Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:40, реферат
Экономикс охватывает проблемы, связанные с достижением целей наилучшими методами. Экономикс – это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления, материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.
1. Предмет и метод экономикс……………………………………………....3стр.
2. Политическая экономия и экономикс…………………………………….7стр.
3. Критика экономических школ………………………………………...…10стр.
4. Кризис «экономикс»……………………………………………………...19стр.
5. Список используемой литературы…………………………………..…..21стр.
Содержание:
1. Предмет и метод экономикс……………………………………………....
2. Политическая экономия и экономикс…………………………………….7стр.
3. Критика экономических школ………………………………………...…10стр.
4. Кризис «экономикс»…………………………………………………
5. Список используемой литературы…………………………………..…..21
1. Предмет и метод экономикс
Экономикс охватывает проблемы, связанные с достижением целей наилучшими методами. Экономикс – это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления, материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Экономикс (англ. economics «экономическая теория», «экономика») — термин из области экономических наук, относящийся к одному из способов изложения экономической теории и соответствующих учебных курсов. В отличие от известных школ и течений экономической мысли (меркантилисты, физиократы, классическая и марксистская политическая экономия и пр.), экономикс не является самостоятельным, цельным экономическим учением. Не имея, в отличие от вышеназванных, собственной, внутренне непротиворечивой предметно-методологической основы (и не формулируя таковую для развития дальнейших исследований в своих рамках, как учения), экономикс являет собой эклектическую смесь (ср.: econo+mix) сведений, законов, формул и пр., многие из которых выведены в рамках других (часто соперничающих между собой) школ и течений экономической мысли (австрийская, математическая, историческая), и потому при углублённом исследовании могут оказаться взаимно противоречивыми.
Вместе с тем, в роли учебного курса экономикс являет собой объёмный компендиум, позволяющий учащимся охватить базовые экономические понятия (в основном, относящиеся к современным рынкам). Предоставляя набор абстрактных формул, не претендующих на адекватное отражение реальности (и не всегда могущих быть положенными в основу конкретных экономических прогнозов), экономикс (в отличие от политической экономии) ориентирует учащихся не на последующее изучение фундаментальных движущих сил экономического развития, а на поверхностно-прагматическое их восприятие как неких внешних данных. Впервые термин в английском языке появляется в трудах британского экономиста Альфреда Маршалла.
Экономикс к своему предмету относит поведение людей в экономике, определяемое их неограниченными потребностями и ограниченными возможностями удовлетворения этих потребностей. Заявляя о неограниченных потребностях людей, экономикс имеет в виду людей, живущих в условиях рыночной экономики, саморазвитие которой обусловливает рост человеческих потребностей.
Причем рыночная экономика не просто реагирует на этот рост, она его провоцирует, создавая такие вещи, в которых у людей прежде не было нужды. Особенно изощренно в этих целях используется реклама, рекламные услуги могут варьироваться от простого информирования покупателей до самого настоящего рекламного террора. Однако приобрести огромное многообразие вещей, появляющихся на рынке товаров, не в состоянии ни один человек, даже самый богатый. Так что каждому человеку на рынке приходится делать выбор с учетом своих ограниченных денежных возможностей. В ситуации выбора находятся и те, кто производит вещи. Такой выбор опять же обусловлен ограниченными ресурсными возможностями производителей. Исходя из этих возможностей, они производят лишь некоторые виды вещей и в определенном количестве.
Перед каждым производителем встают вопросы: что, сколько, как производить? Эти вопросы экономикс называет фундаментальными, и ответы на них относит к предмету своего исследования. В дальнейшем мы узнаем, что эти ответы определяются действием рыночного механизма. Получается, что предметом экономикс является поведение людей как субъектов рыночной экономики.
В этой связи следует отметить, что общую экономическую теорию как науку нельзя сводить к «экономиксу». В учебнике К. Макконнелла и С. Брю предмет «экономикс» определяется в двух аспектах. Во-первых, «экономикс» исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека. Во-вторых, «экономикс» исследует поведение людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Кроме этого, западные курсы «экономикса» основываются на анализе капиталистической экономики, а другие типы экономик рассматриваются как альтернативные. Так, например, П. Самуэльсон даже французскую экономическую систему с «государственным планированием» рассматривает как альтернативную.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что предмет экономической теории нельзя сводить к «экономиксу», так как предмет «экономикса» ограничен исследованиями как по пространственному, так и содержательному признакам.
Первое ограничение состоит в изучении единственной экономической системы – капиталистического производства.
Второе ограничение заключается в анализе исключительно использования ресурсов. В то же время не изучаются внутренние противоречия, возникающие в процессе воспроизводства, хотя, как и в любой системе, они имеют место.
Определить предмет науки - значит выделить объект исследования. Предметы науки, объекты исследования могут и должны быть разграничены, хотя, конечно, между науками существует взаимосвязь, поскольку взаимосвязь существует между процессами в природе и обществе. Буржуазные экономисты смешивают проблемы политической экономии с вопросами других наук, в том числе отраслевых экономик. Экономика — широкая сфера жизни общества. Она изучается не только политической экономией, но и отраслевыми экономиками. Однако в то время как политическая экономия выясняет законы, управляющие производством, обменом, распределением и потреблением материальных благ в человеческом обществе, отраслевые экономики изучают проявление этих законов в данной конкретной области. При этом они имеют свои специфические задачи, средства и методы их решения.
Приведенным определениям предмета «экономикс» присущи субъективистские, идеалистические черты; они основаны на метафизическом, а не на материалистическом методе анализа экономической жизни общества, т. е. они несостоятельны в методологическом отношении. В этих определениях игнорируется роль общественного производства в развитии человеческого общества, роль способа производства, значение производственных отношений. Если буржуазные экономисты и говорят о производстве, то они имеют в виду преимущественно возникающие при этом технологические задачи, производство вообще. Но политическая экономия занимается вовсе не «производством», а общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства. Она выясняет «условия и формы», при которых происходит производство, обмен и распределение продуктов.
Наглядным примером того, как в предмет «экономикс» включается анализ «производства вообще», а не исторически определенных форм общественного производства, может служить трактовка этой науки П. Самуэльсоном. По его словам, . любое общество, независимо от того, представляет ли оно собой полностью коллективизированное коммунистическое государство, племя островов Южного моря, капиталистическую промышленную нацию, швейцарскую семью Робинсонов, Робинзона Крузо, или. можно добавить, колонию пчел, сталкивается с тремя основными и взаимосвязанными проблемами:
1. Какие товары следует производить и в каких количествах?
2. Как следует производить товары?
3. Для кого1 следует производить товары?
Предмет и метод исследования взаимосвязаны. Причинно-следственная связь предмета и метода выражается в том, что с изменением предмета изменяется и метод. Чем сложнее объект исследования, тем выше степень зрелости теории, тем более совершенный метод его изучения требуется. Это положение может быть записано в следующем виде: степень зрелости объекта исследования → степень зрелости теории → степень зрелости метода.
Методом называется совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются правильные пути достижения поставленной людьми цели, решения ими конкретной задачи. Так как деятельность людей может быть и практической, и теоретической, в самом широком смысле слова метод относится и к практике и к теории.
Методы в науке — это путь, способ, прием, орудие теоретического исследования предмета, отражаемого в системе ее категорий и законов. Если предмет науки характеризуется тем, что исследуется, то метод — тем, как исследуется. Специфика метода любой науки определяется не только всей совокупностью теоретических (и, если это возможно, практических) приемов и способов, используемых в процессе познания, но и характером, особенностями изучаемого предмета. Между предметом и методом науки существует причинно-следственная связь.
Метод «экономикc». В курсе «экономике» сложилась два основных метода познания экономических явлений: позитивный и нормативный, каждый из которых имеет свою философскую основу. Позитивный метод опирается на философию позитивизма (от лат. «позитивус» — положительный). Согласно его главному, основополагающему принципу, научное знание должно быть освобождено от всякой философии (в ее прежней метафизической интерпретации), которую как самостоятельную науку следует упразднить, ибо она стала ненужной (отсюда лозунг: каждая наука — сама по себе философия). Любое подлинное, положительное знание о реальной действительности может быть получено в виде не умозрительных философских обобщений, а результатов Отдельных специальных научных исследований, на базе которых формируется единая система знания. Задача науки, в соответствии с такими рассуждениями, состоит не в исследовании причинно-следственных связей реальных явлений и процессов, а в описании и систематизации внешних фактов, отдельных суждений, данных чувственного опыта. В результате ее законы приобретают описательный, а не причинно-следственный характер.
Наряду с философским методом, раскрывающим общие методологические принципы познания, в курсе «экономикc» широко используется системно-функциональный метод, в рамках которого изучаемый объект рассматривается как сложноорганизованная система. При таком подходе в центре внимания — исследование не генетических и причинно-следственных связей, а связей функциональных, количественных зависимостей. Суть в том, чтобы установить функциональную (внешнюю) зависимость между элементами данной системы, а также оптимальные условия ее сохранения и развития. В целом логика подобного экономического анализа такова: исходный пункт — сбор, описание и систематизация эмпирических фактов. Затем разрабатываются гипотезы о функционировании той или иной конкретной области экономики (или ее агрегированного состояния), на основе которых формируются экономические принципы или экономические теории. Последние, в свою очередь, выступают в качестве необходимой предпосылки разработки экономической политики, ставящей целью решение различных экономических проблем. При этом применяется довольно широкий арсенал познавательных средств: абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция и др. Однако особо важную роль играют математические приемы и соответствующий им инструментарий — графики, таблицы, формулы, которые используются на всех этапах экономического исследования.
2. Политическая экономия и экономикс
Политическая экономия исторически сложилась как наука, в центре внимания которой находится изучение социально-экономических отношений между классами и социальными группами. Такие отношения в решающей мере зависят от господствующих в обществе форм собственности. Вместе с тем из предмета науки были практически исключены те организационно-экономические связи между людьми, которые являются общими для всех эпох истории. В результате отдельные виды исторически преходящих социально-экономических отношений (первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные и др.) не соединялись в единый исторический поток.
В совершенно противоположном направлении развивалась экономическая теория на Западе. В начале 20-х годов в англо-американской литературе на смену термина “политическая экономия” стал применяться термин “экономикс”. В 30-е годы профессор Лондонского университета Л. Роббинс, будучи сторонником маржинализма, дал определение предмета экономике. По его мнению, центральной проблемой экономической науки является распределение редко встречающихся ресурсов (которых не хватает для удовлетворения потребностей) между альтернативными целями. Л. Роббинс рассматривал экономикс вне всякого конкретного социального содержания. Эта теория, на его взгляд, является одним из разделов некой всеобщей науки о рациональной деятельности. В 40-50-х годах подобное понимание предмета становится в экономике общепринятым. В итоге во главу угла в экономике поставлены универсальные проблемы экономической организации и технологии, составляющие основу любого общества. Выделяются три ключевые организационные проблемы: 1) что необходимо производить; 2) как будут создаваться продукты (посредством каких ресурсов и с применением какой технологии), 3) для кого предназначаются блага.
Стало быть, с 90-х годов XIX в. и до 60-х годов XX столетия в экономической теории сложились две несимметричные трактовки ее предмета.
Но жизнь заставила внести серьезные поправки в первоначальные представления о предмете экономике. С середины 60-х годов западные экономисты все больше критикуют новоклассицизм за отрицание важности социальных и политических проблем. В экономике фактически расширились рамки социологизации предмета науки. Так, теоретически освещается политика распределения доходов, проводимая государством и предпринимателями; определяются пути борьбы с безработицей и бедностью значительной части населения; рассматриваются злободневные проблемы расовой дискриминации и ограничения прав женщин при найме на работу и увольнении. Модными стали темы о качестве жизни и экологической безопасности. Экономикс все больше обращается к политико-экономическим проблемам, в частности к сравнительному анализу современных экономических систем, трудовым отношениям, к проблемам развивающейся экономики, антикризисного регулирования, экономического роста .
В последнее время развитие экономикс дошло, наконец, до парадокса. Социологизация этой дисциплины зашла настолько далеко, что сейчас название “экономикс” применяется фактически для обозначения такой науки, которая изучает экономическую политику государства.
Политическая экономия положила начало определению предмета экономической теории как самостоятельной области знаний. Затем представления о предмете экономической теории постоянно менялись и были далеко не однозначными. Например, одни считали, что это наука о создании и использовании материальных благ, другие - что это наука, изучающая деятельность, связанную с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг.