Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:44, курсовая работа
Кредиты - как часто в последнее время мы слышим это слово. Всё и все в нашем мире живут 'в кредит' кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени. И всем нам известно, что существует много видов кредитов: инвестиционный кредит, кредит оборотного капитала, потребительский кредит. И каждый из них действует нам на благо. В этой работе речь пойдёт именно о последнем - о потребительском кредите. Потребительский кредит дает:
1. Возможность получить те вещи, которых без использования кредита пришлось бы очень долго ждать или которые были бы просто не доступны.
2. Гибкость: делать покупки в удобное время на распродажах при снижении цен и совершать выгодные сделки, даже если в этот момент мы не располагаем нужной суммой наличных.
3. Безопасность: когда мы делаем покупки или путешествуем, кредитные карточки и расходные счета являются более удобным и надёжным средством оплаты по сравнению с наличными деньгами.
Введение 3
Глава I. Потребительский кредит
1. Потребительский кредит в экономике 4
1.1 Понятие потребительского кредита 4
1.2 Роль потребительского кредита 5
1.3 Норма процента и факторы, её определяющие 7
2. Основные формы потребительского кредита 8
2.1 Покупка в рассрочку 8
2.2 Кредитные и расходные карточки 10
2.3 Автоматически возобновляемые ссуды 13
2.4 Персональные ссуды 14
3. Условия и порядок предоставления потребительского кредита 18
Глава II. Влияние потребительского кредита на экономику страны
1. Потребительский кредит в России 20
2. Секреты потребительских кредитов в нашей стране 23
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Потребительский кредит очень хорошо стимулирует эффективность труда. Получая заработную плату, недостаточную для покупки за наличный расчёт ряда товаров, в частности предметов длительного пользования, люди имеют возможность покупать эти товары в кредит или брать кредит под их покупку. Впоследствии, деньги за эти товары должны быть выплачены, поэтому каждый, взявший в кредит, старается продержаться на своём рабочем месте, как можно дольше. Только так он может быть уверенным в своих силах выплатить кредит и зарекомендовать себя перед кредиторами, как честное и добросовестное лицо, для дальнейших связей.
Но следует отметить, что потребительский кредит может оказаться ''долговой ямой'' так как, лишаясь заработка в результате безработицы или по другой причине, люди не смогут погашать свою задолженность. Поэтому, вынуждая людей как можно крепче держаться за своё рабочее место, потребительский кредит уменьшает текучесть кадров. Уменьшение текучести кадров благоприятно влияет на экономику страны. Таким образом, потребительский кредит является очень сильным фактором подъёма народного благосостояния.
К отрицательным сторонам потребительского кредита относится то, что он, временно форсируя рост производства и, создавая видимость высокой конъюнктуры, в конечном счёте, может способствовать выходу производства за рамки платёжеспособного спроса населения, что приведёт к нарастанию процесса перепроизводства и обострению экономических кризисов.
Потребительские кредиты обычно предоставляются на сумму до 10,000 долларов и сроком 1-2 года. Объектом финансирования может служить как приобретаемый товар (мобильный телефон, телевизор, холодильник и т.д.), так и некоторое общие нужды клиента, например, ремонт квартиры или дачи. Ставки по данным кредитам наиболее высокие и могут достигать 60% годовых. Банки стараются не указывать в своих предложениях реальные ставки. Данные кредиты обычно предоставляются непосредственно в магазинах несколькими банками, но лучше отправляться за покупкой точно представляя условия кредитования в связи с высокой стоимостью кредитов данного вида.
Рынок потребительских кредитов стремительно развивается в России. Все больше банков готовы предложить программы кредитования товаров и услуг. Конкуренция банков на данном рынке играет положительную роль и у клиента появляется возможность выбора( в таблице представлено 19 банков России, конкурирующих на рынке потребительских кредитов, за 9 месяцев 2009 года).
№ |
Банк |
Потребкредиты на 01.10.09, млн. руб. |
Потребкредиты на начало года, млн. руб. |
Резервы под кредиты физлицам, млн. руб. |
Кредиты от 0.5 до 3 лет, млн. руб. |
Проценты, полученные по кредитам (срочным) физлицам, млн. руб. |
1 |
Сбербанк |
418 912.9 |
293 700.0 |
10 781.7 |
61 489.2 |
40 068.8 |
2 |
Русский Стандарт |
55 751.3 |
33 583.4 |
214.4 |
31 634.9 |
5 561.3 |
3 |
Росбанк |
28 145.9 |
3 182.8 |
198.1 |
19 504.2 |
2 758.5 |
4 |
ХКФ-Банк |
19 300.7 |
17 821.4 |
672.7 |
17 472.0 |
2 846.9 |
5 |
Райффайзенбанк |
16 992.0 |
10 275.2 |
223.7 |
9 719.3 |
1 025.6 |
6 |
Уралсиб |
15 927.5 |
6 747.9 |
142.3 |
11 368.2 |
1 392.0 |
7 |
МДМ-Банк |
11 285.0 |
6 639.0 |
465.9 |
6 892.1 |
802.6 |
8 |
Импэксбанк |
10 985.1 |
2 392.3 |
290.7 |
6 514.1 |
619.8 |
9 |
Банк Москвы |
10 347.3 |
4 786.6 |
186.9 |
7 756.1 |
675.4 |
10 |
Ситибанк |
8 790.7 |
2 528.1 |
203.0 |
1 930.9 |
534.7 |
11 |
Международный Московский Банк |
7 549.5 |
3 861.8 |
93.8 |
3 965.4 |
379.2 |
12 |
Внешторгбанк |
7 423.7 |
3 355.2 |
69.2 |
787.7 |
524.9 |
13 |
Газпромбанк |
6 831.0 |
3 936.6 |
92.5 |
3 112.5 |
485.0 |
14 |
Инвестсбербанк |
6 059.5 |
2 481.6 |
440.3 |
4 341.9 |
536.9 |
15 |
Запсибкомбанк |
4 649.6 |
3 212.5 |
47.6 |
1 510.7 |
471.0 |
16 |
Финансбанк |
4 554.2 |
1 200.1 |
101.9 |
3 908.1 |
264.7 |
17 |
БСЖВ |
4 143.2 |
1 129.0 |
46.3 |
1 324.2 |
130.6 |
18 |
Промышленно-Строительный Банк |
4 043.0 |
2 157.3 |
114.4 |
2 570.3 |
312.1 |
19 |
Дельтакредит |
3 830.7 |
2 629.1 |
42.2 |
24.0 |
314.5 |
Потребительское кредитование в настоящее время является одним из динамично развивающихся направлений банковской деятельности. Наличие позитивных перспектив обусловлено также обозначившимся территориальным расширением данного рынка, до последнего времени сконцентрированного в Москве, Санкт-Петербурге и еще десятке крупных городов.Уже,начиная с середины 2003 г.,стала заметна экспансия розничных банков, а также расширение розничного бизнеса крупных универсальных банков в регионах.
Еще в начале 2002 г. потребительский кредит не рассматривался региональными банками и филиалами иных региональных кредитных организаций в качестве значимого направления бизнеса. Потребительские кредиты составляли менее 2% кредитного портфеля. Начиная с 2003 г. динамика потребительского кредитования в России существенно возросла. За несколько лет объем выданных кредитов физическим лицам увеличился в 7 раз, при этом их доля в совокупном кредитном портфеле приблизилась к среднероссийскому показателю и составила по состоянию на 1 ноября 2008 г. 10,6%.
Представляется, что интенсивному развитию кредитования населения, равно как и расширению географии потребительских кредитов, способствовали в первую очередь следующие факторы.
1. Общее снижение уровня доходности банковских операций. На данном фоне потребительское кредитование, характеризующееся высоким уровнем доходности при низкой волатильности стоимости кредитов по сравнению с доходностью вложений в другие финансовые инструменты, обладает определенной привлекательностью. При этом основной коллизией, определяющий развитие российской банковской системы в сторону розничного бизнеса, является противоречие между снижением доходности финансовых активов и дорожающими из-за роста доли платных ресурсов пассивами.
Обострившаяся конкуренция на рынке корпоративного кредитования. Идет активизация деятельности зарубежных банков, вытеснение мелких и средних отечественных банков крупными из сегмента кредитования первоклассных заемщиков, что также подталкивает банки к освоению рынка кредитов населению.
2. Рост реальных доходов населения. Этот показатель, а также показатели численности и плотности населения являются определяющими для кредитных организаций, специализирующихся на розничном бизнесе, при принятии решения об открытии своего подразделения в том или ином регионе.
3. Заинтересованность торговых предприятий. Устойчивый рост реальных денежных доходов населения на протяжении последних лет способствовал более полному удовлетворению потребительского спроса населения, в результате чего доля денежных расходов на покупку товаров и услуг поступательно сокращалась и концу 2003 г. составляла 70% его доходов. Данная динамика подтверждается и относительно невысокими темпами роста розничного товарооборота непродовольственных товаров. При этом отношение объемов предоставленных потребительских кредитов к объему розничного товарооборота непродовольственных товаров увеличилось с 3,7% в 2002 г. до 12,6% за 10 месяцев 2004 г. Рост доли купленных товаров в кредит на фоне невысоких темпов роста товарооборота непродовольственных товаров свидетельствует о том, что использование потребительского кредитования позволило существенно стимулировать объемы продаж торговых предприятий.
Таким образом, имеет место совпадение интересов всех причастных к развитию рынка потребительского кредитования сторон, что и дало реальную основу для его активного роста в последние годы.
Следует отметить, что существенное развитие потребительского кредитования происходит на фоне существенного отставания темпов разработки и принятия законодательных актов, регулирующих процесс кредитования физических лиц.
К вопросам, требующим оперативного решения в целях стимулирования и поддержки развития потребительского кредитования, относятся, в частности, законодательное урегулирование вопросов прозрачности ценообразования на рынке потребительских кредитов, а в перспективе - разработка и принятие закона о потребительском кредите (по примеру США и Великобритании).
Вопрос прозрачности ценообразования и определения реальной стоимости потребительского кредита в настоящее время является одной из не в полной мере урегулированных сторон банковского права в части защиты прав потребителей банковских услуг.
Вопросам прозрачности ценообразования и доступности информации о стоимости потребительского кредита было уделено отдельное внимание в ходе целевого анализа состояния рынка потребительского кредита в регионе, проведенного Главным управлением Банка России.
С учетом результатов анализа можно сделать вывод, что основа для высокой доходности операций по кредитованию физических лиц формируется как высоким уровнем неудовлетворенного спроса со стороны населения, так и использованием банками в работе с населением определенных маркетинговых приемов, направленных на стимулирование данного спроса.
Анализ структуры доходов банков указывает на сопоставимость уровня непроцентных доходов (в первую очередь комиссионного вознаграждения), полученных при кредитовании населения, с уровнем процентных доходов по этим операциям.
В тарифной политике всех
банков, работающих на рынке потребительского
кредитования и, в частности экспресс-
Очевидно, что многочисленные комиссионные существенно увеличивают стоимость потребительского кредита по сравнению с указанной в договоре процентной ставкой. Кроме того, различная база расчета величины вознаграждения банка создает значительные затруднения для определения фактической стоимости услуги ее непосредственным потребителем.
Следует отметить ограничение возможности выбора у физических лиц - потребителей кредитов в связи с недостаточной их информированностью о фактической стоимости заимствований. Кроме того, непрозрачность формирования стоимости кредита, а также сложность расчетов для потребителя создают условия для манипулирования стоимостью в зависимости от условий, определенных кредитными организациями во внутренних документах.
Указанная проблема за рубежом (США, Великобритания) решается в рамках закона, регулирующего отношения физических лиц - заемщиков и их кредиторов. Основная и самая существенная часть закона направлена на обязательство финансовых учреждений по проведению разъяснительной работы с клиентами по характеру сделки и размеру выплачиваемых процентов. При этом законодательно не ограничивается характер платежей или условий по предоставляемым кредитам. Вместе с тем выдвигается требование по четкому и ясному опубликованию информации по финансовым выплатам, относящимся к сделкам по потребительскому кредиту, их условиям и порядку возврата.
При этом, в частности в США, разработано единое понятие годовой процентной ставки, подлежащей опубликованию, которая рассчитывается как отношение суммы всех процентных и комиссионных платежей к сумме кредита, исчисленное в годовых процентах.
Наряду с необходимостью раскрытия информации о потребительских кредитах законом регулируется полнота информации об условиях потребительского кредитования при размещении финансовыми организациями коммерческой рекламы. Реклама кредита должна включать объявление фиксированных сборов, годовых процентных ставок и ставок по видам комиссионных платежей.
Единый подход к определению годовой процентной ставки позволит потребителю проводить объективные сравнения различных предложений кредита в различных финансовых учреждениях, а также исключит манипуляции со ставками при осуществлении недобросовестной рекламы.
В связи с усилением конкуренции на рынке потребительского кредитования острота проблемы выбора потребителем кредитной организации и декларирования последними фактической стоимости услуги будут только возрастать.
Определенным шагом в направлении повышения уровня открытости стоимости потребительского кредита является введение в банковскую практику уже в текущем году отчетности, составляемой на основе Международных стандартов финансовой отчетности, которые предусматривают раскрытие информации о стоимостных параметрах и характере финансовых инструментов.
Тем не менее очевидно, что указанный источник информации предоставит лишь общие сведения о стоимостных параметрах инструмента и применяется для оценки деятельности кредитной организации в целом, а не при принятии решения конкретным потребителем при выборе банка-кредитора.