дополнительного капитала. Помимо того, наличие нескольких владельцев позволяет осуществлять специализацию внутри предприятия на основе знаний  и умений каждого из партнеров. Недостатки данной организационно – правовой формы в том, что каждый из участников несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада. Кроме того, действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже  если они не согласны с этими действиями.

Участники товарищества подразделяются на две  группы: полные товарищи (товарищество с неограниченной ответственностью) и коммандитные товарищества(товарищество с ограниченной ответственностью)

 Полным признается товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ним и договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществам.

Управление  деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Как правило, каждый участник полного товарищества солидарно  несут субсидиарную ответственность  принадлежащим им имуществом по обязательствам товарищества, то есть всем своим имуществом,  включая личное. 

Коммандитные товарищества, признается товарищества, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется один или несколько участников – вкладчиков(коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Поскольку данная правовая форма позволяет привлекать значительные финансовые ресурсы через практически неограниченное число коммандитистов, она характерна для более крупных предприятий. В комман-дитных товариществах часть партнеров может обладать неограниченной, часть – ограниченной ответственностью.

Общество с ограниченной ответственностью  создается по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов (как в денежной, так и в натуральной форме) в целях осуществления хозяйственной деятельности. 

Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам. Они несут ответственность только в пределах стоимости внесенных  ими вкладов. В отличие от них  участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность  всем своим имуществом.

Наиболее  распространенным является  акционерные общества . Их отличие состоит в том, что им представлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг – акций. При этом участники акционерного общества несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерные общества, участники которых могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым.   Такое акционерное общество вправе проводить подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей  или иного заранее определенного  круга лиц, признается закрытым.

 Учредительным  документом акционерного общества  является устав. Уставный капитал  составляется из номинальной  стоимости акций общества, приобретенных  акционерами. Высшим органом управления  акционерного общества является  общее собрание акционеров.

Преимуществами  акционерной формы организаций  фирмы являются:

  1. возможность мобилизации больших финансовых ресурсов;
  2. возможность быстрого перелива финансовых средств из одной отрасли в другую;
  3. право свободной передачи и продажи акций, обеспечивающее существование компании независимо от изменения состава акционеров;
  4. ограниченная ответственность акционеров;
  5. разделение функций владения и управления.

Правовая  форма акционерного общества предпочтительна  для крупных предприятий, где  существует большая потребность  в финансовых ресурсах.

 

Производственные кооперативы.

Производственным  кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом и  ином участии в объединении его  членами имущественных паевых взносов. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Его учредительный  документ – устав, утверждаемый общим  собранием членов кооператива . Число  членов кооператива не должно быть менее пяти. Имущество, находящееся  в собственности  производственного  кооператива, делится на паи его  членов в соответствии с уставом  кооператива. Кооператив не в праве  выпускать акции. Член кооператива  имеет один голос при принятии решений общим собранием.

 

Государственные и муниципальные  унитарные предприятия.

Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. К тому же это имущество является  неделимым, то есть не может быть распределено по вкладам(долям, паям), в том числе между работниками предприятия . В форме унитарных предприятий существуют только государственные и муниципальные предприятия. Они управляют, но не владеют закрепленным за ними государственным (муниципальным) имуществом. Если подобное предприятие основано на праве оперативного управления федеральным имуществом, то есть  управляется государственными органами, оно именуется федеральным казенным предприятием. Все остальные унитарные предприятия являются предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения.

Информация о работе Предпринимательство и организационно-правовые формы предпринимательской деятельности