Понятие рыночного равновесия, его экономический смысл в мгновенных, коротких и длительных периодах

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:46, реферат

Краткое описание

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ БЕЗГРАНИЧНЫ, А РЕСУРСЫ ОГРАНИЧЕНЫ. ИЗУЧЕНИЕМ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОСЛЕДНИХ ДЛЯ НАИБОЛЕЕ ПОЛНОГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБЩЕСТВА И ЗАНИМАЕТСЯ ЭКОНОМИКА. ОДНАКО ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ДОСТИГНУТЬ ИДЕАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ.

Оглавление

I. Введение.
II. Рыночное равновесие.
1. Рыночный спрос:
1.1. Рынок и закон спроса.
1.2. Изменение спроса.
1.3. Взаимосвязь спроса и предложения.
2. Рыночное предложение:
2.1. Закон предложения.
2.2. Детерминанты предложения.
2.3. Изменение в предложении.
2.4. Краткосрочный период времени.
2.5. Долгосрочный период времени.
2.6. Взаимосвязь между краткосрочным и долгосрочным периодами.
III. Экономический кругооборот.
IV. Заключение.
V. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

спрос и предложение 2.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования РФ 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  курсу     Микроэкономика

 
 

на  тему:     Понятие рыночного равновесия, его экономический смысл в мгновенных, коротких и длительных периодах. 
 
 
 

Выполнил:

студент мэси     Абдуллина Ольга Рафаильевна 

специальность     Финансы и кредит 

договор №    0155-0729     от     29.06.01

Преподаватель     Крымова Лариса Васильевна

Результат проверки ______________________________/_______________/_

                                                             подпись преподавателя

г. Тольятти

2001

План.

I. Введение.

II. Рыночное равновесие.

     1. Рыночный спрос:

         1.1. Рынок и закон спроса.

         1.2. Изменение спроса.

         1.3. Взаимосвязь спроса и предложения.

     2. Рыночное предложение:

         2.1. Закон предложения.

         2.2. Детерминанты предложения.

         2.3. Изменение в предложении.

         2.4. Краткосрочный период времени.

         2.5. Долгосрочный период времени.

         2.6. Взаимосвязь между краткосрочным  и долгосрочным периодами.

III. Экономический кругооборот.

IV. Заключение.

V. Список используемой литературы.

I. Введение.

     Человеческие потребности безграничны,  а ресурсы ограничены. Изучением  проблемы использования последних  для наиболее полного удовлетворения  материальных и духовных потребностей  общества и занимается экономика. Однако ограниченность ресурсов не позволяет достигнуть идеального решения. Непреложным фактом является то, что совокупность всех наших материальных потребностей превышает производительные возможности всех имеющихся ресурсов. Вот почему абсолютное материальное изобилие не представляется осуществимым.

     В условиях совершенной конкуренции  на рынке постоянно встречаются  продавец и покупатель, и таким  образом при их столкновении  определяется цена товара. При  этом учитываются затраты продавца или производителя на производство, хранение, транспортировку товара, ценность и полезность этого товара для потребителя, а также многие другие факторы, влияющие на цену.

     ”Предложение” и “спрос” —  два наиважнейших понятия экономики.  Их можно рассматривать отдельно, но на практике это два неразрывных явления.

     Как известно, в рыночной экономике  спрос определяет предложение.  Но это вовсе не значит, что  предложение меньше по своей  значимости, чем спрос. Его изучение  так же необходимо для правильного понимания и решения проблем, встающих перед экономистами и менеджерами. Как поставить производство, чтобы оно приносило максимальную прибыль? Как понизить издержки? Как создать план деятельности фирмы на будущее? Что лучше: продолжать производство или пора остановить предприятие? Это очень важные вопросы, от решения которых зависит судьба предприятия в частности и государства в целом.

     Изучение же спроса на рынке  сейчас становится первоочередной  задачей при функционировании  предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. “Клиент всегда прав” – этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как рыночный спрос. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Рыночное равновесие.

     Рыночное равновесие – примерное равенство спроса и предложения на определенный товар в данное время и на данном рынке.

     В условия конкуренции взаимодействие  рыночного спроса и рыночного  предложения корректирует цену  до того момента, пока величина  спроса и величина предложения не совпадут. Это равновесная цена. Соответствующее количество (продукта) – это равновесное количество. Равновесная цена разгружает рынок, не оставляя обременительный излишек у продавцов и не создавая ощутимых нехваток у покупателей. Если бы конкурентные цены автоматически не согласовывали друг с другом решения о предложении и спросе, то понадобилась бы какая-то форма административного контроля со стороны правительства, чтобы устранять или регулировать нехватки или избытки, которые в противном случае могли бы возникнуть. Способность рыночных сил, таким образом, синхронизировать решения рынка о продажах и покупках, чтобы исключались потенциальные излишки и нехватки продукта, называется "уравновешивающей функцией" цен.

Рисунок 1. Равновесная цена и количество продукта определяется

рыночным  спросом и предложением. 

     Выше уже было рассмотрено,  как неценовые факторы спроса  и предложения влияют на равновесную  цену. Теперь давайте рассмотрим, как влияет на равновесную цену взаимодействие спроса и предложения.

     Изменение спроса. Вначале рассмотрим  влияние изменения спроса, приняв  допущение, что предложение остается  постоянным. Предположим, что спрос  вырос. Обратимся к рисунку  1 отметим, что новая точка пересечения кривых предложения и спроса окажется выше точки пересечения показателей на осях цены и количества, мы можем заключить, что увеличение спроса, при прочих равных условиях, порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Аналогично, уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект уменьшения количества продукта. Короче, мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесных цены и количества.

     Изменение предложения. Теперь проанализируем воздействие изменения предложения, когда величина спроса остается постоянной. Когда предложение увеличивается, новая точка пересечения предложения и спроса находится ниже прежней, но равновесное количество продукта возрастает. С другой сторону, сокращение предложения ведет к повышению цены. Короче, увеличение предложения порождает эффект понижения цены и эффект прироста количества продукта. Существует обратная связь между изменением предложения и, вытекающим из этого, изменением равновесной цены. Но связь между изменением предложения и изменением количества продукта остается прямой.

1. Рыночный спрос.

1.1. Рынок и закон  спроса.

     Рынок косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок – основа рыночной экономики.

     Рынок – это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг, Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными – на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.

     Состояние рынка определяется  соотношением величины спроса  и предложения.

     Спрос и предложение – взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

     Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам. Цена спроса - максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.

     Величины спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных условиях.

     Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.

     Помещение цены на вертикальной оси и величины спроса на горизонтальной – это экономическая традиция. Математик поместил бы цены на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена – это независимая переменная, а величина спроса - зависимая переменная. 

     Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих приделах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями.

     На любом рынке выступает много покупателей, поэтому целесообразно говорить о рыночном спросе. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса может быть легко осуществлен по средствам суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Мы просто совмещаем кривые индивидуального спроса по горизонтали, чтобы вывести общую кривую спроса.

1.2. Изменение спроса.

     Цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменение одной из детерминант изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.

     Рассмотрим влияние неценовых детерминант:

1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Пример: физическое здоровье становится все более популярным, а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды.

2. Число  покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Примеры: японцы сокращают импортные квоты на американское телекоммуникационное оборудование, тем  самым, повышая спрос на такое оборудование; снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование.

3. Доход. Воздействие спрос изменения денежного дохода  более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса.

     Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.

Информация о работе Понятие рыночного равновесия, его экономический смысл в мгновенных, коротких и длительных периодах