Предпринимательские риски

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 22:09, контрольная работа

Краткое описание

Другое дело – риск предпринимателя. На такой риск приходится идти по собственному выбору, сознательно, преднамеренно, ибо предпринимательство, бизнес по своей природе связаны с повышенным риском. Зная источники и причины риска, принимая меры предосторожности, можно уменьшить риск, но избавиться от него целиком не представляется возможным. В особенности обострение рисковой ситуации связано с распространением рыночных отношений, ибо рынок вносит высокий уровень неопределенности, непредсказуемости условий, последствий, результатов бизнес-сделок.

Файлы: 1 файл

пред риски.docx

— 72.99 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина «Предпринимательские риски» в настоящее время очень актуалена в  России, так как предприниматели нашей страны боятся начинать новое дело, потому  что считают,  что  это  дело  рисковое,  и  они  могут  все  потерять.   Поэтому происходит «застой» экономики. На  самом  деле  предпринимателям  необходимо научится оценивать степень риска своей деятельности.

Для начала я хотел бы сказать, что риск сопровождает нас везде и всюду: на работе, в дороге, на улице и даже дома. Так или  иначе,  всегда  рискуешь встретиться с неприятностями, попасть в беду. Но этот  неизбежный  жизненный риск,  во-первых,  предопределен  самой  жизнью,  судьбой,  от  которой   не спрятаться, не скрыться. С другой стороны, он обычно невелик, особенно  если человек осторожен.

Другое дело – риск предпринимателя. На такой риск  приходится  идти  по собственному выбору, сознательно,  преднамеренно,  ибо  предпринимательство, бизнес по своей природе  связаны  с  повышенным  риском.  Зная  источники  и причины риска, принимая меры  предосторожности,  можно  уменьшить  риск,  но избавиться от  него  целиком  не  представляется  возможным.  В  особенности обострение рисковой ситуации связано с распространением рыночных  отношений, ибо  рынок  вносит  высокий  уровень   неопределенности,   непредсказуемости условий, последствий, результатов бизнес-сделок.

Хотим мы того или не хотим, но, осваивая  предпринимательство,  вступая на  тропу  бизнеса,  вращаясь  в  рыночной  среде,  придется  иметь  дело  с повышенным риском, угрозой не выиграть, а потерять в итоге сделки. И  задача подлинного предпринимателя состоит не в том, чтобы искать  дело  с  заведомо предвидимым, ясно очерченным, гарантированным  результатом.  Гарантий  никто не дает, даже страховка только ослабляет, но не снимает  риск.  Более  того, стремясь вообще избежать риска, можно оказаться вне дела и  без  дела.  Надо не уходить от риска, а уметь чувствовать его,  оценивать,  знать  допустимые пределы. Нельзя отказываться переходить улицу, чтобы  не  рисковать  попасть под автомобиль. Надо знать и соблюдать правила перехода.

   

 

 

 

  1. ВЛИЯНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЛЕВЕРИДЖА НА УРОВЕНЬ РИСКА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Создание и функционирование любой коммерческой организации упрощенно представляют собой процесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с целью извлечения прибыли. Текущая деятельность сопряжена с риском, в частности производственным и финансовым, которые следует принимать во внимание в зависимости от того, с какой позиции характеризуется компания. Эта характеристика может быть выполнена либо с позиции активов, которыми владеет и распоряжается организация, либо с позиции источников средств. В первом случае возникает понятие производственного риска, во втором — финансового риска.

Производственный риск — это риск, в большей степени обусловленный отраслевыми особенностями, т. е. структурой активов, в которые фирма решила вложить свой капитал.

Количественная оценка риска и факторов, его обусловивших, осуществляется на основе анализа вариабельности прибыли. В финансах взаимосвязь между прибылью и стоимостной оценкой затрат активов или фондов, понесенных для получения данной прибыли, характеризуется с помощью показателя «леверидж». В буквальном понимании леверидж означает действие небольшой силы (рычага), с помощью которой можно перемещать довольно тяжелые предметы. В экономике он трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению ряда результативных показателей.

Итак, с позиции управления деятельностью коммерческой организации чистая прибыль зависит от того, насколько рационально использованы предоставленные организации финансовые ресурсы.

Этот момент находит отражение в объеме и структуре основных и оборотных средств и эффективности их использования. Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и по крайней мере теоретически уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное сочетание постоянных и переменных расходов нелегко. Эта зависимость характеризуется категорией производственного, или операционного, левериджа, уровень которого определяет, кроме того, величину ассоциируемого с компанией производственного риска.

В отечественной литературе можно встретить несколько вариантов оценки производственного левериджа.

  1. В.В. Ковалев дает следующую интерпретацию.

Производственный (операционный) леверидж количественно характеризуется соотношением между постоянными и переменными расходами в общей их сумме и вариабельностью показателя «прибыль до вычета процентов и налогов». Именно этот показатель прибыли позволяет выделить и оценить влияние изменчивости операционного левериджа на финансовые результаты деятельности фирмы.

Уровень производственного левериджа рассчитывается по формуле:

Lпр =

FC

.

 

VC


 

 

 Если доля постоянных расходов велика, говорят, что компания имеет высокий уровень производственного левериджа. Для такой компании иногда даже незначительное изменение объемов производства может привести к существенному изменению прибыли, поскольку постоянные расходы компания вынуждена нести в любом случае — производится продукция или нет. Изменчивость прибыли до вычета процентов и налогов, обусловленная изменением операционного левериджа, количественно выражает производственный риск. Чем выше уровень операционного левериджа, тем выше производственный риск компании.

Организации с более высоким уровнем постоянных расходов (и, следовательно, с более высоким производственным левериджем) несут и больший риск убытка при неблагоприятном развитии рыночной ситуации.

Однако считать, что высокая доля постоянных расходов в структуре затрат предприятия является отрицательным фактором, нельзя. Увеличение производственного левериджа может свидетельствовать о наращивании производственной мощи предприятия, о техническом перевооружении, повышении производительности труда, а также о реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Все эти факторы, несомненно, являющиеся положительными, проявляются в увеличении доли постоянных расходов и приводят к увеличению эффекта производственного левериджа.

II. Согласно Г. В. Савицкой  уровень производственного левериджа исчисляется отношением темпов прироста валовой прибыли (ДП %) ( до выплаты процентов и налогов) к темпам прироста объема продаж в натуральных, условно-натуральных единицах или в стоимостном выражении (VPП %):

   

Он показывает степень чувствительности валовой прибыли к изменению объема производства. При его высоком значении даже незначительный спад или увеличение производства продукции приводит к существенному изменению прибыли. Более высокий уровень производственного левериджа обычно имеют предприятия с более высоким уровнем технической оснащенности производства. При повышении уровня технической оснащенности происходит увеличение доли постоянных затрат и уровня производственного левериджа. С ростом последнего увеличивается степень риска недополучения выручки, необходимой для возмещения постоянных расходов.

III. Рассмотрим подход  к определению производственного левериджа, предложенный М.Н. Крейниной.

Операционный леверидж — это показатель, отвечающий на вопрос, во сколько раз темпы изменения прибыли от продаж превышают темпы изменения выручки от продаж. Иными словами, при планировании прироста или снижения выручки от продаж использование показателя операционного левериджа позволяет одновременно определить прирост или уменьшение прибыли. И наоборот, если в плановом периоде организации необходима определенная величина прибыли от продаж, с помощью левериджа можно установить, какая выручка от продаж обеспечит нужную прибыль.

Если изменение спроса на продукцию выражается только через изменение цен, а натуральный объем продаж остается на базисном уровне, то вся сумма прироста или уменьшения выручки от продаж одновременно становится суммой прироста или снижения прибыли. Если сохраняются базисные цены, но изменяется натуральный объем продаж, то рост или снижение прибыли — это по сумме рост или снижение выручки, уменьшенные на соответствующее изменение величины переменных затрат.

Следовательно, изменение цен в большей степени отражается на динамике прибыли от продаж, чем изменение натурального объема продаж. Выше было сказано, что операционный леверидж — это измеритель превышения темпов динамики прибыли над темпами динамики выручки. Поэтому, не делая никаких расчетов, можно утверждать следующее: показатель операционного левериджа при изменении выручки только за счет цен всегда будет выше, чем при изменении выручки только за счет натурального объема продаж.

Это означает, что операционный леверидж выражается не одним, а как минимум двумя показателями, из которых один рассчитывается для случая, когда в плановом периоде меняются только цены на реализуемую продукцию, второй — для случая изменения только натурального объема продаж. При условии, что плановая выручка от продаж изменяется за счет обоих факторов, в расчетах применяются оба названных показателя операционного левериджа.

Итак, было рассмотрено три подхода к определению производственного (операционного) левериджа. Несмотря на различные методики расчетов, результаты по трем вариантам не противоречат друг другу. Поэтому можно пользоваться любой из представленных методик в зависимости от цели анализа и имеющихся данных.

Понятие левериджа можно определить как процесс оптимизации структуры активов и пассивов предприятия с целью увеличения прибыли. Несмотря на различные методики определения коэффициента левериджа, все они сводятся к этому определению.

Величину операционного левериджа можно считать показателем рискованности не только самого предприятия, но и бизнеса, которым оно занимается, поскольку соотношение постоянных и переменных расходов в общей структуре затрат является отражением не только особенностей предприятия и его учетной политики, но и отраслевых особенностей его деятельности. 
 Предприятия с относительно высоким уровнем производственного левериджа рассматриваются как более рискованные с позиции производственного риска, т.е. возникновения ситуации, когда предприятие не может покрыть свои расходы производственного характера.

Анализ величин постоянных и переменных расходов предприятия позволяет выявить уровень риска финансово-хозяйственной деятельности, что является необходимым этапом планирования, принятия рациональных управленческих решений, а также сформировать бюджет крупных капиталовложений. Кроме того, производственный леверидж как важнейшая характеристика технической и технологической сторон деятельности организации оказывает существенное влияние на структуру источников средств. 

Неустойчивость спроса и цен на готовую продукцию, а также цен сырья и энергии, не всегда имеющаяся возможность уложиться себестоимостью в цену реализации и обеспечить нормальную массу, норму и динамику прибыли, само действие операционного рычага, сила которого зависит от удельного веса постоянных затрат в общей их сумме, и предопределяют степень гибкости предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОЦЕНКА РИСКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОРТФЕЛЯ ПО БЕТА-КОЭФФИЦИЕНТУ

 

Бета-коэффициент показатель, характеризующий влияние общей ситуации на рынке ценных бумаг в целом на динамику цены отдельной ценной бумаги, показатель степени риска применительно к инвестиционному портфелю или к конкретным ценным бумагам. Отражает степень устойчивости курса данных акций по сравнению с остальным фондовым рынком; устанавливает количественное соотношение между колебаниями цены данной акции и динамикой цен рынка в целом. Если этот коэффициент выше 1, значит, акция неустойчива; при бета-коэффициенте ниже 1 - более устойчива; именно поэтому консервативные инвесторы в первую очередь интересуются этим коэффициентом и предпочитают акции с низким его уровнем.

Применение бета-метода базируется на классификации связанных с проектом рисков. А именно, все они подразделяются на риск непредвиденного прекращения проекта (например, из-за банкротства, неплатежеспособности, бесперспективности геологического объекта) и вариационный риск, обусловливающий изменчивость доходности проекта на протяжении периода его реализации. Последний, в свою очередь, подразделяется на систематический и несистематический.

Систематический риск связан с общерыночными колебаниями цен на ресурсы и доходности финансовых инструментов, несистематический — отражает изменчивость доходности данного проекта (или ценной бумаги, выпущенной для финансирования проекта). В классическом бета-методе учитывается только вариационный систематический риск. Норма дисконта Е, учитывающая этот риск, рассчитывается по модели оценки капитальных активов:

Где:

— доходность безрисковых инвестиций;

R — среднерыночная доходность (доходность инвестиций в “среднерыночный” пакет акций, имеющий ту же структуру, что и вся совокупность обращающихся на рынке акций);

— коэффициент, отражающий относительную рискованность данного проекта по сравнению с инвестированием в среднерыночный пакет акций. Обычно 0 <   < 2.

При использовании этого метода необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.

Информация о работе Предпринимательские риски