Предпринимательский риск

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 07:51, контрольная работа

Краткое описание

Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано со множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно стал проявляться при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота.

Файлы: 1 файл

I Предпринимательский риск.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

       создании нового товара (услуги) на старом оборудовании. В этом  случае к риску неправильной  оценки спроса на новый товар  или услугу добавляется риск  несоответствия качества товара (услуги) в связи с использованием  старого оборудования;

       производстве нового товара (услуги) при помощи новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает в себя риски: того, что новый товар (услуга) может не найти покупателя; несоответствия нового оборудования и технологии необходимым требованиям для производства нового товара (услуги); невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не подходит для производства иной продукции в случае неудачи.

     Неизбежным  условием хозяйствования является неопределенность. Инновационная деятельность в большей  степени, нежели другие направления предпринимательства, сопряжена с риском. В условиях нестабильности экономической конъюнктуры проблема риска возникновения потерь при вложении фирмой средств в инновации становится особенно актуальной.

     В целом, риск, возникающий в инновационной деятельности, включает в себя следующие основные виды рисков:

     риски ошибочного выбора инновационного проекта. Одной из причин возникновения данного  риска является необоснованное определение  приоритетов экономической и  рыночной стратегий организации, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей организации. Это может произойти в силу ошибочной оценки роли краткосрочных и долгосрочных интересов собственников организации. Если проект разрабатывается не под конкретного заказчика, а является инициативным на основе исследовательского задела автора инновации, который, как правило, переоценивает практическую значимость имеющегося у него исследовательского задела и исходит из заведомо оптимистического взгляда на значимость своих изобретений для будущих потребителей, может возникнуть риск неиспользования или ограниченного применения результатов разработки;

     риски необеспечения инновационного проекта  достаточным уровнем финансирования включают в себя:

     риск  неполучения средств, необходимых  для разработки инновационного проекта (организация не может привлечь инвесторов из-за невозможности убедить их в  достаточной эффективности инновационного проекта);

     риск  при использовании самофинансирования проекта (проект может оказаться без достаточных финансовых средств в силу невыполнения организацией финансового плана по прибыли и внереализационным доходам, а также при уменьшении отчислений средств в бюджет инновационного проекта);

     риск  при использовании внешних источников финансирования (бюджет проекта может оказаться дефицитным по причине ликвидации, банкротства, либо наложения ареста на имущество кредиторов, закрытия кредитной линии или приостановления платежей по ней в результате ухудшения платежеспособности кредиторов);

     риск  при использовании комбинированного метода финансирования проекта, т.е. организация  использует одновременно несколько  источников (может не хватить источников финансирования на определенных этапах реализации проекта из-за сложности комбинирования этих источников);

     маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, необходимыми для реализации инновационного проекта, и сбыта результатов  инновационного проекта. Маркетинговые  риски, в первую очередь, обусловлены техническими особенностями инновационного проекта. В некоторых случаях для его реализации требуются уникальное оборудование или высококачественные комплектующие или материалы, которые также требуют разработки и освоения. Поэтому в некоторых случаях перед организацией встает проблема поиска поставщиков, способных разработать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Кроме этого, может оказаться, что поставщики, на которых рассчитывала организация при разработке инновационного проекта, откажутся от своих обязательств, и организация не сможет получить (приобрести) оборудование, сырье, материалы, комплектующие по ценам, которые заложены в проекте. В данном случае затраты организации при разработке инновационного проекта могут значительно увеличиться, а ожидаемый экономический эффект значительно снизиться. Это произойдет и в случае невыполнения поставщиками своих обязательств по срокам, по качеству предоставляемых услуг и пр. Маркетинговые риски сбыта разработанного инновационного проекта включают следующие виды:

     риск  недостаточной сегментации рынка, который чаще всего возникает при разработке и внедрении новых товаров и услуг высокого качестве и высокой стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их купить, а это в свою очередь влияет на объемы реализации новых изделий;

     риск  ошибочного выбора целевого сегмента рынка, возникающий, когда спрос  на новшество на выбранном сегменте оказывается нестабильным или на данном сегменте рынка потребность  в новшестве недостаточно сформировалась, если выбран сегмент рынка, где потребность в новшестве оценена неверно или потребность в новшестве ограничена и пр.;

     риск  ошибочного выбора стратегии продаж новшества из-за неудачной организации  сети сбыта и системы продвижения  новшества к потребителю;

     риск  проведения неэффективной рекламы новых товаров и услуг либо товаров с усовершенствованными характеристиками;

     риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов) бывают:

     риск  отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров (в  случае необходимости изменения предварительных условий контракта и в случае недобросовестности партнера);

     риск  заключения организацией договоров  на условиях либо отличающихся от наиболее приемлемых, либо обычных для организаций  данной отрасли (в случае необходимости  для выполнения проекта уникального сырья, материалов или комплектующих изделий, количество поставщиков которых ограничено, и в случае, когда организация не имеет достаточного опыта, постоянных и проверенных партнеров и достаточной гибкости, позволяющих ей заключать более сложные контракты на выгодных условиях);

     риск  заключения договоров (контрактов) с  неплатежеспособными партнерами (контрагентами);

     риск  невыполнения партнерами договорных обязательств в установленный срок, в результате чего возникают потери организации, связанные с нарушением графиков поставок, невыполнения партнерами работ, необходимых для осуществления инновационного проекта;

     риск  нанесения ущерба третьим лицам, который включает в себя риск загрязнения  окружающей среды и риск причинения морального и материального ущерба гражданам при осуществлении инновационного проекта;

     риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов;

     риски усиления конкуренции. Причины могут  быть следующие:

     утечка  конфиденциальной информации либо по вине сотрудников организации, либо в результате промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами;

     несовершенство  маркетинговой политики, т.е. неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о конкурентах или  отсутствие достоверной информации о конкурентах;

     замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения НИР, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентных товаров;

     недобросовестность  конкурентов (использование методов недобросовестной конкуренции);

     появление на рынке производителей из других отраслей, предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары, способные удовлетворить  спрос потребителей;

     выявление непредвиденных функционально однородных заменителей производимых товаров в отрасли, в которой действует данная организация;

     появление новых местных организаций-конкурентов;

     экспансия на местный рынок производимого  продукта или его аналогов со стороны  зарубежных экспортеров;

     риски, связанные с недостаточным уровнем  кадрового обеспечения;

     риски, связанные с обеспечением прав собственности  на инновационный проект, возникают  по различным причинам:

     риск  необеспечения условий патентования технических, дизайнерских и маркетинговых  решений возникает в результате недостаточно «плотной» патентной защиты изобретений, технологий;

     риск  опротестования патентов, защищающих принципиальные технические и прочие подобные решения – это вероятность  потерь в случае объявления недействительными  патентных прав, на основе которых  организация уже осуществляет инновационный проект и рассчитывает получить монопольную прибыль. В течение всего срока действия патент может быть оспорен и признан недействительным полностью или частично в случае несоответствия охраняемого объекта промышленной собственности условиям патентоспособности, установленным законом, наличия в формуле изобретения, полезной модели или в совокупности существенных признаков промышленного образца признаков, отсутствующих в первоначальных материалах заявки, неправильного указания в патенте автора (авторов) или патентообладателя (патентообладателей);

     риски легальной и нелегальной имитации конкурентами запатентованных организацией инноваций возникают обычно, в  первом случае, при так называемых «параллельных разработках», когда  на основе сведений, полученных в открытой печати о запатентованных технических и дизайнерских решениях, конкуренты осуществляют такие же разработки, но с незначительными различиями, которые позволяют им также запатентовать свои инновации, во втором случае, потому, что организации-патентообладателю очень трудно контролировать нелегальное использование некоторых запатентованных технических решений.

 

     

Информация о работе Предпринимательский риск