Понятие налоговой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 00:06, реферат

Краткое описание

В современном мире налоговая система любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования. Налоговые системы используются как эффективный инструмент реализации финансово-экономической политики государства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….............3
Понятие налоговой системы………………………………………………………………....6
Сущность и принципы налогообложения..……………..……………………...6
Виды и функции налога ……………………………………………………….9
2 Виды налоговой системы
2.1 Преимущества и недостатки глобальной системы налогообложения
2.2 Шедулярная система налогообложения
3 Налоговая политика Украины
3.1 Сущность и значение налоговой политики
3.2 Особенности налоговой политики в Украине
Заключение………………………………………………………………………..............….…16
Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

системы налогооблож.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение………………………………………………………………………………….............3

  1. Понятие налоговой системы………………………………………………………………....6
    1. Сущность и принципы налогообложения..……………..……………………...6
    2. Виды и функции налога ……………………………………………………….9

2 Виды налоговой системы

      2.1  Преимущества и недостатки глобальной системы налогообложения

      2.2 Шедулярная система налогообложения

3 Налоговая политика Украины

      3.1  Сущность и значение налоговой политики

      3.2 Особенности налоговой политики в Украине 

Заключение………………………………………………………………………..............….…16

Список использованных источников…………………………………………………….........17 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     В современном мире налоговая система  любой страны выступает важнейшим  звеном не только финансовой системы  государства, неотъемлемой частью которой  она является, но и общей системы экономического регулирования. Налоговые системы используются как эффективный инструмент реализации финансово-экономической политики государства.

     С помощью налогов регулируются социально-экономические процессы, поощряется или, напротив, сдерживается развитие тех или иных отраслей экономики и видов деятельности в интересах структурной перестройки экономики, поддерживаются общие темпы социально-экономического развития и уровень занятости населения. Решение этих задач не происходит автоматически путем введения системы налогов. Способность   налоговой   системы   в   целом и  каждого  налога  в  отдельности  выполнять  возложенные  на них функции зависит от принципов, на которых она построена.

     Актуальность  работы заключается в том, что одним из показателей деятельности предприятия, наиболее важным, является величина налогооблагаемой выручки, а следовательно, и величина чистой прибыли, которую получит организация после уплаты всех налогов и сборов.

     Целью данной работы является исследовать преимущества и недостатки глобальной и шедулярной системы налогообложения, а также охарактеризовать основные аспекты налогообложения в Украине.

     Задачами  реферата являются:

  • Исследовать принципы налогообложения;
  • Изучить виды и функции налога;
  • Проанализировать шедулярную систему налогообложения;
  • Определить преимущества и недостатки глобальной системы налогообложения;
  • Рассмотреть сущность и значение современной налоговой политики Украины;
  • Исследовать особенности налоговой политики в Украине;

     Предметом исследования данного реферата является система налогообложения в Украине, а объектом непосредственно выступают шедулярная и глобальная система налогообложения.  

     Поставленные  задачи рассматриваются в работе в следующих разделах:

  • Понятие налоговой системы;
  • Виды налоговой системы
  • Налоговая политика Украины

     Данный  реферат основан на разработках проблем становления и развития системы налогообложения таких авторов как Кашин В. И.[3], Пансков В.Г.[4], Ковалевой А.М. [5], Черник Д.Г.[8], Юткина Т.Ф. [9] и др.

     Вместе  с тем, необходимы дальнейшее исследования возникающих экономических и финансовых проблем, тенденций, закономерностей, а также нормативно-стандартной основы с целью повышения эффективности мер, принимаемых по улучшению налоговой системы, а следовательно и в целом экономической ситуации в стране.

 

1. ПОНЯТИЕ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 
 

    1. Сущность  и принципы налогообложения
 

     Налоги  появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "…взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти... " (К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд., том 21, стр.171). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, – чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

     Итак, налогообложение – это система  распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения – это равномерность и определенность.

     Равномерность – это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона. Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

     Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

     1. Подданные государства должны  участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

     2. Налог, который обязан уплачивать  каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

     3. Каждый налог должен взиматься  в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

     4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

     Принципы  Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали "аксиомами" налоговой политики.

     Сегодня эти принципы расширены и дополнены  в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:

     1. Уровень налоговой ставки должен  устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

     2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов  носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо.

     Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

     3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

     4. Система и процедура выплаты  налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

     5. Налоговая система должна быть  гибкой и легко адаптируемой  к меняющимся общественно-политическим потребностям.

     6. Налоговая система должна обеспечивать  перераспределение создаваемого  ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

     Налоговая система базируется на соответствующих  законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:

  1. объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;
  2. субъект налога – это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;
  3. источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог;
  4. ставка налога – величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;
  5. налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога;
  6. срок уплаты налога – срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
  7. правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.

     Способы взимания налогов:

     1. Кадастровый – (от слова кадастр – таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

     2. На основе декларации. Декларация – документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

     3. У источника. Этот налог вносится  лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. 
 

Информация о работе Понятие налоговой системы