Понятие налоговой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 00:06, реферат

Краткое описание

В современном мире налоговая система любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования. Налоговые системы используются как эффективный инструмент реализации финансово-экономической политики государства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….............3
Понятие налоговой системы………………………………………………………………....6
Сущность и принципы налогообложения..……………..……………………...6
Виды и функции налога ……………………………………………………….9
2 Виды налоговой системы
2.1 Преимущества и недостатки глобальной системы налогообложения
2.2 Шедулярная система налогообложения
3 Налоговая политика Украины
3.1 Сущность и значение налоговой политики
3.2 Особенности налоговой политики в Украине
Заключение………………………………………………………………………..............….…16
Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

системы налогооблож.doc

— 123.50 Кб (Скачать)
     
    1.  Виды и функции налога

     Налоги  бывают двух видов. Первый вид –  налоги на доходы и имущество:

  • подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм);
  • на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы);
  • поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

      Второй  вид:

      – налоги на товары и услуги: налог  с оборота – в большинстве  развитых стран заменен налогом  на добавленную стоимость;

  • акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

     Прямые  налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая  часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги – это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами.

     Регрессивные  ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить  к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

     В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение  (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).

 

2 Виды налоговой системы 
 

2.1  Преимущества и недостатки глобальной системы налогообложения 

     Существуют  два вида налоговой системы –  шедулярная и глобальная. В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково.

     Такая система облегчает расчет налогов  и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

     Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов  проявляется  через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

     1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).

     2.   Государственное регулирование  экономики (регулирующая функция).

     3. Поддержание социального равновесия  путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).

     4.   Стимулирующая функция. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию – изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития – фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.

     Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись – регулирующая.

     Рыночная  экономика в развитых странах  – это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело – как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами – путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

     Маневрируя  налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

     Социальная  или перераспределительная функция  налогов.

     Посредством налогов в государственном бюджете  концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли сдлительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающиеотрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

     Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

     Последняя функция налогов – стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом – безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь – включать эти расходы в затраты на производство. 

      2.2 Шедулярная система налогообложения 

     Шедулярная  система налогообложения- форма  взимания подоходного налога с   граждан, использующая понятие шедула, т.е. часть дохода в зависимости от   источника дохода. Ш.с.н. появилась в Великобритании в середине 19 в. в   результате развития подоходного налогообложения и действовала до 1973 г.   Суть Ш.с.н. заключается в том, что весь доход налогоплательщика делился на   части (шедулы) по признаку источника дохода и каждая шедула индивидуально   облагалась налогом.

     Доходы  делились на пять шедул, обозначаемых начальными буквами латинского  алфавита. По шедуле А облагались доходы от недвижимости, В - доходы от  коммерческого использования лесов, С - доходы от государственных ценных  бумаг, D - торговая и промышленная прибыль, доходы лиц свободных  профессий, доходы, полученные за рубежом, Е - трудовые доходы, жалование,  пенсии. 

     В 1973 г. Великобритания вступила в Общий рынок и в целях координации  налоговых систем с другими странами ЕЭС перешла к глобальной системе  налогообложения. После 1973 г. в Великобритании шедулы сохранили свое значение при предоставлении налоговых скидок и вычетов. Таким образом,  сформировалась смешанная шедулярно-глобальная система подоходного  обложения. Части облагаемого дохода из разных источников рассчитываются по  соответствующим шедулам, а затем суммируются в целях глобального  обложения. В 1976 г. в Великобритании была введена дополнительная шедула  F, по которой облагались дивиденды, полученные от британских компаний. В  1988г. была отменена шедула В, а в 1997г. - шедула С. Соответствующие  доходы шедул В и С были включены в другие шедулы.  В настоящее время элементы Ш.с.н. сохранились в некоторых странах - бывших  колониях Великобритании. В различных формах Ш.с.н. присутствуют в системах  подоходного налогообложения многих развитых стран и выражаются в разных  методах расчета облагаемого дохода из различных источников (во Франции,  ФРГ).

 

3 Налоговая политика Украины 
 

    1. Сущность  и значение налоговой политики
 

     Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему. В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

     Задачи  налоговой политики сводятся к:

  1. обеспечению государства финансовыми ресурсами;
  2. созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;
  3. сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

     Можно выделить три типа налоговой политики.

     Первый  тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

     Второй  тип – политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

     Третий  тип – налоговая политика, предусматривающая  достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

Информация о работе Понятие налоговой системы