Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 14:17, реферат
В условиях современной развитой рыночной экономики весьма актуальна как тема собственности, так и анализ основных форм предпринимательской деятельности в Казахстане. Экономика любой страны предстоит перед нами как деятельность огромного числа хозяйствующих субъектов создающих разнообразные товары и услуги. Одни из них производят товары нужные для жизни человека, предмет их потребления (пища одежда обувь и т. д.) другие создают инвестиционные товары (используемые в процессе производства: станки, машины, руду, металл и т.д.).
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Предпринимательская деятельность в Республике Казахстан……….5
1.1 Сущность предпринимательской деятельности ……………………………5
1.2 Виды предпринимательской деятельности …………………………………6
1.3 Основные формы предпринимательства…………………………………….7
Глава 2. Государственная поддержка предпринимательства в Республике Казахстан…………………………………………………………………………14
2.1 Методы государственного регулирования и их роль в повышении эффективности предпринимательской деятельности…………………………14
2.2 Становление и развитие предпринимательства в Казахстане……………18
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………
|
ГЛАВА
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1
Методы государственного
регулирования и
их роль в повышении
эффективности В сегодняшнем Казахстане предпринимательство уже свершившийся факт, конечно, оно претерпевает много трудностей, но на настоящий момент государство всеми силами старается поддержать его развитие. В частности в канун лета 1999 года Президентом Республики Казахстан было принято распоряжение «О дополнительных мерах по защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности». Необходимость принятия этого закона была уже очень давно. Незаконные придирки со стороны проверяющих с использованием служебного положения- это факт, который питает коррупцию. Государство осуществляет поддержку следующим образом: • создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; • установление упрощенного порядка государственной регистрации субъектов предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификация их продукции; • устранение правового режима благоприятствования для субъектов предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения, уплаты таможенных пошлин; • создание системы привлечения и использования инвестиций, включая иностранные, для поддержки и развития предпринимательства; • принятие специальных программ кредитования субъектов предпринимательства с определением финансовых источников; • предоставление преференций субъектов предпринимательства при размещении государственных закупок на производство продукции, выполнение работ, услуг; • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства, включая развитие их торговых, научно-технических, производственных и иных связей с зарубежными партнерами; • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов предпринимательства. Таким образом, государство, уделяя большое внимание развитию предпринимательства, для развития экономики в целом с целью защиты и поддержки субъектов предпринимательства устанавливает законодательным путем определенные льготы для них. Становление
и развитие предпринимательства
в Казахстане происходило в сложных
и не всегда благоприятных социально- Процесс формирования негосударственного сектора экономики и сейчас сталкивается с целым рядом трудностей объективного и субъективного характера, препятствующих его динамичному развитию. Объективные трудности связаны с общим кризисным состоянием экономики и недостаточно требуемых финансовых ресурсов для придания сильнейшего импульса широкомасштабному развитию предпринимательства. Основные
проблемы развития предпринимательской
деятельности в Казахстане:
В
нашей стране роль предпринимательства
постоянно и неуклонно - значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья; -создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях; -ускорить научно-технический прогресс; -составить
позитивную альтернативу 2.2 Становление и развитие предпринимательства в Казахстане. Становление
и развитие предпринимательства
в Казахстане происходило в сложных
и не всегда благоприятных социально- Объективные трудности связаны с общим кризисным состоянием экономики и недостаточно требуемых финансовых ресурсов для придания сильнейшего импульса широкомасштабному развитию предпринимательства. Трудности
субъективного характера Менталитет
работников постсоветского и западного
предприятий сильно различаются. Хотя
трудовые навыки и квалификация большей
части отечественных Кроме того, зачастую и сам руководитель предприятия, с одной стороны, не является высокопрофессиональным менеджером, а с другой - не способен использовать необходимые приемы и механизмы для воспитания в своих работниках устойчивых мотиваций. Опыт менеджмента накапливается и передается от поколения к поколению. Чтобы стать хорошим менеджером, предприниматель должен непрерывно учиться и переучиваться и следить за профессиональным и карьерным ростом своих работников. В рыночной системе такая система является неотъемлемым атрибутом успешного бизнеса. Обществу постсоветского периода предстоит выработать обычаи, традиции, правила, основанные на свободе предпринимательства, верховенстве законов, культуре бизнеса. Но
при всех недостатках и упущениях
первых лет становления Происходящие
в промышленности структурные изменения
и реформирование крупных государственных
предприятий привели к Более 38 % малых предприятий были созданы в 1994-1995 гг. в период малой приватизации. Именно в эти годы наметилась тенденция к макроэкономической стабилизации, сопровождавшаяся снижением инфляции. Кроме того, высвобождалось значительное количество населения в государственном секторе, часть которого впоследствии перетекала в сферу малого предпринимательства. Отрицательное
воздействие на развитие малого предпринимательства
оказало общее кризисное Как
отмечалось ранее, имеющиеся официальные
статистические данные не в полной
мере отражают масштабы формирующегося
негосударственного сектора. В частности,
практически не оценен потенциал
индивидуальной трудовой деятельности,
поскольку еще не приведена в
цивилизованные рамки уличная торговля
на универсальных рынках, не контролируется
беспатентная производственная, консультационная,
репетиторская, переводческая и
иная деятельность по предоставлению
услуг населению. Все эти виды
деятельности часто не облагаются налогами
и функционируют в теневом
секторе экономики. Заключение В настоящее время многое говорится о возрождении Казахстанского предпринимательства. Однако, если быть точным, то, что сегодня происходит в социально-экономической жизни Казахстана, есть попытка вторичного возрождения предпринимательства в нашей стране. Основа для становления и развития предпринимательства была заложена еще в ходе реализации государственных программ развития и поддержки предпринимательства, начиная с 1992 года. Сегодня предпринимательская деятельность в Казахстане бурно развивается, основываясь на государственной поддержке ее роста. Решение важнейших проблем, обеспечивающих развития предпринимательства заложено в Государственной программе развития и поддержи предпринимательской деятельности, утвержденной Указом Президента РК от 7 мая 2001г. №597. Одним их приоритетов, обозначенных в Указе Президента РК «О мерах по реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года», является развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства в стране. Развитие
предпринимательства Будущее
Казахстана - и за предпринимателями.
Поэтому требуется профессиональный подход
каждого, кто решил заняться этой формой
экономической деятельности, к исполнению
своих предпринимательских функций. Список
использованной литературы 1. Бусыгин А. В. Предпринимательство. Основной курс т.1 М.: «Экономика», 1994 2. «Экономическая теория» учебник под редакцией Булатова А.С.,2-е издание, Москва, 1997г. 3. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.: Издательство “Финпресс”, 1998.. 4. «Основы предпринимательской деятельности» под редакцией Осипова Ю.М. , Москва, 1992г. 5. Гражданское право РК. – Алматы: «Жетi Жаргы».1998г. 6. Экономика и статистика,2000, №4. Статьи «Проблемы развития малого бизнеса и пути их решения.», «Современное состояние малого бизнеса в РК». - 52стр. 7. А.К. Кантарбаева «Предпринимательство, институционально-эволюционный подход». «Раритет», Алматы,2000г. 8. Мамыров Н.К. «Основы предпринимательства», Алматы, Экономика, 1997 9. Сборник
«Предприниматель и право», Издательский
дом «БИКО», Алматы, 2000. Заключение. В настоящее время многое говорится о возрождении Казахстанского предпринимательства. Однако, если быть точным, то, что сегодня происходит в социально-экономической жизни Казахстана, есть попытка вторичного возрождения предпринимательства в нашей стране. Основа для становления и развития предпринимательства была заложена еще в ходе реализации государственных программ развития и поддержки предпринимательства, начиная с 1992 года. Сегодня предпринимательская деятельность в Казахстане бурно развивается, основываясь на государственной поддержке ее роста. Решение важнейших проблем, обеспечивающих развития предпринимательства заложено в Государственной программе развития и поддержи предпринимательской деятельности, утвержденной Указом Президента РК от 7 мая 2001г. №597. Одним их приоритетов, обозначенных в Указе Президента РК «О мерах по реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года», является развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства в стране. Развитие предпринимательства сталкивается со множеством проблем, в частности это и информационные проблемы, и финансовые, и институциональные, и образовательные, и государственные (бюрократизм, коррупция), все эти проблемы решаемы, и я думаю, что в скором будущем наша страна справится с поставленными перед ней задачами решения этих проблем. Именно ха счет этих решений и будет развиваться экономика нашей страны в целом. Видимо, было бы неверно
соглашаться с распространенным
тезисом о том, что будущее
Казахстана — за предпринимательством.
Будущее Казахстана — за всеми
нами и во многом будет определяться
нашей способностью выработать эффективную
концепцию бытоуложения. Но будущее Казахстана
— и за предпринимателями. Поэтому требуется
профессиональный подход каждого, кто
решил заняться этой формой экономической
деятельности, к исполнению своих предпринимательских
функций. * Кантарбаева А.К. //Барьеры
перед казахстанским предпринимательством
и пути их преодоления. А.: Раритет, 2000.
С. 125 30 Введение. Предпринимательство
в сегодняшнем Казахстане, хотя и
испытывает значительные трудности, -
уже свершившийся факт. Оно защищено
законом и будет развиваться.
Актуальность выбранной темы очевидна,
ибо рыночной экономики без Интерес к бизнесу естествен и оправдан. На наших глазах создаётся новая экономическая основа общества, появляются люди, стремящиеся организовать собственное дело, желающие не приспосабливаться к новым условиям, а жить в них, проявлять инициативу, выражать себя в свободной трудовой деятельности. Этому способствует демократизация общества и хозяйственной деятельности. Переход к рыночной экономике требует радикальных преобразований структуры производства, направленных на преодоление монополизма и развитие конкуренции. Решение этой задачи невозможно, как подтверждает мировой опыт, без развития предпринимательства, основанного на различных формах собственности. Сегодня многие стали понимать, что именно предпринимательство двигает развитие производства, рынка, а значит, и общества в целом. Страна процветает благодаря предпринимателям, а предприниматели - благодаря поддержке государства. В Республике Казахстан интенсивно создаются все условия для развития предпринимательской деятельности, в частности, осуществлена большая работа по приватизации собственности, ставшей прочной экономической основой для развития предпринимательства. В стране применяются широкомасштабные меры по государственной поддержке предпринимательства, малого и среднего бизнеса. В своей работе я использовала множество различных источников, проблемой развития предпринимательства занимались многие экономисты. Изучая эту проблему, я ознакомилась с работой Ричарда Кантильона «Эссе (очерк) о природе торговли вообще», изданной в 1775 году. Исследователи считают ее «наиболее систематичным, ясным и в то же время наиболее оригинальным из всех изложений экономических законов до «Богатства народов»»1. Кантильон подчеркивает, что предприниматель вовсе не обязательно должен что-либо производить или заниматься предпринимательской деятельностью на свои деньги. Взаимодействию предпринимателей Кантильон придавал первостепенное значение в экономике. Еще одним экономистом, занимавшимся этой проблемой, является французский экономист Ж-Б Сэй. В своих трудах «Трактате политической экономии»(1803) и «Полном курсе практической политической экономии»(1828) Сэй изложил развитую теорию производства и распределения, отводящую главную роль предпринимателю. Главную функцию предпринимателя Сэй видел в координации факторов производства: земли, капитала и человеческого фактора, включающего не только труд, но и научные знания, необходимые для производства продукта и организации производственного процесса. Проблемой развития предпринимательства занимались и занимаются и казахстанские экономисты, в частности это доктор экономических наук профессор М.Б. Кенжегузин, доктор экономических наук академик АН РК С.С. Сатубалдин, я ознакомилась с работой Кантарбаевой А.К.- «Предпринимательство: институционально-эволюционный подход», в которой предпринимательский сектор рассматривается как полюс интенсивного экономического роста. Я хочу отразить в
своей работе сущность предпринимательства,
его преимущества и недостатки, современное
состояние и тенденции и Цель данной работы
– показать основную тенденцию развития
предпринимательства в Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости. Предпринимательство( Предпринимателем в его деятельности движет воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда. Предприниматель
– это человек, который умножает
не только свое, но и национальное богатство,
кто находит способы лучшего
использования ресурсов, снижения потерь,
кто создает новые рабочие
места. Глава I.
Предпринимательство
как вид деятельности.
Определение предпринимательства. Природа предпринимательского дохода. В научный оборот термин «предприниматель» был введен впервые экономистом Ричардом Кантильоном в 1975 году, обозначив так человека, покупающего по известной цене, а продающего по неизвестной и, следовательно, несущего риск1. До сих пор
отсутствует единый подход к определению
феномена «предпринимательства». Четкое
определение « Современное определение предпринимательства опирается на множество точек зрения. Наиболее общей является понимание предпринимательства, в широком смысле, как специфический фактор общественного воспроизводства (наряду с капиталом, землей и трудом), который обеспечивает необходимую динамику воспроизводственных процессов через создание новых более эффективных комбинаций производственно-сбытовых факторов. В более конкретной форме, предпринимательство – это система хозяйствования, основанная на рисковой, инновационной деятельности, целью которой является получение предпринимательского дохода, и затрагивающая либо весь процесс воспроизводства, либо отдельные его стадии (производство, распределение, обмен и потребление). Предпринимательский доход отличается от «среднестатистической» прибыли и определяется как «сверхприбыль», возникающая в результате исключительно рационального соединения факторов производства, что ведет к снижению индивидуальных издержек по сравнению с общественными, на базе которых формируется рыночная цена. В экономической теории понимание предпринимательского дохода базируется на теории экономических (вмененных) издержек, в соответствии с которой предпринимательских доход делится на нормальную прибыль и экономическую прибыль (сверхприбыль). Бухгалтерские (внешние) издержки – учтенные денежные выплаты и расходы, плата за привлекаемые ресурсы. Внутренние (субъективные) – затраты собственного ресурса, которые невозможно учесть в финансовой деятельности предпринимателя как хозяйственного субъекта. Внутренние издержки содержат в себе нормальную прибыль и альтернативные издержки предпринимателя. Альтернативные издержки – возможные максимальные доходы от альтернативного использования собственных ресурсов (имущества, труда, капитала), выступающие как рента, проценты на капитал, зарплата. Нормальная прибыль
– минимальное вознаграждение за
реализацию предпринимательских Риск как ключевой аспект предпринимательства. Самые первые исследователи предпринимательства (Р.Кантильон и его последователь Иоган Генрих Тюнен) связывали предпринимательство именно с риском, а организационно-управленческие и инновационные аспекты предпринимательской деятельности не рассматривались. По Кантильону предприниматель это любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск. устремленный в будущее, чьи действия характеризуются надеждой получить доход, и готовностью к потерям. Прибыли и потери предпринимателя есть следствие риска и неопределенности, сопровождающих его решения. Прибыль зависит от разницы между вполне определенной закупочной ценой факторов производства и той неопределенной ценой, по которой результирующий продукт можно будет продать. Последователи Кантильона определили предпринимательский доход как плату за риск, которая качественно отличается от дохода на капитал и заработной платы. Таким образом, существует качественное отличие предпринимателя от собственника капитала и менеджера. Одной из причин, вызвавшей необходимость подобного разграничения послужила индустриальная революция, высветившая роль предпринимателей и собственников капитала в экономическом развитии. Разница между функцией предоставления капитала и предпринимательской функцией является основой для развития современного венчурного капитала. Венчурный капиталист - это профессионал в сфере распределения капитала (собственного или средств держателей акций) в рискованные предприятия с целью получения высокой, заранее оговоренной, нормы прибыли. Значительный вклад в развитие теории предпринимательского риска и понимание его природы привнес американский экономист Фрэнк Хайнеман Найт (1885-1974). Он разграничил понятия риска и неопределенности. Появление предпринимательского дохода он связал не с любым видом риска, а только с тем, который является следствием настоящей неопределенности, и в связи с чем выделил две его категории: 1. Страхуемый риск,
который неуникален по своей
природе или типизирован в
хозяйственной жизни, и его
можно учесть как постоянный
элемент издержек в виде 2. Предпринимательская
функция реализуется в При этом ключевыми для понимания важности самостоятельного предпринимательского суждения является то, что необходимость в нем возникает тогда, когда экономическая ситуация не может быть типизирована на основании прошлого опыта и собственно вероятностный характер событий неизвестен. Выработка предпринимательской
точки зрения и следование ей в
конкретном бизнесе подразумевает
готовность человека заняться такой
деятельностью, при которой само
получение прибыли и ее величина
будут неопределенны. Наличие такой
готовности является необходимым признаком
предпринимателя. Известную же достаточность
определение предпринимателя Только тот риск ведет к предпринимательской прибыли, который представляет собой уникальную неопределенность, вытекающую из понятия конечной ответственности, что по своей природе не может ни страховаться, ни капитализироваться, ни компенсироваться жалованьем1. Инновативность в предпринимательстве. Инновационная теория предпринимательства связана с исследованиями американского экономиста Йозефа Шумпетера (1883-1950). Он выдвинул концепцию «созидательного разрушения» как условия динамического развития экономики. «Созидательное разрушение» обеспечивает создание новой производственной функции, которая характеризуется новыми комбинациями факторов производства и наибольшей экономической эффективностью. В соответствии с его теоретическими воззрениями предпринимателем может быть любой, кто осуществляет новые комбинации благодаря их новаторским способностям. В целом, Шумпетер в качестве назначения комбинирования выделяет следующие пять случаев:
На основании этих посылок Й.Шумпетер считает, что предпринимателями следует называть хозяйственных субъектов, функцией которых является осуществление новых комбинаций, которые выступают как его активный элемент, при этом право собственности на промышленное предприятие или вообще на любое имущество не является существенным признаком предпринимателя. Теоретические представления
Й.Шумпетера являются непосредственным
развитием представлений Ф.Найта. Именно
с созданием новой производственной функции,
создание которой не основано на опыте
прошлого, связано возникновение уникальной
неопределенности1.
Предпринимательство как экономический феномен - уже категории бизнеса, но в хозяйственной практике их часто отождествляют. Однако это не синонимы и не тождества, хотя и очень близкие по значению понятия. Бизнес шире, чем предпринимательство, ибо он охватывает отношения, возникающие между всеми участниками рыночной экономики, и включает в действие не только предпринимателей, но и потребителей, наемных работников, государственные структуры. Предпринимательство - динамичный элемент бизнеса, представляющий собой инициативную, самостоятельную деятельность, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность гражданами, объединениями граждан по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг с целью получения прибыли. Предпринимательство включает в оборот своего субъекта, предпринимателя, а не всех участников рынка. Отсюда мы можем вести речь о предпринимательском бизнесе, наряду с потребительским, трудовым и государственным. Существуют 3 формы предпринимательского бизнеса (индивидуальное предпринимательство, хозяйственное товарищество и акционерное общество). Философией Предпринимательство
формирует вокруг себя среду, в которой
утверждается уважение к личности,
реализует стремление к самоутверждению,
позволяет высвободить Развитие предпринимательства означает рационализацию экономики, повышение конкурентоспособности, избавление от балласта неиспользуемых или плохо эксплуатируемых ресурсов, более полную реализацию главного потенциала общества - человека. По этой причине предпринимательство не может быть социалистическим или капиталистическим. Оно - неотъемлемая часть бизнеса, рыночной экономики и развивается только там, где утверждается свободная рыночная среда и демократизация общества. Всякое угнетение предпринимательства является основой для порабощения человека. Нельзя быть свободным
гражданином, не имея своего дохода, своего
дела. Общество, в котором все
люди - наемные работники по отношению
к государству, не может быть гуманным.
Экономика, превращенная в единую фабрику,
где все работают по единому хозяйственному
плану, отвергла предпринимательство,
по своей сути. Возникшее, так называемое,
социалистическое государство, демагогически
проповедовавшее якобы свое процветание
при нищем народе и разоренной,
дефицитной экономике, было обречено.
Практика показала, что современные
социалистические тенденции знаменуют
резкий разрыв со всем ходом западной
цивилизации, которую современный
человек создавал, начиная с эпохи
возрождения, и, которая была, в свою
очередь, цивилизацией, основанной на
принципах предпринимательства. Поэтому
сегодня возврат к Предпринимательство, как элемент бизнеса, не может быть отделено от труда, от ведения хозяйства, от присвоения. Без труда бизнеса не бывает. Труд и предпринимательство - это процессы целенаправленной деятельности по производству материальных и духовных благ, но если для предпринимательства труд - главное условие его развития и источник создания жизненных благ, то предпринимательство - это средство, оплодотворяющее труд творчески, осознанным компонентом, это содержательная, качественная сторона деятельности, характеризующаяся самопринуждением субъектов, выбравших данную деятельность, их заинтересованностью, непосредственной причастностью к конечным результатам труда. Предпринимательство
- это качественно новый 1.3
Виды и характер
предпринимательской
деятельности. Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают: а) предпринимательство государственное; б) предпринимательство частное. Государственные
предпринимательство есть форма
осуществления экономической Частное предпринимательство
есть форма осуществления Конечно, каждый из этих видов — государственное и частное предпринимательство — имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства. Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает: 1) осуществление
непосредственных 2) осуществление посреднических функций, т. е. оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю. Общественное понимание проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, приоритетное значение имеет первый тип предпринимательской деятельности, поскольку общественное богатство (как обобщенный итог уровня и качества жизни каждого члена общества) зависит от состояния дел именно в сфере материального производства, научно-технических и сервисных услуг. С другой стороны, такое общественное отношение к этому типу предпринимательства на практике не носит действительно приоритетного характера — общество способствует развитию и второго типа предпринимательской деятельности, т.е. посредничества, прежде всего потому, что уровень и качество жизни, удобство и комфорт каждого члена общества в немалой степени зависят от уровня развития в обществе посреднической сферы (удобная для покупателя организация торговли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по почте, телефону и т. д.); то же самое относится и к потребителям товаров производственного назначения. Но такое общественное восприятие посреднической деятельности не является единственной и основной причиной. Главное заключается в другом — посредническая предпринимательская деятельность, ее наличие и усложнение до разумных пределов ведет: 1) к увеличению
производительности труда 2) к ускорению
темпов оборачиваемости ( 3) к насыщению товарных рынков до объективно требуемых размеров и функционированию непосредственных товаропроизводителей в соответствии с интересами конечных потребителей (поскольку посредник специализируется главным образом на изучении потребительского спроса и заказе или приобретении только той продукции, потребительский интерес к которой он уже выявил; любую продукцию, производимую непосредственным товаропроизводителем, он приобретать не будет). В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают разные виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, посредническое, страховое. Предпринимательство
называется производственным, если сам
предприниматель Предпринимательская деятельность, связанная с непосредственным производством товаров, может носить: 1) традиционалистский
характер (традиционалистское 2) инновационный
характер (инновационная Предпринимательство
в сфере непосредственного В коммерческом предпринимательстве предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве прибыль образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения. Отметим, что если товар приобретается на законных основаниях, то торгово-коммерческое предпринимательство не следует называть спекуляцией и на этом основании осуждать. Только когда наблюдается противозаконная, с нарушением правил торговли перепродажа, можно говорить о запретной, преступной спекуляции. Финансовое Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель гарантирует страхователю имущества, ценности, жизни за определенную плату компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся в то, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход1. В соответствии с
Гражданским кодексом Республики Казахстан
определены организационно-правовые формы
предпринимательской Преимущества
и недостатки основных
форм предпринимательства (табл. 1).
Глава II.
Государственная
поддержка предпринимательства
в Республике Казахстан. 2.1
Методы государственного
регулирования и
их роль в повышении
эффективности предпринимательской
деятельности. Свои регулирующие функции государство выполняет посредством административных и экономических методов. Для командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов. Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно установленные цены на товары и услуги – типичные методы административного регулирования в плановой экономике – лишают предприятие альтернативного использования ресурсов. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодными, чем прежде. Разграничение между
административными и Административные методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем выше сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений. Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Экономические методы управления действуют, таким образом, через рынок посредством рыночных механизмов. Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальными изменениями в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней системы административных методов и созданием новой системы экономических регуляторов. Разрушение системы административно – командных методов управления, блокирующих рыночные механизмы, - необходимое условие формирования и саморазвития рынка. Демонтаж системы административных регуляторов знаменует собой начало реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не означает, однако, полного отказа от использования административных методов в переходной экономике. Для того чтобы уменьшить масштабы кризисного сокращения производства, не допустить катастрофического падения жизненного уровня населения, государство на первых этапах реформ может, например, сохранять административный контроль над производством и реализацией небольшой группы товаров, составляющих основу производственного и личного потребления нации. По мере углубления рыночных преобразований, стабилизации экономической ситуации и овладения экономическими методами регулирования государство полностью сокращает сферу использования административных рычагов, не отказываясь в то же время полностью от их применения. Даже на завершающих
стадиях перехода к рынку и
в условиях сложившейся рыночной
экономики административные методы
регулирования имеют Важнейшей задачей государства на переходном этапе является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью все страны, осуществляющие переход к рыночной экономике, проводят радикальные реформы кредитной и налоговой системы. Создается традиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система, в рамках которой Центральный банк посредством экономических нормативов осуществляет регулирование деятельностью широкой сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя формы обязательных резервов и другие нормативы, установленные для коммерческих банков, осуществляя операции с ценными бумагами. Центральный банк получает возможность проводить активную кредитно – денежную политику. Однако было бы
ошибкой полагать, что государственное
регулирование заключено в В Казахстане, так же как в ряде других пост социалистических стран, мы сталкиваемся с недооценкой роли государства в экономике. Недопонимание экономической роли государства мешает разработать приемлемую концепцию государственной экономической политики. Не секрет, что реформы у нас проводятся «сверху», и в этом никакой трагедии нет, более того, это единственно приемлемая форма. Иначе будет разброд, анархия, что, в конечном счете, ничего, кроме новых разрушений, не принесет. И особенно ответственна роль государства в переживаемый нами исторический период, получивший название переходного. Без активной государственной экономической политики невозможно реформировать экономику. Экономика Казахстана переживает небывалый в истории кризис, где переплелись все экономические «болезни». Кризис имеет объективные причины, и поэтому ни одна пост социалистическая страна не избежала его. Где-то он оказался менее, где-то более глубоким, чем у нас. Некоторые ученые убеждены в том, что в этом небывалом кризисе немаловажную роль сыграл и форсированный отказ пост советских правительств от своих «естественных» функций. «Разгосударствление», объявленное одним из основных направлений реформирования экономики, само по себе правильное, но некритически воспринятое, привело в первые, решающие годы реформ к полной потере управляемости экономики, в том числе и государственного сектора, который был у нас практически единственным «легальным» сектором во всей стране. В современной
высокоорганизованной рыночной экономике
практически нет сфер, которые
бы как-то не регулировались государством.
Невозможно в «разовом порядке» сформулировать
весь спектр современной экономической
политики применительно к рыночной
системе, которой у нас еще
нет. Для нашей страны вопрос может
ставиться о постепенном При разработке национальной экономической политики следует учесть и то, что у нас сильна психология отторжения всего государственного, казенного. Не случайно в пост советском пространстве очень популярны идеи «либерал-монетаристов», экономические взгляды которых к тому же наиболее полно сочетаются с идеями политической демократии Но отказ от
тоталитарной системы нельзя воспринимать
как отказ государства от своих
экономических функций. В условиях
современного Казахстана, где наряду
с экономической реформой происходит
и становление нового независимого
государства, без «здоровой В нашей стране роль предпринимательства постоянно и неуклонно возрастает. Предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как: -значительно и
без существенных капитальных
вложений расширить -создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях; -ускорить научно-технический прогресс; -составить позитивную
альтернативу криминальному В своей деятельности
предпринимательство В советскую эпоху
различные формы хозяйствующих
субъектов были неактуальны, поскольку
государство владело и В канун лета 1999 года Президентом Республики Казахстан принято распоряжение «О дополнительных мерах по защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности». Необходимость принятия этого распоряжения витала в воздухе давно, т.к. дальнейшее развитие инициативы граждан по самообеспечению и созданию для себя и других граждан дополнительных рабочих мест глушится доморощенным чиновничеством, усердствующем не столь для отчизны, сколько для себя. Незаконные проверки и придирки со стороны проверяющих с использованием служебного положения - это факт, который питает коррупцию. Важнейшей составляющей политики экономических реформ Казахстана является развитие предпринимательства. Особое значение приобретает поддержка предпринимательства, которое представляет собой одну из важнейших сфер экономики ,где предприятия характеризуются малой численностью занятых, невысокой капиталоемкостью, несложным управлением. С развитием предпринимательства связываются надежды на наполнение потребительского рынка, рост занятости, развитие конкуренции и подъем экономики в целом, расширение социальной базы проводимых реформ. Государство осуществляет поддержку предпринимательства по следующим направлениям: *создание льготных
условий использования *установление
упрощенного порядка *устранение правового
режима благоприятствования *создание системы
привлечения и использования
инвестиций, включая иностранные,
для поддержки и развития *принятие специальных
программ кредитования *предоставление
преференций субъектов *поддержка *организация подготовки,
переподготовки и повышения Таким образом, государство,
уделяя большое внимание развитию предпринимательства,
для развития экономики в целом
с целью защиты и поддержки
субъектов предпринимательства
устанавливает законодательным
путем определенные льготы для них. 2.3
Проблемы казахстанского
предпринимательства
и пути их преодоления. В последнее время предпринимательство Казахстана характеризовалось неустойчивой динамикой роста числа предприятий и занятых в них работников. Отраслевая и региональная структура нерациональны. Усиливается криминализация бизнеса. Попытки управления становлением предпринимательства часто носят эпизодический и ненаучный характер. Не отработана денежная система защиты предпринимателя и его собственности от посягательств. Причины этого
не только в ограниченности финансовых
средств, выделяемых на поддержку предпринимательской
деятельности, слабом развитии рыночной
инфраструктуры, но и в том, что
вовремя не была выработана последовательная
государственная стратегия В создавшихся
условиях Президентом Республики Казахстан
был своевременно подписан Указ №3036
от 18 июля 1996 года «О дополнительных мерах
по реализации государственных гарантий
предпринимательской Ученым советом
Института экономики
Содействие предпринимателям в решении проблемы основного капитала предполагается оказывать посредством введения протекционистских мер по адресной продаже, упрощенной передаче в аренду и управление субъектам предпринимательства, оставшихся в государственной собственности основных фондов. Речь идет о продаже и передаче зданий, сооружений, земельных участков, неиспользуемых или неэффективно используемых производственных площадей и оборудования, объектов незавершенного строительства. В соответствии с
Указом Президента, в Республике проводилась
инвентаризация неиспользуемых производственных
объектов и площадей, офисных помещений
и объектов незавершенного строительства
на государственных предприятиях. Всего
по Республике выявлено 1343 неиспользуемых
и 524 недостроенных объектов. Неиспользуемые
помещения передаются на тендерной
основе. Порядок
предоставления субъектам
предпринимательства
в аренду неиспользуемых
помещений.
Другая проблема состоит в том, что многие объекты и основные средства, приватизированные на начальных этапах реформ, попали в руки лиц, весьма далеких от предпринимательства в подлинном смысле слова. В итоге этот капитал простаивает, и нередко добротные здания и помещения разрушаются от бесхозяйственности. Государство не может оставаться в стороне от этой проблемы. В 1997 году было разработано Положение о механизме передачи таких объектов предпринимателям, предоставившим достоверную информацию о неиспользуемых объектах. Объекты будут передаваться им в аренду с последующим выкупом и с обязательным условием организации производства и создания новых рабочих мест. Установлен порядок предоставления субъектам предпринимательства в аренду или доверительное управление неиспользуемых производственных помещений. Необходимо также доработать действующее законодательство и нормативно-правовую базу с целью устранения дискриминационных по отношению к предпринимателям положений, и одновременно усилить борьбу против практики создания бюрократических преград и установления незаконных поборов контролирующими и инспектирующими органами. Целесообразно обеспечить координацию технической помощи, поступающей со стороны иностранных государств, неправительственных организаций и международных институтов, для повышения эффективности ее использования. Требуется расширить деятельность специальных фондов, программ обучения и консультирования, осуществляемых в Республике Казахстан. Агентство по стратегическому планированию и реформам совместно с акимами областей на базе утвержденных приоритетов, учитывающих местные условия, устанавливает объемы финансирования предпринимательства по регионам. Наблюдательный совет Фонда рассматривает приемлемость распределения и утверждает условия размещения ресурсов в данных регионах, исходя из анализа активов и пассивов Фонда. Фонд проводит тендер, отбирает уполномоченные банки и заключает с ними кредитные отношения. Предполагается, что другими источниками пополнения Фонда будут средства по кредитной линии на сумму 80$ млн. от Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР). Кроме того, прорабатывается вопрос о специальном займе на кредитование предпринимательства со стороны Азиатского Банка Развития (АБР). Второй транш уже действующего займа АБР на $50 млн. также идет на финансирование предпринимательской деятельности. Межведомственной комиссией принято решение ограничить верхний предел индивидуальных кредитов суммой $200 тыс. Через НПО «Микрокредит» можно получить минимальное финансирование бизнеса в объеме $400. Кроме того, Постановлением об образовании Фонда установлено, что средства, предусмотренные в бюджете Фонда занятости в размере 1,2 млрд. тенге, также пойдут на создание рабочих мест в бизнесе. Следующим важным направлением поддержки предпринимательства в Казахстане является законотворческая деятельность с целью создания для предпринимателя комфортной институциональной среды, избавления его от искусственных труднопреодолимых барьеров, необоснованно устанавливаемых со стороны государственных органов. В соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам упрощения регистрации субъектов малого предпринимательства» вводится упрощенный порядок регистрации бизнеса. В соответствии с
указами Президента Республики Казахстан
и постановлениями Список государственных органов, у которых были изъяты функции по оказанию платных услуг, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан*(схема 1).
Существует немало
государственных организаций, предоставляющих
платные услуги в соответствии с
решениями Правительства (схема 2): Список государственных органов, предоставляющих в соответствии с решениями Правительства принудительные платные услуги, не предусмотренные законами (схема 2). Государственный
энергетический надзор. Министерство транспорта
и коммуникаций. Министерство внутренних
дел (паспортно-визовая работа) Хлебная инспекция
Министерства сельского хозяйства. Республиканская
комиссия по испытанию и регистрации
химических и биологических средств
защиты, феромонов, и регуляторов роста
сельскохозяйственных растений и лесных
насаждений при Министерстве сельского
хозяйства. Схема 3 иллюстрирует, как трудно предпринимателю пробиваться со своим бизнесом через частокол установленных преград: Процедура получения разрешения на открытие торгового киоска, магазина, пункта общественного питания (схема 3).
предприниматель Все эти проблемы
могут и должны решаться на уровне
региональных властей. Правительство
в апреле 1997 года изъяло ряд функций
по лицензированию, выдаче разрешений
и оказанию платных услуг у 16 республиканских
организаций. Список отмененных незаконных
актов, контролирующих и регулирующих
функций таких организаций показан на
схеме 4. Перечень отмененных незаконных действий, контролирующих и регулирующих функций местных исполнительных органов*. Отмененные незаконные действия местных исполнительных органов* Контролирующие
и регулирующие функции местных
исполнительных органов власти**
Законы, в которых
в свое время необоснованно были
заложены контролирующие и регулирующие
функции таких организаций, как
Госветнадзор, санэпидемслужба, экологическая
экспертиза, подлежат корректировке, над
чем сейчас работает Правительство. На
рассмотрении также находится проект
постановления по изъятию прав на оказание
платных услуг у Госэнергонадзора, Минтранскома,
паспортно-визовой службы, хлебной инспекции,
комиссии по испытанию и регистрации химических
и биологических средств. Схема 5 содержит
список государственных органов, у которых
предполагается изъять часть прав по предоставлению
платных услуг, связанных с непосредственной
их деятельностью. Дополнительный список государственных органов, у которых предполагается изъять права на оказание платных услуг, ранее предоставлявшиеся законодательством Республики Казахстан (схема 5). Государственный
ветеринарный надзор. Санитарно-эпидемиологическая
станция. Министерство внутренних
дел. Пожарная инспекция. Государственный
комитет по землеустройству. Экологическая экспертиза. Министерство юстиции. Принятие таких
решений- далеко не безболезненная мера,
но государство должно идти на нее, так
как в свободном развитии предпринимательства
лежит путь к богатому, демократическому
и свободному обществу1. Заключение. В настоящее время многое говорится о возрождении Казахстанского предпринимательства. Однако, если быть точным, то, что сегодня происходит в социально-экономической жизни Казахстана, есть попытка вторичного возрождения предпринимательства в нашей стране. Основа для становления и развития предпринимательства была заложена еще в ходе реализации государственных программ развития и поддержки предпринимательства, начиная с 1992 года. Сегодня предпринимательская деятельность в Казахстане бурно развивается, основываясь на государственной поддержке ее роста. Решение важнейших проблем, обеспечивающих развития предпринимательства заложено в Государственной программе развития и поддержи предпринимательской деятельности, утвержденной Указом Президента РК от 7 мая 2001г. №597. Одним их приоритетов, обозначенных в Указе Президента РК «О мерах по реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года», является развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства в стране. Развитие предпринимательства сталкивается со множеством проблем, в частности это и информационные проблемы, и финансовые, и институциональные, и образовательные, и государственные (бюрократизм, коррупция), все эти проблемы решаемы, и я думаю, что в скором будущем наша страна справится с поставленными перед ней задачами решения этих проблем. Именно ха счет этих решений и будет развиваться экономика нашей страны в целом. Видимо, было бы неверно
соглашаться с распространенным
тезисом о том, что будущее
Казахстана — за предпринимательством.
Будущее Казахстана — за всеми
нами и во многом будет определяться
нашей способностью выработать эффективную
концепцию бытоуложения. Но будущее Казахстана
— и за предпринимателями. Поэтому требуется
профессиональный подход каждого, кто
решил заняться этой формой экономической
деятельности, к исполнению своих предпринимательских
функций. Список
использованной литературы. 1.Бусыгин А. В. Предпринимательство. Основной курс т.1 М.: «Экономика», 1994 2. «Экономическая теория» учебник под редакцией Булатова А.С.,2-е издание, Москва, 1997г. 3.Гайнутдинов Э.М. «Основы предпринимательства», Минск, «Высшая школа», 2000 4.Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.: Издательство “Финпресс”, 1998.. 5.Горфинкель В.Я. «Предпринимательство», Москва, «Банки и биржи», 1999 6.Грачев И. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит . 1997 7.Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия . - М., 1996 8.Кэмбелл Р. Макконелл, Стенли Л. Брю. «Экономика». Москва, издательство «Республика», 1992г., том 2. 9. «Основы предпринимательской деятельности» под редакцией Осипова Ю.М. , Москва, 1992г. 10.Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. М.: ИВЦ "Маркетинг", 1996 11. «Сборник предпринимателя» под редакцией Перхунова А.П., Сорокина В.П. ,часть 1, Москва, МНПП «РИД-7», 1992г. 12.Хоскинг А. Среда предпринимательства . Курс предпринимательства . -М. , 1993 13.Гражданский Кодекс Республики Казахстан (общая часть), Алматы: «Юрист», 2002г. 14.Гражданское право РК. – Алматы: “Жетi Жаргы”.1998г 15.// Экономика и статистика,2000, №4. Статьи ”Проблемы развития малого бизнеса и пути их решения.”, “Современное состояние малого бизнеса в РК”. - 52стр 16.А.К. Кантарбаева «Предпринимательство. институционально-эволюционный подход». «Раритет», Алматы,2000г. 17.Мамыров Н.К. «Основы предпринимательства», Алматы, Экономика, 1997 18.Сборник «Предприниматель
и право», Издательский дом «БИКО», Алматы,
2000. 1 Блауг М. Экономическая мысль в ретроперспективе. М.: Дело, 1994. С.18. 1 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 1 Cantilon R. Essai sur la nature du commerce en general. Paris’ 1952. P.28-33 1 См. Найт Ф. Понятия риска и неопределенности // Thesis. Вып. 5. 1994. С.14 1 См. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1983. 1 Грузинов В., Грибов В.
Предпринимательство формы и методы организации
предпринимательской деятельности // Экономика
предприятия . - М., 1996 1 См. Крымова В. Экономическая теория. Алматы: Аркаим, 2002. 1 Предварительная оценка Комитета по статистике и анализу Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. * Кантарбаева А.К. //Барьеры перед казахстанским предпринимательством и пути их преодоления. А.: Раритет, 2000. С. 125 * В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан №505 от 8 апреля 1997 год * В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан №3398 от 6 марта 1997 года. ** В соответствии с законодательством Республики Казахстан. 1 См. Кантарбаева А.К. //Экономические
регуляторы поддержки предпринимательства.
А.: Раритет,2000. С.101 Содержание: Введение………………………………………………………… Глава 1. Предпринимательство как вид деятельности. 1.1 Экономическое
содержание 1.2 Предпринимательство как элемент бизнеса и тип хозяйствования……5 1.3 Виды и характер
предпринимательской Глава2. Государственная поддержка предпринимательства в РК. 2.1 методы государственного
регулирования и их роль в
повышении эффективности 2.2 Становление
и развитие 2.3 Проблемы казахстанского
предпринимательства и пути их
преодоления………………………………………………… Заключение…………………………………………………… Список
использованной литературы……………………………..30 Министерство образования республики Казахстан Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби Факультет экономики и бизнеса Кафедра
экономической теории Курсовая работа на тему: «Проблемы развития
предпринимательства в В Допущена к защите « »____________________2003г. Зав. кафедрой экономической теории: к.э.н., доцент Тулегенова М.С. ыполнила: студентка 1 курса группы БУиА 02р2 Сафронова О. А. Научный руководитель: профессор кафедры экономической теории Имамбаева
У.А. Алматы, 2003 г. |
Заказывайте: рефераты - 150 р. курсовые - 700 р. дипломы - 2500 р.
Оценить/Добавить комментарий:
Имя: | |
|
Оценка: Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Отлично |
Комментарии:
| |||||
| |||||
| |||||
|
Работы, похожие на Реферат: Проблемы
развития предпринимательства в
Казахстане
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
Информация о работе Предпринимательская деятельность в Республике Казахстан