Понятие налоговой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 00:06, реферат

Краткое описание

В современном мире налоговая система любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования. Налоговые системы используются как эффективный инструмент реализации финансово-экономической политики государства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….............3
Понятие налоговой системы………………………………………………………………....6
Сущность и принципы налогообложения..……………..……………………...6
Виды и функции налога ……………………………………………………….9
2 Виды налоговой системы
2.1 Преимущества и недостатки глобальной системы налогообложения
2.2 Шедулярная система налогообложения
3 Налоговая политика Украины
3.1 Сущность и значение налоговой политики
3.2 Особенности налоговой политики в Украине
Заключение………………………………………………………………………..............….…16
Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

системы налогооблож.doc

— 123.50 Кб (Скачать)
y">     Налоговая политика осуществляется через налоговый  механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений. Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления и власти, а также существенны различия и во временном отношении. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Любое налоговое действие, не базирующееся на объективной основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, что неминуемо ведет к их деформации. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.

     Налоговый механизм – это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. 
 

      3.2 Особенности налоговой политики в Украине   

     Становление системы налогообложения в Украине  началось с принятием 25 июня 1991г. Закона "О системе налогообложения". В нем были определены принципы построения и назначения системы налогообложения, перечень налогов, сборов и обязательных платежей, плательщики и объекты налогообложения.

       Учитывая изменения в налоговой  политике государства, необходимость  дальнейшего совершенствования  налогообложения, 2 февраля 1994г. было  принято второй вариант Закона "О системе налогообложения". Третий вариант этого Закона Верховная Рада Украины приняла 18 февраля 1997г.  

       В последнем варианте Закона  дается более полное и четкое  определение принципов построения  системы налогообложения; причем  политика профсоюзов основывалась  на принципах солидарности между  различными группами трудящихся. Обязанностей, прав и ответственности налогоплательщиков; видов налогов, сборов и порядка их зачисления в бюджет и государственные целевые фонды.

     Украинский  бизнес считает налоговую политику и коррупцию наиболее проблемными  факторами и отмечает ухудшение ситуации в этой сфере за последний год. Об этом свидетельствуют результаты Отчета о конкурентоспособности регионов Украины 2011 Фонда "Эффективное управление".

     Согласно  данным, вес налоговой политики среди  всех проблемных факторов вырос за прошедший год с 14% до 16%, а коррупции - с 10% до 15%.

     Эксперты  Фонда полагают, что определение  налоговой политики как топ-препятствия  для ведения бизнеса, вероятно, связано  с вступлением в силу с 1 января 2011 года Налогового кодекса и высоким  уровнем неопределенности по поводу его дальнейшего администрирования.

     Замкнула  тройку наиболее значимых проблем нестабильность государственной политики, хотя ее вес за год упал с 17% до 12%.

     "Полностью  прогнозируемым стало то, что  актуальные во время кризиса  инфляция и обменный курс отошли в 2011 году на второй план. Однако вероятным является возвращение этих факторов в перечень приоритетных для бизнеса, учитывая высокий уровень макроэкономической нестабильности в стране", - говорится в отчете.

     Согласно  ему, вес инфляции снизился за год с 10% до 7%, что соразмерно с весом налоговых ставок (год назад - 8%).

     Вторую  пятерку наиболее проблемных факторов составили неэффективность госаппарата - 6% (5%), нестабильность местной и  государственной власти - 6% (10%), доступ к финансированию - 6% (9%), разрешительная система и лицензирование - 5% (год назад отсутствовал в опросе), низкая квалификация рабочей силы - 4% (3%).

     Авторы  отчеты отмечают, что в 2011 году респонденты  в разных регионах Украины имели  трудности из-за одних и тех же проблемных факторов (95% совпадение), чего нельзя сказать о результатах прошлого года.

     Как отметила директор Фонда "Эффективное  управление" Наталья Изосимова, в  этом году Фонд "Эффективное управление" совместно с Всемирным экономическим  форумом впервые исследовал все 27 регионов Украины.

 

Заключение 
 

     Налоговая система – один из главных элементов  рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система Украины была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

     В новой налоговой системе, исходя из устройства Украины в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.

     И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство – не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

     Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода украинской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения.

     Выдвигаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы. Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного периода, практически нет.

     Несомненно, вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.

 

Список  используемой литературы 
 

     
  1. Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV, (с изменениями и дополнениями от 22.12.2010 г. № 2850-VI)
  2. Налоговый кодекс Украины от 2.12.2010 г.  № 2755-VІ
  3. Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV, (с изменениями и дополнениями от 22.12.2010 г. № 2850-VI)
  4. Кашин В., Мерзляков И. Налоговая политика и оздоровление Экономики, издание- ОРСт,  2004 – 120с
  5. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2000. – 457с
  6. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов/Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001 – 422с
  7. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003 –429с
  8. Загородиш А.Г., Усач Б.Ф., Хом'як Р.Л. Бухгалтерський облік та аудит підприємницької діяльності: Навчальний посібник. — Львів, 2005. —208 с.
  9. Кім. Г, Сопко В.В., Кім Ю.К. Бухгалтерський облік: первинні документи і порядок їх заповнення. Навч.посіб.: К.: Центр навч.літ., 2006.– 450 с.
  10. Грозна В.В. Підвищення конкурентоспроможності економіки України як передумова співробітництва з ЄС. // Актуальні проблеми економіки 11(29), 2003 - 276с.
  11. Грабова Н.М. Теорія бухгалтерського обліку: Навч. Посіб. - К.: А.С.К., 2000. — 624 с.

Информация о работе Понятие налоговой системы