Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 00:06, реферат
В современном мире налоговая система любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования. Налоговые системы используются как эффективный инструмент реализации финансово-экономической политики государства.
Введение………………………………………………………………………………….............3
Понятие налоговой системы………………………………………………………………....6
Сущность и принципы налогообложения..……………..……………………...6
Виды и функции налога ……………………………………………………….9
2 Виды налоговой системы
2.1 Преимущества и недостатки глобальной системы налогообложения
2.2 Шедулярная система налогообложения
3 Налоговая политика Украины
3.1 Сущность и значение налоговой политики
3.2 Особенности налоговой политики в Украине
Заключение………………………………………………………………………..............….…16
Список использованных источников…………………………
Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество:
Второй вид:
– налоги на товары и услуги: налог с оборота – в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость;
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги – это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами.
Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).
2 Виды налоговой
системы
2.1 Преимущества
и недостатки глобальной системы налогообложения
Существуют два вида налоговой системы – шедулярная и глобальная. В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково.
Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:
1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).
2.
Государственное регулирование
экономики (регулирующая
3.
Поддержание социального
4. Стимулирующая функция. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию – изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития – фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.
Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись – регулирующая.
Рыночная экономика в развитых странах – это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело – как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами – путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Социальная
или перераспределительная
Посредством
налогов в государственном
Перераспределительная
функция налоговой системы
Последняя
функция налогов –
2.2 Шедулярная
система налогообложения
Шедулярная система налогообложения- форма взимания подоходного налога с граждан, использующая понятие шедула, т.е. часть дохода в зависимости от источника дохода. Ш.с.н. появилась в Великобритании в середине 19 в. в результате развития подоходного налогообложения и действовала до 1973 г. Суть Ш.с.н. заключается в том, что весь доход налогоплательщика делился на части (шедулы) по признаку источника дохода и каждая шедула индивидуально облагалась налогом.
Доходы делились на пять шедул, обозначаемых начальными буквами латинского алфавита. По шедуле А облагались доходы от недвижимости, В - доходы от коммерческого использования лесов, С - доходы от государственных ценных бумаг, D - торговая и промышленная прибыль, доходы лиц свободных профессий, доходы, полученные за рубежом, Е - трудовые доходы, жалование, пенсии.
В 1973 г. Великобритания вступила в Общий рынок и в целях координации налоговых систем с другими странами ЕЭС перешла к глобальной системе налогообложения. После 1973 г. в Великобритании шедулы сохранили свое значение при предоставлении налоговых скидок и вычетов. Таким образом, сформировалась смешанная шедулярно-глобальная система подоходного обложения. Части облагаемого дохода из разных источников рассчитываются по соответствующим шедулам, а затем суммируются в целях глобального обложения. В 1976 г. в Великобритании была введена дополнительная шедула F, по которой облагались дивиденды, полученные от британских компаний. В 1988г. была отменена шедула В, а в 1997г. - шедула С. Соответствующие доходы шедул В и С были включены в другие шедулы. В настоящее время элементы Ш.с.н. сохранились в некоторых странах - бывших колониях Великобритании. В различных формах Ш.с.н. присутствуют в системах подоходного налогообложения многих развитых стран и выражаются в разных методах расчета облагаемого дохода из различных источников (во Франции, ФРГ).
3 Налоговая
политика Украины
Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему. В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.
Задачи налоговой политики сводятся к:
Можно выделить три типа налоговой политики.
Первый тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.
Второй тип – политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.
Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.