Правление запасами на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является:
1) определить основные проблемы управления запасами предприятия и пути их решения;
2) проанализировать управление запасами на предприятии;
3) разработать конкретные предложения по повышению эффективности управления производственными запасами ЗАО «СМУ-7».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ...………….…………………………………………………………..2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ УПРАВЛЕНИИ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………….………4
1.1. Понятие, виды и категории материальных запасов…………...…….4
1.2. Необходимость существования запасов на предприятии…………11
1.3. Методы нормирования запасов…....…………………………….…..15
1.4. Системы управления запасами…....……………………………..….20
2. УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ………26
2.1. Роль и задача запасов на фирме…...……………………………..….26
2.2. Характеристика ЗАО «СМУ-7»...………….……………….…….…28
2.3. Анализ запасов...………….……………….…….…………………....30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…

Файлы: 1 файл

Примеры ЗАПАСОВ.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

Для вычисления (оценки) среднего количества технологических  или переходных товарно-материальных запасов в данной системе материально- технического обеспечения в целом  используется следующая формула:

J = S • T, (1.1)

где J – общий  объем технологических или переходных (находящихся в процессе транспортировки) товарно-материальных запасов;

S – средняя  норма продаж этих запасов  на тот или иной период времени; 

Т – среднее  время транспортировки [10].

Особенность большинства предпринимательских систем заключается в том, что товары заказываются в количествах, избыточных по отношению к необходимым на данный момент объемам. Этому есть ряд причин:

1) задержка с  получением заказанных товаров  в полном объеме, что вынуждает  заказчиков (в особенности посредников) хранить какое-то время те или иные товары на складе;

2) скидки, предоставляемые  заказчикам при продаже им  товаров крупными партиями;

3) налогообложение  торговых сделок с минимальным  размером партий, делающее невыгодной отправку заказчику товаров в количествах меньше установленного размера [2].

При этом существуют определенные ограничения на размер товарно-материальных запасов. Ограничителем  выступают издержки их хранения. Поэтому  возникает необходимость достижения баланса между преимуществами и недостатками, с одной стороны, заказывания, а с другой – хранения товаров.

Этот баланс достигается выбором оптимального объема партий заказанных товаров, или  определением экономического (оптимального) размера заказа – «economic order quantity» (EOQ), который вычисляется по формуле:

EOQ = 2 • AD / v •  r, (1.2)

где A – затраты  на производство;

D – средний  уровень спроса;

v – удельные  затраты на производство;

r – затраты  на хранение [10].

Резервные, или  «буферные», товарно-материальные запасы служат своего рода «аварийным» источником снабжения в тех случаях, когда спрос на данный товар превышает ожидания. На практике спрос на товары удается точно спрогнозировать чрезвычайно редко. Это же относится и к точности предсказания сроков реализации заказов. Отсюда и необходимость в создании резервных товарно-материальных запасов.

В определенной степени услуги, предлагаемые той  или иной компанией, представляют собой  функцию ее резервных запасов, и  наоборот: резервные запасы компании являются функцией ее услуг. Ясно, что компания будет пытаться минимизировать уровень своих резервных запасов в соответствии с декларированной ею стратегией обслуживания заказчиков. И здесь опять возникает необходимость компромисса – на этот раз между издержками хранения резервных запасов, предназначенных для приспособления к неожиданным колебаниям спроса, и выгодами, получаемыми компанией при поддержании такого уровня обслуживания своих клиентов.

Следовательно, определение точного уровня необходимых  резервных запасов зависит от трех факторов, а именно:

1) возможного  колебания сроков восстановления  уровня запасов; 

2) колебания  спроса на соответствующие товары  на протяжении срока реализации  заказа;

3) осуществляемой  данной компанией стратегии обслуживания  заказчиков [2].

Определение точного  уровня резервных запасов, необходимых  в условиях нестабильности сроков реализации заказов и изменчивого спроса на товары и материалы, – дело нелегкое. Вероятностная природа вышеуказанных  колебаний и нестабильности означает, что для нахождения удовлетворительных решении проблем, связанных с резервными товарно-материальными запасами, обычно необходимо соответствующее моделирование или имитация.

Таким образом, можно заключить, что в настоящее  время в экономической литературе категория запасов описана достаточно полно и подробно. Однако необходимо выяснить насколько необходимы запасы для предприятия.  

1.2. Необходимость  существования запасов на предприятии  

Объективная необходимость  образования запасов связана  с характером процессов производства и воспроизводства. Основной причиной образования запасов является несовпадение в пространстве и во времени производства и потребления материальных ресурсов [2].

Необходимость образования запасов особенно важна  в связи с непрерывным углублением разделения труда. Повышение производительности труда происходит вследствие расширения и углубления процессов специализации и кооперирования, в результате которых в процессе изготовления конечного продукта участвует все большее число предприятий. Необходимость перемещения между ними средств производства приводит к образованию все большего количества запасов, как по величине, так и по номенклатуре.

Образование запасов  связано также с необходимостью обеспечения не прерывности процесса производства на всех его стадиях. В процессе выполнения договоров поставки продукции и при ее транспортировке могут происходить отклонения от запланированных сроков и размеров партий поставки. В тоже время питание производства должно осуществляться регулярно. Поэтому от наличия и состояния запасов в первую очередь зависит ритмичная работа предприятия.

Наличие запасов  позволяет бесперебойно обеспечивать выполнение установленной производственной программы. Отсутствие на предприятии  материалов вследствие исчерпания запасов нарушает ритм работы производственного процесса, приводит к простоям оборудования или даже к необходимости перестройки технологического процесса.

Одной из причин создания запасов является также  возможность колебания спроса (непредсказуемое  увеличение интенсивности выходного потока). Спрос на какую-либо группу товаров можно предсказать с большой долей вероятности. Однако прогнозировать спрос на конкретный товар гораздо сложнее. Поэтому, если не иметь достаточного запаса этого товара, либо исходных материалов для его изготовления в случае работы предприятия «на заказ», не исключена ситуация, когда платежеспособный спрос не будет удовлетворен, то есть клиент уйдет с деньгами и без покупки [2].

Скидки за покупку  крупной партии товаров также  могут стать причиной создания запасов.

В современных  условиях хозяйствования в России одной  из основных проблем финансово-хозяйственной  деятельности предприятий является проблема роста цен. Значительное удорожание материальных ресурсов, необходимых  для производственного процесса неблагоприятно сказывается на функционировании предприятия, ведет к перебоям в снабжении вплоть до остановки производственного процесса. Таким образом, вложение свободных средств в производственные запасы является одним из возможных способов избегания падения покупательной способности денег [5].

С другой стороны, предприятие, сумевшее предвидеть инфляционные процессы в экономике, создает запас  с целью получения прибыли  за счет повышения рыночной цены. В  данном случае речь идет о спекулятивном  характере создания запасов [2].

Потребность в  материальных ресурсах на образование  запасов определяется в трех оценках:

1) в натуральных  единицах измерения, что необходимо  для установления потребности  в складских помещениях;

2) в денежной (стоимостной) оценке для выявления потребности в оборотных средствах и увязки с финансовым планом;

3) в днях обеспеченности  – в целях планирования и  контроля за выполнением графика  поставки [1].

Обеспеченность  предприятия запасами в днях исчисляется  по формуле:

 Здн = Зmi / Pдi, (1.3)

где Здн –  запасы сырья и материалов, в днях;

Зmi – запасы i-ого вида материальных ресурсов в  натуральных или стоимостных  показателях;

Pдi – средний  дневной расход i-ого вида материальных  ресурсов в тех же единицах  измерения [1].

Процесс оформления каждого нового заказа на поставку материалов и комплектующих сопровождается рядом издержек административного характера (поиск поставщика, проведение переговоров с ним, командировки, междугородние переговоры). Снизить эти затраты можно сократив количество заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера запаса [4].

Сезонные колебания  производства некоторых видов товаров  приводят к тому, что предприятие  создает запасы данной продукции, чтобы  избежать проблем в снабжении в неблагоприятные периоды. В основном это касается продукции сельского хозяйства.

Кроме того, накопление запасов часто является вынужденной  мерой снижения риска недопоставки (недоставки) сырья и материалов, необходимых для производственного процесса предприятия. Отметим, что в этой связи предприятие, ориентирующееся на одного основного поставщика, находится в более уязвимом положении, чем предприятие, строящее свою деятельность на договорах с несколькими поставщиками [9].

Однако политика накопления материальных запасов ведет к значительному оттоку денежных средств предприятия из оборота. Зависимость эффективности производства от уровня и структуры запасов заключается в том, предприятие несет определенные затраты на обеспечение сохранности запасов.

Долговременное  содержание запасов приводит к образованию  на российских предприятиях так называемых «неликвидов» (запасов, которые не могут  быть использованы ни на самом предприятии, ни реализованы сторонним потребителям) [10].

Можно выпускать изделия малыми партиями, по мере возникновения спроса. Тогда запасы будут небольшими, однако постоянные переналадки производства лягут бременем на себестоимость единицы изделия. Другой путь – выпустить одну большую партию и держать готовый продукт в запасе. В этом случае расходы, связанные с запуском изделия в производство, распределятся на большое количество изделий, что может снизить себестоимость единицы даже при возросшем запасе. Тем самым снижаются издержки, связанные с производством единицы изделия.

Упрощение процесса управления производством достигается  созданием запасов полуфабрикатов на различных стадиях производственного  процесса внутри предприятия. Наличие  этих запасов позволяет снизить  требования к степени согласованности  производственных процессов на различных участках, а, следовательно, и соответствующие издержки на организацию управления этими процессами.

Таким образом, при многих положительных моментах создания запасов предприятие несет  значительные расходы по их формированию и содержанию.

Таким образом, существует много причин для создания товарно-материальных запасов на фирмах, однако, общим для них является стремление субъектов производственной деятельности к экономической безопасности. При этом следует отметить, что  стоимость создания запасов и неопределенность условий сбыта, не способствуют возрастанию значимости дорогостоящей резервной сети «безопасности» в глазах руководства фирм, поскольку объективно противоречат повышению эффективности производства.

Одним из сильнейших стимулов к созданию запасов является стоимость их отрицательного уровня (дефицита). Следует иметь в виду, что стоимость дефицита запасов больше, чем просто цена упущенных торговых сделок или нереализованных заказов. В нее входят и потери времени на изготовление продукции, и потери рабочего времени, и, возможно, потери времени из-за дорогостоящих перерывов в производстве при переходах между сложными технологическими процессами.  

1.3. Методы нормирования  запасов  

Нормой запаса называется расчетное минимальное  количество предметов труда, которое должно находиться у производственных или торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства продукции или реализации товаров [2].

Различают следующие  методы нормирования материальных ресурсов: расчетно-аналитический, отчетно-статистический и опытный.

Расчетно-аналитический  метод расчета индивидуальных норм расхода сырья, материалов, топлива  и энергии основан на выполнении поэлементных расчетов по данным проектно-конструкторской, технологической и другой технической документации [6]. При этом методе полезный расход материальных ресурсов на деталь, сборочный узел, единицу продукции рассчитывается по данным рабочих чертежей, конструкторских специфических рецептур, технологических регламентов, уравнений химических реакций. Нормируемые величины трудно устранимых технологических отходов и потерь определяются на основе карт технологических процессов, технологических карт раскроя, карт согласования обработки, актов взвешивания заготовок. Этот метод является наиболее прогрессивным, позволяющим определить научно-обоснованные нормы расходов, так как сочетает технико-экономические расчеты с анализом конкретных производственных условий. В связи с этим его применение наиболее целесообразно в нормировании сырья, основных материалов и ТЭР.

Опытный метод  – способ разработки индивидуальных норм расхода сырья, материалов, топлива  и энергии, основанный на замерах  их расхода и объемов произведенной  продукции (работ) в лабораторных и  опытно-производственных условиях [6]. При этом необходимо стремиться к определению значений раздельно по каждому элементу состава нормы расходов.

Условия проведения опытов должны быть наиболее типичными  для данной технологии производства и вместе с тем максимально  приближенными к тем условиям, которые возникнут после реализации в планируемом периоде каких-то мероприятий по совершенствованию производства. Опыт должен производиться максимально возможное число раз на технически исправном и отлаженном оборудовании и в режимах, предусмотренных технологическими регламентами и инструкциями.

Информация о работе Правление запасами на предприятии